• Фото: общественной экологической организации «АмурСоЭС»
  • Фото: общественной экологической организации «АмурСоЭС»

Как рассказал АП директор «АмурСоЭс», биолог-охотовед Юрий Гафаров, обследование Муравьевского заказника проводилось с 16 по 18 июня. Гексакоптером было осмотрено девять гнезд. Еще три гнезда оказались нежилыми. В двух были обнаружены разбитые яйца, причем скорлупа пробита не изнутри, а снаружи. Яйца склевали вороны, потому что родители-аисты надолго покинули кладку. Оставить своих детей одних и надолго они могли только при условии, что их что-то спугнуло.

— Вообще-то аист — птица не особо пугливая, — объясняет ситуацию Юрий Маратович. — Шум для них — не помеха. Они могут из гнезда спокойно наблюдать за работающей внизу сельхозтехникой. Сама территория заказника хорошо освоена, рядом населенные пункты, посевные поля. Вероятнее всего, аисты покинули своих птенцов, потому что к опоре близко подошел человек. И находился на этом месте очень долго, наблюдая за птицей. Возможно несколько часов подряд, а то и дней.  Взрослые аисты боялись вернуться в свое гнездо, в их отсутствие налетели вороны и склевали яйца. К примеру, несколько лет назад в том же Муравьевском парке дальневосточные аисты бросили свое гнездо, к которому стали приводить многочисленные экскурсии.

100

тысяч рублей — размер штрафа за уничтожение одной особи аиста, на особо охраняемой территории сумма в два раза выше

К сожалению, в этом случае доказать вину и привлечь к ответственности людей, чье любопытство погубило редких птенцов, практически невозможно. Яйца-то склевали вороны.  Хотя за уничтожение одной особи аиста человеком предусмотрен штраф — 100 тысяч рублей. На особо охраняемой территории, к которой и относится Муравьевский заказник, сумма возрастает вдвое — 200 тысяч рублей.

Третье гнездо упало, задавив двух находившихся в нем уже вылупившихся аистят. Наиболее вероятно, что в этом виновата гроза, пронесшаяся накануне над особо охраняемой территорией. За день до ненастья егерь Муравьевского заказника видел это гнездо в целости и сохранности.

— Основная проблема этой территории — нехватка нормальных гнездопригодных деревьев, из-за чего птицы вынуждены строить свои жилища на чем попало, — продолжает Юрий Гафаров. — Тонкие ивы в сильный ветер просто не выдерживают вес огромного гнезда. Деревянные опоры, которые экологи специально устанавливают под гнезда аистов местные жители пилят на дрова. Вывод один — устанавливать бетонные опоры. Они прочные, пожары им не страшны, обрабатывать дорогостоящими противопожарными средствами не нужно, да и утащить такую массивную треногу весьма проблематично.

Несколько лет назад в Муравьевском парке дальневосточные аисты бросили свое гнездо, к которому стали приводить многочисленные экскурсии

Если одна деревянная опора стоит 15 тысяч рублей, то бетонная обойдется гораздо дороже. В копеечку влетит и ее установка. В этом случае болотистую местность придется бурить зимой. Амурские экологи надеются, что деньги на несколько опор им может выделить Амурский филиал WWF России. Также руководитель «АмурСоЭса» собирается открыть специальный счет, на который неравнодушные люди смогут перечислить средства для поддержки популяции аиста — символа Приамурья.

Гибель этих птенцов для природы, конечно, потеря, но не глобальная. После масштабного наводнения 2013 года наблюдается достаточно высокая численность аистов. В 2014 году на территории трех заказников: Амурского, Березовского и Муравьевского насчитывалось более 200 гнезд. И численность птенцов в них рекордная — до шести аистят. Как отмечает Юрий Маратович, в этом году по всем территориям идет снижение количества птиц. Прошлое лето выдалось сухим, и аисты покинули насиженные гнезда. Нынешней весной количество прилетевших аистов снизилось на тридцать процентов. Среднее количество птенцов в гнезде тоже сократилось. В хороший год одна пара выводит четыре, максимум пять, детенышей. В этом году — всего по три яйца в гнезде. Тем не менее тут же вблизи разоренных гнезд охотоведы увидели на озере стайку из девятнадцати аистов, пяти даурских журавлей и одного японского. Еще две пары даурцев и пара японцев была отмечена в заказнике. Также амурские экологи обнаружили, что три гнезда, расположенные вне заказника в районе Муравьевки-Резуновки, заселены. В одном из них до сих пор лежат яйца. Не исключено, что пара птиц поздно вывела потомство.