• Фото: Сергей Лазовский

— Костас, последние годы в Якутии снимаются десятки фильмов, которые в местных  кинотеатрах всегда проходят при аншлаге. Не многие региональные российские режиссеры могут похвастать таким достижением. Когда Саха (Якутия) превратилась в Сахавуд?

— Кинобум стал заметным явлением в нулевых. Кино в республике, конечно, снимали и раньше. Но в основном это был «Сахафильм», который на выделяемые деньги экранизировал якутскую литературу, но был не особенно заинтересован в прокате. И фильмы эти не особенно привлекали население. В начале 2000-х молодые режиссеры стали снимать жанровые фильмы — ужасы, хорроры. Так появились «Тропа смерти», «Наахара», «Призрак» и сразу вызвали очень огромный зрительский интерес. Фильмы, снятые с бюджетом от 100 до 600 тысяч, приносили в прокате 2—3 миллиона рублей.

— Большую известность получил фильм «Паранормальный Якутск», снятый любительской камерой и собравший в прокате несколько миллионов.

— Это достаточно свежий пример — история про молодую семью, переехавшую в новый дом. Режиссер Константин Тимофеев взял за основу культовый американский ужастик «Паранормальное явление», снятый в псевдодокументальном стиле, перенял эту стилистику, в титрах написал, что фильм основан на реальных событиях и, потратив 50 тысяч, собрал 2 миллиона. Конечно, низкобюджетные фильмы — это чаще всего любительский уровень. Но привлеченный национальной спецификой, якутский зритель, который хочет слышать свой язык и видеть свои лица,  пошел в кинотеатры. 

— Успех одних послужил импульсом для других?

— Конечно, это стало толчком. Постепенно рос профессионализм режиссеров и операторов, почти все отучились в Питере или Москве, у нас появились свои монтажеры, цветокорректоры, звукооператоры. И сейчас мы находимся на пороге качественного скачка. База подготовлена, некий свой стиль и язык якутского кинематографа постепенно вырабатывается. И мне кажется, именно сейчас назрела необходимость выйти на более широкий рынок.

В Приамурье не запустят якутский фильм «Мой убийца» одновременно с российской премьерой — 3 ноября. Прокатчики сначала посмотрят, какие сборы он получит по России, и если они окажутся хорошими, то возьмут его через две недели.

— Что, собственно, и произошло: 3 ноября фильм «Мой убийца»  выходит на широкий экран, его покажут в десятках кинотеатров России и СНГ. К тому же вы номинированы на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм. Такой выход в высшую лигу происходит впервые в истории Якутии?

— Впервые в истории нашего независимого кино. Когда мы снимали «У озера Сансары» — так в оригинале называется «Мой убийца», то совсем не рассчитывали ни на российский прокат, ни на фестивали. Думали, что покажем в республике — и все. За основу взяли повесть Егора Неймохова «Случай на озере Сансары». В свое время она имела огромный успех, эту историю о молодом оперативнике, расследовавшем убийство девушки, многие в Якутии знают. Поэтому мы сделали такой маркетинговый ход — экранизировали популярную историю! И вдруг неожиданно нас показали на московском кинофестивале. После этого посыпались предложения об участии в фестивалях как российского, так и мирового уровня.

— В фильме снялось около 80 актеров. У вас не было проблем с претендентами на роли? 

Нет. В Якутии 5 театров, и вообще культура очень развита! Снявшаяся в главной роли Галина Тихонова — местная звезда, сейчас она нарасхват. У нас уже существует своя система звездности актеров, есть любимчики, на которых зритель обязательно пойдет. 

350

рублей стоит в среднем билет в якутском кинотеатре

— Вот у нас, в Приамурье, снимет режиссер фильм — на него максимум придут его родственники и друзья. Как фильм окупается в Якутии? Режиссеры сами развозят свои творения по отдаленным улусам?

— Наши кинотеатры сами заинтересованы взять якутский фильм, потому что это будет гарантированный поток зрителей. Комедия «Кэскил» в прокате побила «Трансформеров», «Голодные игры» и «Крепкий орешек». Наш фильм «Мой убийца» вышел одновременно с «Дэдпулом», и сильной конкуренции мы не почувствовали. Собрали за 5 недель 5 миллионов рублей.

— Я читала, что местные режиссеры не получают господдержку. На что снимаете фильмы?

— Сейчас наши крупные предприятия и частные фирмы осведомлены о силе рекламы, поэтому широко используется продакт-плейсмент. Платите — и в фильме мелькнет ваш логотип или главный герой упомянет название продукта. В «Моем убийце», например, засветилась авиакомпания «Якутия».

— Какие жанры популярны у якутского зрителя? 

— Новая жизнь якутского кино началась с ужасов и хорроров. Ребята экранизировали перенесенные в наше время мистические истории, которых очень много в якутской мифологии, — связанные с призраками, духами, шаманами. Были, конечно, драмы, трагедии. Потом появился цикл комедий. Трилогия про Кэскила стала самой успешной в истории якутского кино. Главный герой — городской парень, который попадает в разные смешные ситуации. В первом фильме он идет в армию и, не зная, что нужно служить 2 года, остается там на 5 лет. Во второй части влюбляется в деревенскую девушку и предпринимает всяческие попытки завоевать ее сердце. А в третьей неожиданно получает наследство от гонконгского дядюшки.

Приходится снимать при 40—50 градусах мороза — это не пугает, даже придает визуальному ряду интересных деталей. Ну, и у нас очень много комаров — от них никуда не деться, и это всегда заметно в кадре.

— Какое будущее у якутского кино? Вырвется в Голливуд?

— Якутское кино приблизилось к пределу роста. Бюджеты фильмов растут, а регион малонаселенный, максимально возможные сборы с показов — 7—10 миллионов рублей. Мой бюджет в 4 миллиона считается запредельным для получения коммерческой выгоды. Поэтому кинобизнес либо перейдет в стадию стагнации, либо застынет и будет работать на внутреннего зрителя. Бюджеты будут не выше миллиона — иначе снимать невыгодно. Сборы, соответственно, тоже расти не будут. Второй путь — делать якутское кино не только для якутов. Выходить на другого зрителя.

— Какие фильмы вам самому интересны?

— Из жанров нравятся детективы, триллеры, черная комедия. Мелодрама — вряд ли. На прошедшей «Амурской осени» покорил фильм «Подлец» Михаила Левитина — 100 процентов мое кино. Нравится такой юмор, такая подача, межжанровость, когда комедия превращается в трагедию. Был в полном восторге! «Ее звали Муму» Владимира Мирзоева — потрясающий фильм, вызывающий настолько неоднозначные чувства, что долго не отпускает. Я считаю, что современное кино — именно такое. Оно не должно давать готовых ответов и показывать штампы. Оно должно пробудить воображение, задать вопросы и оставить тебя с ними наедине. (Инстаграм Костаса здесь). 

— Значит, не все так плохо в российском кинематографе, как о нем говорят?

— Стагнации никакой нет. Проблема другая —  хороших фильмов много, но они не выходят на широкий экран, их не видят. Наши кинотеатры, например, стараются не брать российские ленты, потому что это гарантированный провал. В прокате что идет? «Жених», «Самый лучший фильм» — эти страшные камедиклабные фильмы. А хорошие фильмы показывают, к сожалению, только на фестивалях для узкого круга лиц.

— Костас, поделитесь планами?

35—40

лет средний возраст режиссеров

— Да, у нас есть очень интересный сюжет, который нужно реализовать. Так же как и «Мой убийца», фильм будет основан на реальных событиях. Этот случай, полумистический, полудетективный, произошел в Якутии. Одним летом внезапно умерла семья — без видимых причин. Расследовать дело приехали следователи из Москвы, а потом КГБ резко все засекретило. Много ходило разных версий и слухов, дело было резонансное, поэтому экранизированная история обязательно вызовет интерес. Мы хотим дать свою трактовку совместно с московскими киношниками. Возможно, пригласим актеров российского уровня.

— Кого вы бы хотели видеть в главной роли?

— Только не Данилу Козловского. С ним сейчас перебор! А если без шуток, готовы с удовольствием поработать с любыми актерами. 

— Мы — Приамурье и Якутия — соседи, но очень мало знаем друг о друге. У вас алмазы и полюс холода в Оймяконском районе (где, кстати, снимался «Мой убийца»). А главная амурская достопримечательность  — Китай. Это, собственно, все, что знает большинство. Что посмотреть в Якутии, куда сходить?

— Сам Якутск — очень специфический, интересный город, культурная жизнь здесь всегда кипит. Приезжайте в июне на праздник солнцестояния Ысыах  — грандиознейшее мероприятие, когда за  городом вырастает еще один город,  люди там живут три дня, встречают солнце, заряжаются энергией. Это наш якутский новый год, аналогов такого народного праздника я не видел. Зимой можно съездить в Нерюнгри, там есть источники Нахот, и искупаться при минус 40 градусах в горячей воде. Есть у нас прекрасная достопримечательность —  Ленские столбы. В общем,  у нас много интересного, приезжайте!


Совет амурским режиссерам

— У вас очень интересный регион! Здесь проходит граница, и это накладывает очень необычную специфику. Мне было бы интересно знать, как складываются взаимоотношения русских и китайцев, какие могут возникнуть перипетии судьбы, конфликты, столкновения, любовные и детективные истории. Наверняка есть контрабанда, браконьеры, сферы интересов, дележ. Граница двух империй — это всегда столкновения. Найдите сюжет и сделайте интересную историю, которая наверняка прозвучит по всему миру. Триллер, мелодраму и даже фильм ужасов! Не нужно избегать, нужно, наоборот, использовать вашу уникальность!

Возрастная категория материалов: 18+