Фото: Архив АПФото: Архив АП

Сколько получают дальневосточники

— Сегодня по всей стране мы имеем дело с растущим покупательским спросом. По сути, спрос — это размер денег, который покупатель тратит в ретейле, то есть в розничных магазинах, — напомнил исполнительный директор федеральной компании NielsenIQ Константин Локтев. — Откуда берется этот размер денег? Главных параметров два — это размер населения и доходы этого населения.

55

процентов россиян всегда составляют список покупок заранее

Доходы за последний год росли у всех россиян — и Амурская область, как и весь Дальний Восток, не стал исключением. Самый большой среднедушевой доход ожидаемо у москвичей — 115 тысяч рублей. На втором месте жители Северной столицы России (71,7 тысячи рублей), на третьем — Центрального федерального округа (71,3 тысячи рублей).

ДФО с показателем в 57 тысяч рублей разместился на пятом месте. Это на четыре тысячи больше, чем в среднем по стране. Кстати, самый маленький среднедушевой доход в Северо-Кавказском федеральном округе — 35 тысяч.

За 2023-й в среднем доходы у дальневосточников выросли на 9,4 процента. Надо сказать, что это общероссийская динамика — увеличение идет по всей стране, но конкретно в этом рейтинге ДВ оказался вторым с конца. Самый активный рост в ЦФО — почти 14 процентов, самый скромный и единственный, где рост меньше, чем в ДФО, — Северо-Кавказский федеральный округ. Здесь показатель равен 8,5 процента.

Щедрые амурчане

Статистика наглядно показывает, что денег у людей становится больше. И они готовы тратить их в магазинах.

— Например, в 2021 году потребление росло только на уровень инфляции: люди не были готовы оставлять больше необходимого в магазинах. А сегодня мы видим изменение в поведении покупателей. И нужно отметить, что эта тенденция относится ко всем регионам, в том числе и Дальнему Востоку, — констатировал эксперт.

17

процентов — на столько в прошлом году выросли доходы у жителей Якутии. Это самый высокий показатель на ДВ. Амурская область находится на восьмом месте. Меньше всего зарплата подросла на Чукотке — 0,2 процента за год.

Влияют на желание тратить три основных фактора: уверенность в своем трудоустройстве, материальное положение и время для покупки новых вещей. Согласно исследованиям NielsenIQ, сегодня индекс потребительского оптимизма держится на уровне 110 пунктов из 200.

— Показатель индекса выше 100 является свидетельством того, что в стране преобладают скорее оптимистичные настроения, а ниже — скорее пессимистичные, — отмечает Константин Локтев. — Индикатор развития розничной торговли — это поведение покупателей при покупке товаров повседневного спроса. Причем рост идет по всем видам товаров, чего нельзя было сказать еще год назад.

Уверенность людей в том, что они не потеряют работу, смогут устроиться в другом месте, не останутся без клиентов, если работают на себя, подкрепляется уровнем безработицы в стране. Последний год он держится на историческом минимуме — 2,6 процента. Дефицит на рынке труда рождает уверенность в завтрашнем дне. В 2020-м, когда начался ковид, ситуация была обратной — россияне были не уверены в будущем и боялись тратить больше необходимого.

Амурчане тратят больше

Фото: Архив АП

— Оборот в розничной торговле в ДФО за прошлый год вырос на 4 процента. И это именно физический объем, а не инфляция — то есть люди стали покупать больше бутылок, коробок, литров и килограммов продукции, — подчеркивает спикер. — Покупатель действительно тратит больше благодаря тому, что может себе это позволить.

50

процентов, несмотря на планирование, всегда покупают что-то сверх

Денежный объем розничной торговли на Дальнем Востоке за прошлый год тоже вырос на 10 процентов. «Это показатель, который соответствует уровню других регионов. Мы видим положительную динамику во всех субъектах, — говорит Константин Локтев. — Это означает, что ретейл имеет импульс к росту. Причем эта динамика дает возможности не только розничным магазинам, но и производителям, в том числе локальным. То есть малый и средний бизнес может успешно расти на этом тренде. 

В форуме участвовали не только представители региональных сетей, но и амурские производители. Исследования показывают, амурчане не против тратить деньги на продукцию местных компаний. А это — хороший импульс для развития экономики Приамурья в целом.

Что выбирают жители

Всего доходы покупателей по всей стране составили 93,3 триллиона рублей, рассказывает представитель NielsenIQ. Из этих денег три четверти — 72,9 процента — соотечественники тратили на покупки товаров и оплату услуг. Еще 13,7 процента доходов ушли на обязательные платежи, взносы и другие расходы. Еще 6,7 процента составили сбережения.

«В целом Дальний Восток с учетом специфики территориального распределения населения имеет довольно неплохие показатели и по динамике доходов, и по динамике обеспеченности торговыми площадями, и по динамике развития ретейла», — резюмирует Константин Локтев.

Выделили эксперты и пять категорий, в которых траты дальневосточников выросли сильнее всего. На первом месте алкоголь — динамика продаж плюс 18,7 процента. На втором — табак (16 процентов). На третьем — товары для животных (15,4 процента), четвертое разделили продовольственные товары и товары для детей с показателем 13,8 процента.

Новые привычки

Фото: Архив АП

При этом меняются и покупательские привычки жителей ДФО. Чем выше доходы, тем больше требований к сервису. Люди хотят не просто приобрести товар, но и получить удовольствие от процесса покупки.

62

процента россиян говорят, что для них важен уровень сервиса в магазине

Становится больше каналов покупок: растет доля маркетплейсов и дискаунтеров (магазинов с низкими наценками и небольшим ассортиментом). Так, сегодня на Дальнем Востоке до четверти покупок приходится на онлайн рынок. Чаще всего через интернет дальневосточники приобретают интимные смазки — на виртуальные заказы приходится 74 процента от всего объема покупок. На втором месте — кондиционеры и бальзамы для волос — 45 процентов этих товаров также покупают онлайн. На третьем — средства для интимной гигиены с показателем 42,8 процента. Затем идут средства для посудомоечных машин (40 процентов) и корм для собак — 37,2 процента.

Кстати, по словам спикера, ассортимент расширяется во всех группах товаров, но заметнее всего — в индустрии ухода за домашними животными.

Покупательские тренды

В конце выступления Константин Локтев рассказал о трендах ретейла.

— Первое — это изменение покупательских привычек. Покупатель вновь, ведь история циклична, больше внимания обращает на качество, на сервис, в целом хочет получить приятный покупательский опыт, — отмечает эксперт. — Кроме того, происходит мощная дифференциация. С одной стороны — каналов продаж. Активно развивается онлайн-торговля, дискаунтеры. Если раньше говорили, что виртуальные покупки — удел крупных городов, сегодня это мнение уже не актуально.

34

процента жителей страны обычно проверяют, является ли продукт эко/бионатуральным

Еще одна явно прослеживаемая тенденция — дифференциация производителей.

— Импульс в развитии получили средние и малые игроки. Мы видим, что они растут опережающими темпами, быстрее крупных компаний. Есть огромный запрос на уникальность ассортимента, на работу с локальными игроками, — говорит Константин Локтев. — У нас действительно идет концентрация ретейла, федеральные игроки активно наращивают свою экспансию, в том числе на Дальний Восток. Но надо не забывать, что локальный ретейл силен тем, что умеет работать с локальными производителями, федеральным сетям это удается намного хуже.

Полметра торгового центра на человека

Количество торговых центров и магазинов на Дальнем Востоке растет быстрее, чем в среднем по стране. За последний год этот показатель вырос на 4 процента. Сегодня на тысячу дальневосточников приходится 400 квадратных метров торговых площадей. Но здесь важно понимать, что обеспеченность торговыми объектами у дальневосточников ниже, чем в среднем по России. То есть мы не опережаем, а, скорее, подтягиваемся вслед за остальными регионами. Самые высокие темпы прироста торговых площадей в ДФО — на Сахалине.

Сколько зарабатывали в прошлом году дальневосточники: (тыс. рублей)

Приморский край — 54

Хабаровский край — 55,7

Якутия — 69

Забайкальский край — 42,4

Бурятия — 38,2

Амурская область — 53,9

Сахалинская область — 87

Камчатский край — 84,6

Еврейская автономная область — 43,1

Магаданская область — 110,2

Чукотский автономный округ — 138,4

Возрастная категория материалов: 18+