Федералы приходят и выигрывают
Проблема торговых компаний из других регионов, которые выживают местных бизнесменов, сегодня актуальна для всего Приамурья. Этим летом в Благовещенск пришла федеральная сеть косметики и парфюмерии «Рив Гош». Конкурировать новый магазин будет с такой же федеральной сетью «Л'Этуаль». Амурской косметико-парфюмерной сети «ТИМ» хватило и одного федерального соперника, чтобы разориться.
О том, кто обычно выходит победителем в противостоянии «местные против федеральных», говорит статистика. За последние годы ни одного межрегионального сетевого магазина, торгующего продуктами, бытовой химией и галантереей, в Благовещенске закрыто не было. А вот местные бизнесмены постепенно покидают поле рынка, что дает дополнительный стимул к развитию в области федеральных сетей. Например, федеральная сеть обувных магазинов «Вестфалика» собирается в ближайшем будущем открыть еще одну точку — «Пешеход».
— У нас есть ряд преимуществ перед местными магазинами. Во-первых, собственная фабрика по производству товара. Материал везут из России в Китай, где под контролем наших специалистов делают обувь, — рассказывают сотрудники магазина «Вестфалика». — Это влияет на итоговую цену: закупочная стоимость за счет своего производства значительно ниже. Мелкие оптовики покупают аналогичную обувь за большую цену.
Плюс к этому большой оборот федеральной компании дает возможность проводить акции и предоставлять обувь в рассрочку, что привлекает еще больше клиентов.
Выбор в пользу ассортимента
Более широкий ассортимент — одно из главных преимуществ федеральных сетей. Местные торговые точки не способны обеспечить столь же широкий выбор товара.
1194
объекта розничной торговли работают сегодня на территории Благовещенска
— Производителям выгоднее работать с одним крупным магазином, чем множеством мелких, — объясняет коммерческий директор компании «Артмаркет» (сеть магазинов «Винно-водочный») Татьяна Махноносова. — Например, завод по производству алкоголя. Каждая покупка — это ворох сопроводительных бумаг, оформление и отправка груза. Производитель заинтересован в том, чтобы продать крупную партию товара. И смысла тратить время и силы сотрудников на несколько коробок с алкоголем для мелкооптового покупателя, как правило, нет. Тем более если в этом регионе у завода уже есть партнер, торгующий его продукцией. Таких мелкооптовых покупателей производитель отправляет к нам, дистрибьюторам.
В итоге магазины с небольшим оборотом не имеют возможности увеличить выбор товаров либо расширяют их с дополнительной наценкой дистрибьюторов — в то время как федеральные сети работают с производителями напрямую.
Однако у широкого ассортимента есть и обратная сторона — дополнительная конкуренция для местных производителей. Выставляя на прилавки новые виды печенья, колбас и молочной продукции, федеральные сети отнимают часть покупателей у амурских предпринимателей. Конечно, покупатель имеет право на выбор, но развитие местного производства — залог развития области, в том числе и наличие рабочих мест в регионе, налоговых выплат и так далее.
Цена под вопросом
Второй основной фактор, заставляющий покупателей идти в федеральный магазин, — более низкие цены, о которых всегда заявляет новичок, появляющийся на рынке. Однако здесь все не так однозначно.
— Демпинг цен — главное оружие крупных сетевых магазинов, — комментирует директор сети магазинов «Кэш-энд-Кэрри» Игорь Ротарь. — Новая компания, заходя на рынок, снижает цены и работает в «ноль», если не в убыток. Это законно — и у них есть на это средства.
20
процентов магазинов в Благовещенске являются сетевыми
Таким образом, во-первых, привлекаются клиенты, во-вторых — вытесняются с рынка конкуренты. Чтобы остаться на плаву, остальные компании вынуждены снизить цены до того же уровня. Выживет только тот, у кого есть «денежная подушка». А чем меньше магазин или сеть, тем меньше финансовых запасов.
— Время, в течение которого новая сеть будет демпинговать, зависит только от ее финансовых возможностей. Чем дольше — тем выгоднее для будущего этой сети, — говорит владелец еще одной продуктовой сети Приамурья. — Вы же понимаете, что все затраты магазин потом начнет отбивать на покупателях. И чем меньше конкурентов останется на рынке, чем выше поднимет стоимость товара новичок.
В итоге покупатель доплатит ту разницу в цене, что сэкономил в первые месяцы открытия нового магазина. И хорошо, если не останется в минусе. Если сеть-новичок сумеет выдавить с рынка большую часть конкурентов, то итоговый ценник может оказаться выше изначального. Закон рынка: чем ниже конкуренция, тем выше наценка.
Благовещенску новичок не страшен
В Благовещенске снижения цен на товары в супермаркетах стоит ждать во второй половине следующего года, когда в городе откроется новый магазин федеральной сети супермаркетов «Самбери».
37
сетей имеют свои магазины в Приамурье, общее количество их торговых точек — 247
— У нашей компании есть возможность снизить цену и продержаться на плаву, если в городе начнут демпинговать, — говорит Игорь Ротарь. — Я не думаю, что с появлением «Самбери» продуктовые магазины и сети Благовещенска начнут массово закрываться. Скорее всего, через несколько месяцев цены в магазинах просто «встанут на место».
Опасения, что «Самбери» привезет с собой продукцию хабаровских производителей, создав дополнительную конкуренцию амурским, беспочвенны, уверены местные дистрибьюторы.
— Представители «Самбери» встречались с местными производителями продуктов. Магазину выгоднее не тащить товар из другого региона — это дополнительные расходы на транспортировку, а закупить у местных производителей, популярных и известных для амурчан, — пояснил сотрудник одной из дистрибьюторских компаний Благовещенска. — Я думаю, что местные производители не пострадают.
Налоговые проблемы
Демпинг цен вреден не только участникам рынка, но и местному бюджету.
— Люди думают, что появление нового магазина с заниженными ценами — это выгодно. Но на самом деле при демпинге доход магазинов оказывается нулевым. Да, магазины продолжают платить НДС, но он уходит в федеральную казну, — прокомментировал руководитель одной из благовещенских продуктовых сетей, попросивший не озвучивать его имя. — И потом, демпинг разоряет местных предпринимателей, которые оформлены в Амурской области, и все налоговые отчисления делают через наш регион. А федеральные сети зарегистрированы в других регионах, соответственно, и доходы от налогов достаются другим субъектам.
Поставщиков уравняли в условиях
Амурских производителей не дадут ущемить в правах. Об этом позаботится специальная рабочая группа экспертов, которая занимается контролированием вступивших в силу поправок в закон о регулировании торговой деятельности. В группу вошли депутаты амурского Заксобрания, специалисты контролирующих органов, областного министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства, а также представители регионального отделения общественной организации «Опора России».
— Торговые сети теперь обязаны размещать на своих сайтах информацию об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, — подчеркнула руководитель региональной группы Ольга Лысенко.
Раньше такую информацию каждый дистрибьютор мог получить отдельно, по запросу. А это давало возможность установить поставщикам или производителям разные условия и таким образом влиять на то, что появится на полках магазинов. Рабочая группа также предложила выставлять такую информацию от всех торговых сетей на одном интернет-ресурсе — это, в том числе, облегчит поиск рынка сбыта для производителей.
— Внедрение закона не должно привести к бесконтрольному появлению в регионе более крупных торговых сетей, которые не заинтересованы в развитии наших территорий и поддержке наших производителей, а хотят только получить прибыль, — отметил член мониторинговой группы по торговле, генеральный директор ООО «Амурский бройлер» Олег Турков. — Важно найти баланс, чтобы закон правильно работал и появилось понимание необходимости возможной корректировки соответствующего закона.
Возрастная категория материалов: 18+
Тем не менее, «Светофор» — это единственная федеральная сеть (продуктовая) из представленных в Благовещенске. А материал заявлен именно об этом.
— ПКСветофор? Это не магазин, это что то... Колбаса сыр это только название.
Отошла от темы...
Какие бы цены не были в новом самбери, я буду ходить туда. Чем ближе у дому магазин тем выгоднее. Не надо будет на бензин тратится))))
Наконец то откроется новый центр, в который можно ходить пешком!!!!
— Рр (гость)Примечательно, что Самбери вместе с Кэш-энд-Кэрри родом из одного места — компании «Невада». Вот про их «развод» товарищ Ротарь мог бы много чего интересного рассказать.
Но продукты — не электроника. Если ДНСу удалось очень прилично потеснить амурские компании, то у. Самбери (кстати, почему компания «федеральная», она присутствует где-то за пределами юга ДВ?) не выйдет. Пример — то же Приморье. Во Владивостоке недавно открылся второй гипермаркет Самбери (на Седанке), а первый супермаркет (на Эгершельде) собираются закрывать.
— ПКболее низкие цены у сетевиков? не смешите:) в летуале — заоблачные. в том же хабаровском самбери априори ценник выше благовещенской кэшки, копейки и тд.при этом на некоторые группы товаров стоимость ниже в перекрестке, где, на мой субъективный взгляд, и качество продуктов поадекватнее. пока конкурентен по ценообразованию только светофор
— потребитель (гость)