Юлия Климычева
Лоукостер, как ты дорог!
Сегодня много говорят о развитии внутреннего туризма. Чтобы сделать авиапередвижение внутри страны бюджетнее, был придуман лоукостер (в переводе с английского low cost — «низкая стоимость») — рейс, когда человек платит только за перелет. Весь остальной пакет услуг — еда, дополнительный багаж и многое другое — покупается за отдельную плату.
В отпуске мне довелось испытать весь «блеск и нищету» лоукостера на себе. Естественно, планируя отпуск, хотелось выбрать билеты подешевле, и так мы узнали о первом отечественном лоукостере — авиакомпании «Победа». По цене билеты этого перевозчика от других отличались незначительно — на полторы-две тысячи рублей, но учитывая дорогу туда-обратно, да еще то, что мы летели вдвоем с сыном, в целом сэкономленная сумма на первый взгляд показалась впечатляющей. Хотя в процессе полета я не раз подумала о том, что лучше бы я рассталась с деньгами, но сохранила спокойствие.
Ни «мясо, курица, рыба», ни «сок, вода, минералка» — в общем, ничего такого бортпроводники пассажирам лоукостера не предлагают. Могут только воды принести по требованию. Вызываю кнопкой стюардессу и прошу принести питьевой воды вон тому мальчику, сидящему через четыре ряда у окна. Места нам с сыном достались в разных концах салона, и сам он может не догадаться попросить воды, а пить хочет наверняка — только что с аппетитом умял бутерброды, которые мы взяли с собой, поскольку решили не доплачивать за питание.
Да, кстати, места в салоне — тоже отдельная опция, требующая доплаты. Хотите сидеть рядом — платите. Но мы же экономим, вот и сидим врозь, как нас раскидала система, выдающая места. Я думала, что система случайно раскидала только нас с сыном. Оказалось, она преднамеренно разлучила вообще всех родственников. По правую руку от меня у окна сидит очень беспокойная женщина, которая постоянно отстегивает ремень безопасности, привстает и нервно озирается. Оказалось, ее десятилетней дочке тоже досталось место где-то в середине салона, и мама переживает — все ли у нее хорошо. Впрочем, я своим поведением не очень-то отличалась от соседки.
Но это, как говорится, полбеды. Рядом со мной по левую руку сидела молодая мама с грудной малышкой, возле которой на протяжении всего полета, когда не требовалось сидеть с пристегнутым ремнем, стоял муж, подавая то бутылочку, то подгузник. Иногда бортпроводница прогоняла его, но он все равно возвращался.
Помните нашумевший случай в начале лета, когда командир корабля развернул самолет на взлетной полосе и отказался взлетать. Так вот, это был тоже рейс «Победы», где билеты семье с младенцем достались в разных концах салона. Молодые родители самовольно пересели на свободные места, бортпроводники попросили их вернуться на места согласно купленным билетам. Разгорелся конфликт, в который был вынужден вмешаться капитан воздушного судна. Слово командира — закон, никто не спорит. Но оказывая услуги, не надо все же устанавливать откровенно издевательские порядки.
Разве правильно настолько явно вымогать у пассажиров деньги за то, чтобы места гарантированно были рядом? Разве обязательно специально рассеивать родственников по всему салону, только чтобы на следующий раз люди, уже наученные горьким опытом, как в том анекдоте, «добровольно и с песнями», платили за то, чтобы сидеть вместе? Это было похоже на изощренное издевательство и нескрываемую ненависть к пассажирам. Впрочем, эта мера у нас, пассажиров, вызвала лишь ответные чувства по отношению к авиакомпании.
Интересно было и с багажом, который летит не в салоне — его вес не должен превышать 10 килограммов, иначе придется доплачивать за перевес. Пассажиры взвешивали свои чемоданы дотошно и нервно — вдруг перевес окажется всего 50 граммов, а доплачивать за него придется три тысячи рублей. Чемоданы перепаковывали, что-то съедали, что-то выбрасывали, что-то надевали на себя — и снова взвешивали. Затем выносили мозг работнику, обматывающему чемоданы пленкой — насколько потяжелеет багаж в результате данной процедуры. Оказалось, не намного — всего-то на 20—30 граммов, но и они в случае с «Победой» могут оказаться критическими для кошелька пассажира.
В салон с собой можно взять лишь мужской портфель либо дамскую сумочку. Видела дам, отчаянно доказывающих у стойки регистрации, что раздувшаяся от вещей пляжная сумка вполне является дамской. Некоторым это удавалось. Видела зареванную девчушку, обнимающую свой крошечный ранец в виде медвежонка и раскрасневшуюся бабушку, которая говорила: «Не плачь, я уже доплатила, все твое добро едет с тобой».
И было очень жалко девушку, которой не поверили, что дамская сумка по своему дизайну может быть в форме рюкзачка. Предложили либо сдать в багаж, либо доплатить. «Какой багаж, у меня там деньги, документы, косметика и планшет», — возмущалась девушка. «Тогда доплачивайте, на борт с таким рюкзаком вас не пустят». «А если в пакет переложить?» «За вход с пакетом тоже надо доплачивать». В итоге доплата за небольшую изящную сумку в форме рюкзачка (как и за любую ручную кладь, помимо сумки и портфеля) составила полторы тысячи рублей.
…А может, просто дело в том, что непривычны мы пока к лоукостерам? Может, надо просто хорошо выучить их правила и заблаговременно морально подготовиться. Либо вспомнить пословицу про бесплатный сыр в мышеловке и больше не вестись на низкие цены, которые в реальности оказываются высокими. Да и стоит ли разница в цене того, чтобы лететь в окружении заплаканных, обиженных, издерганных и нервничающих пассажиров, без комфорта и вкусной самолетной еды да еще доплачивать за фантазии кожно-галантерейных дизайнеров?
Амурская правда
от 18.09.2016
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии