Сеть для бедных
Привычный формат магазинов для поселков и деревень — маленькие торговые точки, которыми владеют, как правило, жители этого же села. Сетевым торговым компаниям сельские покупатели неинтересны из‑за немногочисленности и низкого уровня дохода. Так было до последнего времени, пока в область не пришла сеть магазинов «Светофор».
1194
объекта розничной торговли работают сегодня на территории Благовещенска
Компания появилась на российском рынке всего несколько лет назад, но сумела на волне кризиса найти свободную нишу — «люди с доходом ниже среднего» — и начала активно работать на своего клиента. Сегодня «Светофор» представлен уже в пяти округах — Сибирском, Южном, Приволжском, Северо-Кавказском и Дальневосточном. Причем если обычно приходящие на амурский рынок сети начинают с самого крупного города, то этот дискаунт сначала появился в Белогорске.
И это неудивительно. В Благовещенске появление «Светофора» практически не отразилось на уровне покупательского спроса в других магазинах. Дешевая продукция — главный козырь новой сети — имеет соответствующее качество. А уровень дохода в Благовещенске позволяет жителям купить товар в другом магазине, пусть дороже, но полезнее и вкуснее. Однако в деревнях доходы населения значительно ниже. Поэтому большая часть сельских покупателей — потенциальная аудитория «Светофора».
«Мы поддерживаем местного производителя, они — нет»
— Мы прекрасно понимаем, что покупатель пойдет туда, где дешевле. А мы разоримся, потому что не в состоянии конкурировать с ценами «Светофора», — говорит владелец сети магазинов «Гермес» в Шимановске Данил Пацюк. — Оптовый ценник зависит от объема закупаемой продукции. У сетей объемы гораздо больше, оптовики и производители делают им скидки. Поэтому, даже при одинаковой наценке, в «Светофоре» будет дешевле. Но это для покупателей, конечно, плюс. А вот минус — качество продукции, предоставляемой этой сетью.
20
процентов магазинов в Благовещенске являются сетевыми
Невысокое качество продукции — так отзываются о «дискаунте жестких цен» многие покупатели. Но если у городского жителя есть возможность выбрать более качественный продукт, отправившись в соседний магазин, то селян «Светофор» быстро лишит альтернативы — местные предприниматели будут вынуждены свернуть свое дело уже через несколько месяцев неравной конкурентной борьбы.
— Пока люди разберутся, что там некачественный товар, пока закончится «эффект новизны», пройдет как минимум полгода. Чтобы продержаться в убыточные месяцы, бизнесменам нужны средства. А у нас нет таких денежных запасов, доходы сельских магазинов минимальные, — рассказывает еще один предприниматель Октябрьского района. — Поэтому мы закроемся. Учтите еще один важный момент — мы закупаем хлебобулочные, кондитерские, мясные и молочные изделия у местных производителей, тем самым поддерживая производство. В «Светофоре» этого ассортимента нет.
С просьбой не допустить появления «Светофора» в сельской местности предприниматели обратились к уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Приамурья Оксане Степановой. Ситуацию взял на контроль глава Амурской области Александр Козлов и поручил разобраться с вопросом в ближайшее время.
На антимонопольщиков нет надежды
— Запретить «Светофору» открывать свои магазины в деревнях никто не может — это незаконно, — говорит юрист, консультирующий на общественных началах амурского омбудсмена. — Да, существует антимонопольный федеральный закон № 381, где в статье 14 прописано, что, если компания заняла более 25 процентов всего торгового оборота муниципалитета, начинает действовать запрет на предоставление дополнительной площади.
Пока люди разберутся, что там некачественный товар, пока закончится «эффект новизны», пройдет как минимум полгода. Чтобы продержаться в убыточные месяцы, бизнесменам нужны средства. А у нас нет таких денежных запасов, доходы сельских магазинов минимальные.
Это значит, что после того, как «Светофор» займет четверть рынка, ему нельзя будет расширять свой магазин или открывать новый в данном селе или деревне. Однако заставить его свернуть деятельность никто не в силах. Ну а поскольку второй магазин в одной деревне не нужен, а для первого можно взять площадь «с запасом», угрозы для работы дискаунта 381‑й федеральный закон тоже не представляет.
37
торговых сетей имеют свои магазины в Приамурье, общее количество их торговых точек — 247
Кстати, руководство амурского филиала «Светофора» не видит в создавшейся ситуации проблемы.
— У нас совещание, отвечать журналистам некогда, — заявила руководитель амурского представительства «Светофора» Надежда. Найти ее номер оказалось весьма непросто: телефонных номеров амурских «Светофоров» нет ни в телефонных справочниках, ни на сайтах. Запросы на электронную почту компания также игнорировала. — Да, мы собираемся заходить во все населенные пункты области. И в Шимановск, и в Екатеринославку, и в другие. Мы не нарушаем ни одного закона и выходим на рынок только с хорошими товарами и хорошей ценой.
Возрастная категория материалов: 18+
В Зее открыли такой магазин. Нет ажиотажа, все другие магазины, как сетевые, так и местные нормально работают, без истерик и банкротства. Мелкие коммерсанты из Шимановска и пр. только жуть нагоняют.
— Борис 1 (гость)давайте уже не будем душой кривить и признаемся: и у местного производителя есть продукция, причем по немалой цене, которую даже собака не ест. почему производители лишают потребителя права выбирать, что ему по вкусу и кошельку?
— пффф (гость)о чем Вы? если местный так хорош, то он конкурентноспособен. чего бояться? у меня такое ощущение, что некоторые местные производители так и норовят загнуться — как только появляется что-то новое лишь на горизонте, начинается сразу паника. а в учебниках по экономике пишут, что развитие возможно только при наличии конкурентов
— пффф (гость)такие интересные, а как же товар местного производства он же лучше и качественнее, не сравнится ни с чем, если эта сеть заполонит всё, местные производители загнутся
— Кулакова (гость)запричитали как товарки не поделившие курицу. каждый выбирает, что и за сколько есть. кого-то новая сеть вполне устраивает, а кто-то даже даром туда не ногой. и где результаты экспертизы по качеству и полезности продуктов в Светофоре, чтобы называть их плохими и не полезными? владельцы сельпо переживают? ну так более крупная сеть может и новые рабочие места обеспечить вообще-то для того ж местного населения, и вы еще не потеряли, а уже трясетесь. кто мешает обновить, переориентировать бизнес?
— пффф (гость)давайте не будем жить стереотипами, кто-то сказал что продукты плохие и понеслась, единственное что та не очень так это колбаса, но она и стоит копейки, такую же колбасу вы в кешке в тридоорого покупаете и ничего все молчат
— LookFood (гость)Хороший товар три копейки стоить не будет....Только ,к сожалению, люди это понимают слишком поздно, когда здоровье будет утрачено от употребления этой химии сфетофоровской...
— ГалГош