Среди деревянных повозок, чугунных утюгов, самоваров, сундуков, корзин и даже допотопных лотков для добывания золота иконы занимают главное место. Это одни из старейших музейных экспонатов. Все они приняты в дар от местного населения в 1990—1992 годах. И у каждого есть легенда, записанная со слов дарителя история. По словам экскурсовода Ирины Науменко, икону одного из наиболее почитаемых старообрядцами Николая-угодника в музей передали жители Николаевки.
— По легенде, Чудотворец принадлежал матери Акулины Петровны Кириковой. Она и принесла нам эту икону и рассказала, что ее предок — Коленник Пименович Кириков — воевал в царской армии. Рекрутскую лямку он тянул 25 лет и получил Николая Чудотворца за добрую безупречную службу. С ней Коленник Пименович приехал на Дальний Восток и в 1916 году подарил эту икону своей внучке. Кстати, в Николаевке была старообрядческая церковь, но ее сожгли в советское время.
Икону Казанской Божией Матери музею подарила другая местная жительница — Зинаида Колесова. А Иисуса Христа принесла в музей трудовой славы, так раньше он назывался, работник Екатерина Ботанина.
Символы христианства изображены обычными красками на досках. Просто и аскетично, без излишеств. Здесь нет золоченых рамок и роскошных окладов. Техника написания отличается от привычной никонианской. Судя по тому, что краски отлично сохранились, раритеты не прятались в чулан и не закапывались в землю, когда в костре социалистической инквизиции рушились церкви. Сберегли и в то безбожное время, когда за хранение такой «антисоветчины» можно было получить расстрельную статью.
— Мы предполагаем, что возраст старообрядческих икон — вторая половина девятнадцатого века, — говорят сотрудники музея. — Возможно, Николай Чудотворец старше, 1816 года. На экспертизу эти образа не отдавали. Она делается в Москве и стоит недешево. Мы опасаемся, что, если точно определят возраст, к нам сюда этот экспонат не вернется, осядет в других, более известных музеях. Иконы не реставрировались, так как поступили сюда в очень хорошем состоянии. Видно, что их берегли и хранили свято. И передали государству потому, что предки умерли, а потомки верить перестали, но выкинуть семейную реликвию на помойку не решились.
Староверы копили бусы и сарафаны
Краеведческий музей поселка Новобурейского насчитывает 20 тысяч экспонатов.
«Первыми к нам за духовной свободой приехали из Забайкалья староверы-раскольники и в 1871 году основали село Бахирево, — рассказывает экскурсовод Алла Черная. — Село назвали в честь главы клана Мартимьяна Никитовича Бахирева. Затем появились села Киселево, Куликовка и Полустай. В 1891 году в Бахиреве числились 28 домов, 73 жителя мужского и 67 женского пола. Главными занятиями первопоселенцев были земледелие, звериный промысел и извоз». В музее о семьях староверов напоминают яркое лоскутное покрывало, рушники и занавески, столетние пестрые разноцветные сарафаны (праздничные и повседневные) и крупные бусы, среди которых особенно ценились янтарные. Нарядная женская одежда передавалась по наследству от матери к дочерям, а бусы копились и приумножались. Как рассказали экскурсоводы, после праздника мать убирала сарафан в сундук. Если по какой‑то причине переставала его носить, то хранила для дочери. Дочь пришивала к материнскому наряду новый элемент, расшивала пояс или рукава. Вещь была как новая. Копили староверы и бусы. Чем больше их у девицы было намотано на шее, тем образ семейской крестьянки считался красивее и богаче.
Добавить комментарий
Комментарии