Где вода точно крещенская
— Отец Святослав, есть точка зрения, что на Крещение освящается «все водное естество» на планете. Поэтому любые действия священнослужителя — это только символ, присоединение молитв к уже состоявшемуся явлению. Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда освящаете воду в этот день?
— То, что вы сейчас сказали, — это чистая эзотерика, эзотерическое понимание того, что происходит на Крещение. Сам Христос — создатель христианства — учредил институт священства, чтобы были люди, которые могли совершать богослужения, освящать какие‑то вещества и предметы, в том числе воду. То есть ничего не придумано — это заповедано самим Христом. Освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин. Божия благодать — не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей. Если есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды, прийти и взять освященную воду, а люди не пользуются этой возможностью, говорят «да наберем из‑под крана — святая будет», они не получают святую воду. Можно рассудить так: коль православные священники освящают открытые водоемы, например, воду в Зее, то через водозабор она попадает в кран. Но мы не можем это знать наверняка. Вот там, где воду освятил священнослужитель, там точно она крещенская.
Не портится годами
— Один мой коллега считает: столпотворение, которое происходит каждый год на Крещение в храмах и у купелей, никакого отношения к христианству не имеет. Все эти толпы жаждущих «особой» воды, которую набирают большими канистрами, чтобы купать детей «от сглаза», напоминают очереди за дефицитом в советские времена. Многие даже не понимают смысла — зачем нужна святая вода. Как вы относитесь к такому мнению?
Крещенскую воду пьют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры. И окропляют ею жилище. Но по особой нужде в помощи Божией, например при недугах, пить ее можно и нужно в любое время.
— Действительно, есть такая проблема. Но не надо грести всех под одну гребенку. За крещенской водой приходят и воцерковленные люди, которые воспринимают эту воду как святыню, и те, кто верует, но приходит в храм только по большим праздникам. И третья категория — это люди, которые не совсем понимают, что происходит. У некоторых какое‑то магическое отношение к крещенской воде — «вот в 12 часов ночи что‑то из космоса исходит и воду освящает». А есть бытовое язычество, когда человек считает: нужно выполнить ряд каких‑то манипуляций для того, чтобы в жизни все было хорошо. Крещенская вода — это не магическое зелье, а чудо. Атеисты любят говорить, что чудес не бывает. Но чудо состоит не в том, что крещенская вода освящается, а в том, что вода эта не портится. Стоит месяцами — от одного Крещения до другого — и не портится! А хранят ее отнюдь не в стерильных условиях, никто ее не обрабатывает.
— Почему крещенскую воду из любых источников называют иорданской, ведь она не из реки Иордан, а из нашего Амура?
— Потому что в праздник Крещения Господня эта вода по свойствам одна и та же. Сила у нее одинаковая. Крещенская вода исцеляет духовные, душевные и телесные болезни. Она обладает особыми свойствами и для тела, и для души человека, отгоняет бесов. Человеку, одержимому страстями, полезно употреблять эту святую воду, так как она ослабляет бесовское действие.
«Не набирайте много, если не хотите болеть долго»
— Некоторые набирают воду огромным количеством.
— Это совсем не обязательно. Если вы набираете святую воду большими канистрами и бидонами, то получается, вы хотите болеть — долго и много. Возвращаясь еще к первому вопросу, о том, почему многие — и даже некрещеные люди — приходят за крещенской водой и чтобы окунуться в купели. На мой взгляд, это разновидность богоискательства. Человек ищет Бога. И по‑своему выражает к нему отношение. Он постоял в очереди за святой водой, окунулся в крещенскую купель, но на службу не пришел. А придет, возможно, в следующий раз. Для кого‑то это будет путь к Богу, ступенька, чтобы стать последовательным христианином. Пусть некоторые, кто окунулись в крещенскую купель, приобщились не столько к традиции народной, а к чему‑то для них самих неведомому, но из купели выходят другими, почувствовав силу божественной благодати.
— Можно ли, окунувшись в купель в день Крещения Господне, считать себя крещеным православным и носить крестик?
— Нет. Чтобы стать крещеным, человеку необходимо прийти в храм, где священнослужитель совершит над ним таинство крещения. Необходимы вера в Христа, желание жить по его заповедям, а также некоторые знания о православном вероучении и православной Церкви.
— Можно ли давать святую воду животным, например собаке, если она заболела?
— Окроплять домашних животных святой водой можно, а давать пить святыню без особой необходимости не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными.
Грехи не смоет
— Некоторые верят, что святая вода, если окунуться в прорубь на Крещение, смоет все накопившиеся за год грехи. Это так?
— Эта вера (точнее — суеверие) нелепа и смехотворна, но крайне живуча в народе. Грехи очищаются только в таинстве покаяния. Человек должен искренне осознать свои злые дела и помыслы, искренне в них раскаиваться и пытаться изменить свою жизнь к лучшему. А то, что ты три раза нырнул и вынырнул в купели и со спокойной душой дальше пошел грешить, ничего общего с христианством не имеет.
От зла защитят молитва и причастие
— Одна из читательниц АП, по соседству с которой живет злая женщина, спрашивает: «Можно ли спастись от плохой энергетики завистливого человека, который тебя сглазил, окропляя себя постоянно святой водой?»
— Вера в сглаз — это суеверие. Хотя и мы, священнослужители, признаем, что есть люди, обладающие темной энергией, которые обращаются к силам зла. Но мы же не знаем ситуацию этой женщины? Может, она все это себе напридумывала. Знаете, как бывает: вот у нее черные глаза, значит, она меня сглазила… Это может быть субъективное какое‑то восприятие. Человек, который живет внимательной духовной жизнью — молится утром и вечером, в течение дня обращается к Богу. Он читает Евангелие, совершает добрые дела и тормозит себя в злых помыслах и поступках, причащается, исповедуется — такому человеку бояться нечего. Если будете жить по заповедям Божиим, ходить на исповедь и причастие, соблюдать посты, то сам Господь будет хранить вас от всего дурного.
Ученые пишут диссертации о святой воде
О том, что крещенская вода исцеляет, гасит пламя страстей и отгоняет злых духов, церковь извещала испокон веков. А вот что именно делает ее такой уникальной? На этот вопрос ученые предпринимали попытки ответить уже не раз. Специалисты лаборатории питьевого водоснабжения Института им. Сысина в Москве в 1999 году проводили даже серьезное исследование, результаты которого легли в основу научной диссертации начальника этой лаборатории.
«Окроплять домашних животных святой водой можно, а давать пить святыню без особой необходимости не следует».
Сотрудники лаборатории начали «следить» за водой, которую набирали в московском водопроводе, 15 января. Отстаивали и замеряли в ней количество ион-радикалов. И обнаружили, что с 17 января число ион-радикалов в воде начинало ползти вверх. Вместе с этим вода становилась мягче, рос ее водородный показатель (уровень pH), что делало жидкость менее кислотной. Пика активности вода достигла 18 января вечером.
И наблюдения специалистов по ядерной физике, занимающихся исследованиями космических излучений, тоже фиксировали, что каждый год именно 18—19 января на Землю обрушиваются интенсивные потоки нейтронов: в это время мощность нейтронного облучения нашей планеты возрастает в 100—200 раз! Максимальная интенсивность потока приходится на область Мертвого моря. АП поинтересовалась у священника Благовещенской епархии, как к этим и другим научным исследованиям относится сама православная церковь. А еще многих интересует, в какой лучше день набирать святую воду — 18 или 19 января, а еще в какое время?
— Воду начинаем освящать с сочельника, то есть 18 января, после Божественной литургии — это обеденное время, — рассказал Святослав Шевченко. — И второе освящение — на сам праздник, 19 января, тоже после Божественной литургии, то есть в начале второй половины дня. Исследования ученых и нам тоже интересны. Но на сегодняшний день нет доказательной информации, что на Крещение вся вода на планете меняет биолого-химические свойства свои. Церковь осторожно относится к тому, что публикуют. Потому что есть и псевдонаучные утверждения, что вода может запоминать информацию. Ученые японские об этом пишут в СМИ, но только почему‑то в научных источниках этих публикаций нет. Может быть, что‑то с водой и происходит. Но для нас важно то, что Господь прикасается к воде своей божественной энергией. И она меняется на сакральном уровне. Силу этого воздействия измерить нельзя. Поэтому ко всем попыткам как‑то святость зарегистрировать мы относимся прохладно. Это, что называется, по вере вашей да будет вам!
Добавить комментарий
Комментарии