Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №11 (29055) от 23 марта 2023 года
Издается с 24 февраля 1918 года
27 марта 2023,
понедельник

«Спасло то, что я не был коммунистом»: архитектор здания «Амурской правды» пошел против партии

Общество

Издательско-полиграфический комплекс «Приамурье», возведенный по передовым технологиям того времени, стал последним творением уходящей социалистической эпохи. В год своего столетия «Амурская правда» разыскала архитектора здания. Им оказался молодой в те годы специалист Дмитрий Фомин. Как проектировщик пошёл против партии и почему сейчас главная газета области — не владелец, а один из многочисленных арендаторов ИПК — в нашем материале. 

  • В мае 1985 года «Амурская правда» справила здесь новоселье. Архив АП
  • Мозаику выложил будущий народный художник России Александр Тихомиров. Фото: Д. Тупиков

— До сих пор не могу поверить в то, что молодому специалисту вроде меня доверили проектировать такой объект, — вспоминает архитектор Дмитрий Фомин. В последние тридцать восемь лет руководитель архитектурно-проектной мастерской «Маркетри» (в переводе «мозаика». — Прим. авт.) живет и работает в Хабаровске. На своем веку он построил немало жилых и производственных объектов в столице ДФО, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане и  Южно-Сахалинске, но свое боевое профессиональное крещение принял в Благовещенске.

Дмитрий Юрьевич родился и вырос в Магадане. Окончил Куйбышевский (ныне Самарский) инженерно-строительный институт, архитектурный факультет. По распределению попал в Благовещенск. Здесь он жил и творил в 1975—1980 годах. Со столицей Приамурья мастера связывает многое. В этом городе он женился, здесь родился сын. Здание ИПК «Приамурье» стало его амурской лебединой песней.

Дмитрий Фомин, проектировщик здания:

 

«Пришлось отстаивать каждую деталь. Как сейчас помню, столичные архитекторы хотели развернуть здание ИПК «Приамурье» задом наперед, но я отстоял свое решение. Объяснил, что здание должно стоять лицом на главную улицу, а не задом».

Заказ на проект строительства крупного административно-промышленного объекта, каким являлся полиграфический комбинат, поступил в Амургражданпроект, где Фомин работал архитектором, в 1979 году.

— Заказчиком вашего здания был не кто иной, как высший орган управления того времени — ЦК КПСС, — вспоминает архитектор. — Представляете, какая ответственность? На тот момент мне было всего 26 лет. Даже удивительно, что мне поручили такую работу. Хотя это не первое мое здание. До этого я проектировал общественный центр в поселке Талакан, затем пристройку к техникуму физической культуры и пристройку к кинотеатру «Россия» (это был малый зрительский зал на 300 мест). И хотя я делал для Амурского обкома партии реконструкцию исторического здания гостиницы «Амур», замахнуться на столь масштабный проект было рискованно. Спасло, наверное, то, что я никогда не был коммунистом.

Опасения молодого специалиста были не напрасны. Как рассказывает известный амурский архитектор Валерий Сикерин, автор проекта современной Триумфальный арки и Свято-Никольской церкви в Благовещенске, в те годы существовали такие понятия, как «авторские» и «типовые» проекты. Над «типовыми» трудились целые институты, плодя и размножая их по необъятной стране. Сами же здания и жилые кварталы напоминали строения-близнецы — этакие «пятые улицы строителей», высмеянные Эльдаром Рязановым. По такому принципу были построены старый аэропорт Благовещенска, здание областной администрации и уже упомянутый кинотеатр «Россия». Проект ИПК «Приамурья» был «авторским». Такого здания на территории необъятного постсоветского пространства больше не встретишь. Уже на бумаге эскиз был смелым и интересным решением для того времени.

Фото: Дмитрий Тупиков

Мозаику выложил будущий народный художник России Александр Тихомиров.

С советским шиком

— В те годы существовал брежневский лозунг «Экономика должна быть экономной», и каждый квадратный сантиметр, особенно при строительстве жилья, тщательно просчитывался. Вспомним наши «хрущевки» и «брежневки», где все кухни, ванные комнаты и кладовки высчитывались вплоть до миллиметра. А для этого здания, благодаря заказчику, не экономили, — рассказывает Валерий Сикерин, который в те годы вместе с Фоминым работал в Амургражданпроекте и также принимал участие в проектировании. — Отсюда и такая роскошь пространства. Высокие потолки, широкие лестничные пролеты и холлы, просторные кабинеты, лаборатории, промышленное помещение, где должны были установить современные печатные станки, кухня, столовая, зал заседаний. Бетонное здание в стиле социалистического модернизма — то, что мы сейчас называем бетон-стекло. Автор здесь применил передовой для того времени выступ на фасаде в виде трапеции, который украшен мозаикой. Мозаика — недешевое удовольствие. Мало того, что смальта сама по себе ценный материал, стоит учесть дорогостоящую ручную работу: камешек к камешку сложить в одну монументальную картину. В интерьере были использованы паркет и мрамор, которые специально привозились в область. И это в то время, когда в обычных домах были деревянные полы и линолеум — тоже роскошь того времени.

Почтово-пневматический голубь

Ветераны «Амурской правды» до сих пор вспоминают, как работали без компьютеров, интернета и прочих современных достижений техники. Сегодня банальное отключение света стопорит весь процесс. А раньше между кабинетами была внутренняя связь. Работник девятого этажа мог спокойно отправить важное сообщение на второй этаж, и прилетало оно со скоростью света. Такое устройство — пневмопочта. Это система перемещения бумаг и легких предметов под действием сжатого или, наоборот, разреженного воздуха. Ее в здании уже нет: упразднили за ненадобностью.

Пневмопочта редакции АП выглядела как трубопровод диаметром примерно 10 сантиметров. На первый взгляд она выглядела как вентиляция. Сеть трубопровода была разветвленной и связанной между собой. Каждая ветвь входила в кабинет. Бумаги закладывались в капсулу, назначалось место — в лоток какого кабинета они должны были упасть.

— Причем летали эти капсулы-патроны под пневматическим напором с довольно приличной скоростью, — утверждает Валерий Сикерин. — Такая же система существует и на Главпочтампте и в других важных административных зданиях. Не знаю, сохранилась ли она сегодня где‑либо в Благовещенске. А вот в Южной Корее сохранилась, несмотря на любовь ко всевозможным гаджетам, которая сродни помешательству у жителей этого азиатского государства. Находясь в Сеуле в здании мэрии, я лично наблюдал, как работает эта система. Трубы пневмопочты там сделаны как украшение интерьера. Это скульптуры в виде переплетающихся змей. Прежде всего рациональные корейцы сохранили это устройство для передачи подлинников, документов, заверенных печатями. Не надо ходить самому по зданию или прибегать к помощи курьеров.

Допрос на Лубянке

Административную часть (рабочие кабинеты, лаборатории, конференц-зал, столовая) и промышленную (типография) нужно было объединить под одной крышей, сделать все это довольно привлекательным и главное — удобным. Задача не из легких. От первого эскиза до защиты всего проекта в Москве ушло три месяца.

Во сколько обошлось строительство ИПК «Приамурье», неизвестно. Однозначно более трех миллионов советских рублей.

— Мне хотелось сделать современное здание из хороших материалов, которые были в то время, — продолжает Дмитрий Фомин. — А выбор был довольно скудный. Да и самих девятиэтажных домов в те годы в Благовещенске — по пальцам пересчитать. Все они типовые, а мне хотелось какой‑то динамики, выразительности. В конце 1979 года я согласовывал проект в Москве, в отделе печати при ЦК КПСС на Лубянке. Была очень сложная система охраны, проверка детекторами. Но самое страшное не в этом. Когда я зашел в зал, там сидела группа экспертов, около пятнадцати человек: половина московских, половина — ленинградских маститых архитекторов. Седовласые мужи, и я перед ними — почти мальчишка. Я докладывал им полтора часа, еще два часа шло обсуждение. Меня терзали разными вопросами. Я потом много лет вспоминал свое выступление на этом техническом совете. Эксперты вставали и говорили: простите, мы уважаем ваше авторское право, но давайте одно уберем, второе добавим, а третье передвинем. 

После защиты своего детища архитектор переехал в Хабаровск — жена-хабаровчанка переманила. Здание строилось без автора, мастер наблюдал со стороны. Соратники Валерий Сикерин и Владимир Крылов, впоследствии главный архитектор Благовещенска, присылали фотографии. «Амурская правда» справила новоселье в мае 1985 года.

— Судя по снимкам, некоторые углы нивелировались. Но в целом главная идея сохранилась, — признался автор, который так ни разу и не прошелся по этажам ИПК «Приамурье».

Сегодня коллектив АП в огромном здании не хозяин, а один из многочисленных арендаторов. После перестройки комплекс вместе с типографией из-за долгов за печать перешёл в собственность ИПК «Приамурье», ранее входившего в мощную структуру «Амурской правды». 

Сейчас главная газета области занимает всего два этажа, на остальных располагаются федеральные структуры, охранное предприятие, медцентр, кафе и даже зал бокса. А в помещениях бывшей типографии сейчас склады, фотостудии и кулинарный цех. Однако несмотря на смену владельцев и новые названия, на фасаде, как и 40 лет назад, об истории здания напоминает мозаика с гордым именем «Амурская правда». 

 

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Объединяя сердца: как «Амурская правда» отметила юбилей (фоторепортаж)Объединяя сердца: как «Амурская правда» отметила юбилей (фоторепортаж)
Рецепты «Амурской правды»: от холодца Альберта Кривченко — до фирменной ухи Александра Щербинина Рецепты «Амурской правды»: от холодца Альберта Кривченко — до фирменной ухи Александра Щербинина 
Василий Орлов поздравил «Амурскую правду» со 105-летием
Самые ценные кадры: как сотрудники «Амурской правды» жили коммуной и вместе танцевали на сцене
«Амурка» — ваш компас земной: главный редактор АП откровенно о том, зачем сегодня нужна газета
Попробуй нашу любовь: «Амурская правда» устроила на Амуре международное чаепитие в честь 105-летия
«Спасибо, что вам не все равно»: главный редактор «Амурской правды» — о журналистике сердец
Наша правда: кто создает главную газету Амурской области
100 лет со дня казни: за что белогвардейцы зарубили первого редактора «Амурской правды»
Читатели из Гондураса и что такое БАМ: 15 фактов о сайте АП — в честь 15-летия ampravda.ru
Людмила Зыкина, губернаторы-журналисты и строчкогоны года: интересные факты об АП в честь 101‑летия

В мае 1985 года «Амурская правда» справила здесь новоселье. Архив АПВ мае 1985 года «Амурская правда» справила здесь новоселье. Архив АПМозаику выложил будущий народный художник России Александр Тихомиров. Фото: Д. ТупиковМозаику выложил будущий народный художник России Александр Тихомиров. Фото: Д. Тупиков
Глава СК России Александр Бастрыкин возьмет на контроль уголовные дела о смерти детей в ПриамурьеПроисшествия
Первый приговор за фейк о тигре вынесен на Дальнем ВостокеПроисшествия
Горку на детской площадке на набережной Благовещенска отремонтируютОбщество
В Амурской области построят десять модульных ФАПовОбщество
В Амурской области в понедельник до 10 градусов теплаОбщество
Рыбы вдохновятся на новые проекты, а Раки отложат сложные дела: гороскоп на 27 мартаСоветы

Читать все новости

Общество

Горку на детской площадке на набережной Благовещенска отремонтируют Горку на детской площадке на набережной Благовещенска отремонтируют
В Амурской области построят десять модульных ФАПов
Дружок ждет друга: в Благовещенске чудом выжившей бродячей собаке ищут дом
Мужчины — в зоне особого риска: минздрав Приамурья о проблемах и приоритетах медицины
В Амурской области в понедельник до 10 градусов тепла
Система Orphus