Фото: Андрей АнохинФото: Андрей Анохин

География войны

— Фрагмент самолета нам передал один из российских военнослужащих, который действовал на месте падения самолета. Могу сказать, что он выпускник ДВОКУ, офицер, не смог остаться безучастным к увековечению памяти погибших сослуживцев, — рассказывает руководитель Амурского отделения РСВА и ББ Валерий Вощевоз. — Все элементы нашей экспозиции занимают достойное место в истории, однако без преувеличения могу сказать, что фрагмент сбитого СУ-24 — экспонат номер 1.

Экспозиция музея — это география войны во всех ее проявлениях, и для амурчан она никогда не заканчивалась. Возможно, поэтому недостатка в выставочном материале никогда не было. Трофеи, награды, сувениры и элементы экзотической для нас культуры привозят из горячих точек сами участники боевых действий. При этом никакого мародерства — только в дань уважения к противнику и его народу. Ветераны боевых действий, как никто другой, понимают — по ту сторону фронта могут оказаться такие же солдаты, выполняющие приказ.

Исторические фонды начали пополняться больше 30 лет назад, в самый разгар афганской войны. При этом особой популярностью у посетителей музея зачастую пользуются вполне мирные вещи: например, паранджа и традиционный головной убор моджахедов — пакуль. Их покупают в дуканах на улицах Кабула, а порой и в Панджшерском ущелье Афганистана.

— Мы и сейчас периодически бываем в Афганистане с ветеранскими, мирными миссиями. Много общаемся с бывшими моджахедами, становимся друзьями. И эти люди, считавшие нас оккупантами, часто говорят такую фразу: «Мы защищали свою землю, а вы выполняли приказ», — продолжает Валерий Вощевоз. — Далеко не всегда, но часто именно такие взаимные чувства помогают остановить очередное кровопролитие. Мы хотим донести эту мысль до подрастающего поколения. В то же время необходимо помнить важную поговорку: «Хочешь мира — готовься к войне!» А значит, мы не имеем права быть слабыми.

Пробитая каска

Валерий Вощевоз берет в руки потрепанный, зияющий рваными дырами разгрузочный жилет, предназначенный для переноски боеприпасов. Несколько месяцев назад его носил боевик запрещенного в России «Исламского государства». Судя по пятнам крови, этого фанатика уже нет в живых. В соседнем стенде —  обугленная и раскуроченная осколком снаряда каска грузинского военнослужащего, погибшего в Южной Осетии восемь лет назад. Под ней красноречивая нашивка «US ARMY», принадлежавшая владельцу каски.

— В данном случае наглядно видно, с кем на самом деле приходится воевать России. Если грузинский солдат идет в бой с американской нашивкой, то он уже не имеет никакого отношения к грузинскому народу, — отмечает куратор музея, заместитель руководителя амурского РСВА Ольга Павлова. — Поэтому здесь лежат и его каска, и трофейная «разгрузка» из Сирии, и многое другие вещи. Они служат напоминанием для всех, кто еще не успокоился. Не трогайте Россию и ее друзей! Еще Александр Невский сказал: «Кто к нам с мечом придет, от меча погибнет». Наша экспозиция — тот самый меч.

Сирийский сюрприз

Помимо Сирии, в стадии активного пополнения другой, не менее свежий раздел войны на юго-востоке Украины. Под стеклом свидетельства преступлений нынешнего киевского режима. Экспозицию пополняют ополченцы Донбасса из числа амурских добровольцев. Здесь кокарды украинских военных из зоны так называемой АТО, награды, личный жетон украинского таможенника. Тут же выпуск газеты националистической партии «Свобода» с призывами к братоубийству, изъятой у пленного украинского силовика. Под ним — набор для самовыживания немецкого производства, американский перевязочный пакет.

Если самый ценный, исторически значимый экспонат в музее —  фрагмент сбитого самолета, то самой символичной по праву считается горсть сирийской земли, привезенной командой амурчан в январе нынешнего года. Гостинец оказался с сюрпризом.  

— Наши ветераны попросили привезти землю Сирии. Мы набрали ее прямо на газоне в аэропорту, перед самым отлетом. Уже дома отдали посылку, но пару горстей земли оставили в нашем музее. До поры до времени земля хранилась в пакете, и совершенно случайно заметили в ней зеленые ростки. Сейчас у нас в цветочном горшке растет газонная трава из Сирии, — демонстрирует зеленые стебельки куратор музея. — Это очень символично, потому что условия хранения земли были не самые комфортные — в пакете, без воздуха. Тем не менее  жизнь пробила себе дорогу вопреки всем трудностям и препятствиям. Мы рассматриваем это событие как символ возрождения Сирии, — признаются в Амурском отделении РСБА.

Историческая контрабанда

Точное количество экспонатов музея сегодня не сможет назвать никто. Счет давно идет на сотни, поэтому часть экспозиции планируется передать Амурскому областному краеведческому музею. Ветераны не отрицают — многие предметы времен афганской войны приходилось вывозить вопреки Уголовному кодексу.

— Политика была такая, что чуждые государственной идеологии предметы ввозить в Союз запрещалось. Вещи солдат и офицеров на таможне в Ташкенте нещадно шмонались, а нас изначально ставили в положение подозреваемых. То есть мы были вынуждены оправдываться, даже если бы ехали с пустыми руками, — делится Валерий Вощевоз. — Однако мы уже тогда понимали: соблюдая те запреты, мы можем остаться без памяти об афганской войне.

Ради исторической «контрабанды» военнослужащие ограниченного контингента шли на немыслимые уловки. Например, в Афганистане свободно продавались японские двух-кассетные магнитофоны — страшный дефицит для советского обывателя. Таможня разрешала вывозить бытовую технику в определенных объемах. При этом под абсолютным запретом находился солдатский окопный фольклор. Кассеты с записями армейских шлягеров безвозвратно изымались. Советский солдат приспособился брать новую аудиокассету в заводской упаковке, ювелирно вскрывать ее лезвием, а после записи вновь аккуратно запаковывать. Записанная кассета вставлялась в пачку таких же, но чистых кассет. Все это  запечатывалось на фабричный манер и вывозилось как ограниченная партия. Их таможня проверяла редко.   

— По четыре-пять часов, а иногда и сутками сидели мы на этой таможне, — продолжает Валерий Васильевич. — Однако изобрели со временем другие каналы. Допустим, ввезти Коран в Советский Союз было делом немыслимым. Наш офицер Николай Москалев догадался разобрать такую книгу по листикам, каждый пронумеровать и в обычных конвертах с письмами разослать всем знакомым. После возвращения с войны он вновь скрупулезно собрал этот Коран,  который теперь занимает достойное место в нашем музее.

Сигаретная пачка умела убивать после смерти хозяина

Есть в музее пачка иностранных сигарет, едва не стоившая жизни одному из ополченцев. «Донецкие ребята застрелили темнокожего иностранного наемника, который вел прицельный огонь по мирным жителям. При нем была банка «кока-колы» и пачка этих сигарет. Банка взорвалась в руках у ополченцев, кто-то даже погиб. Бывают случаи, когда наемники на случай собственной гибели изготавливают минные ловушки, способные убивать и после смерти владельца. Сигареты на войне тоже считаются законным трофеем, но в данном случае они оказались ядовитыми. К счастью, никто не успел отравиться, вовремя спохватились и все содержимое уничтожили. Пустую пачку привезли нам», — продолжает делиться Ольга Павлова.    

Узнать настоящее в прошлом

Как отмечают в областном РСВА, все экскурсии проводятся бесплатно. Чаще всего сюда приходят школьные и студенческие коллективы. Ограничений по возрасту нет. Помимо демонстрации экспонатов, в экскурсионной программе обязательная беседа о происходящих в мире событиях. Часто выясняется, что подрастающее поколение не знает элементарных моментов своей истории, но без них невозможно понять настоящего.   

Адрес Амурского Союза РСВА и ББ: г. Благовещенск, ул. Амурская, 229. Телефон для заявок на экскурсию 59-34-94

Возрастная категория материалов: 18+