Дженнифер Лоуренс, которую буквально швыряет из крайности в крайность, сделала этот карьерный шаг вполне осознанно. Со своим однофамильцем-режиссером она уже работала на «Голодных играх» и до сих пор свято верит в то, что помогла людям открыть глаза на неизвестные им факты. Актриса всерьез рассказывает интервьюерам, как готовилась к роли балерины, как учила фразы на русском языке и вообще вникала в непознанный быт нашей северной страны. «Красный воробей» основан на одноименном произведении американского писателя Джейсона Мэттьюса, который теперь, наверное, появится на полках книжных магазинов в России с постером фильма вместо обложки. Это, конечно не изменит сути книжки, да и читать ее после просмотра вряд ли сильно захочется. Создатели боевика потратили добрых 70 миллионов долларов на занудное, неинтересное и глупое повествование о том, как важно вовремя вырваться из цепких лап прислужников империи зла и добраться до царства добра, где даже агенты ЦРУ только и делают, что упражняются в галантности и спасают солдат противника ценой собственной шкуры. Последнее, кстати, буквально. Речь в «Красном воробье» идет не о государственной безопасности, не о профессионализме контрразведчиков и даже не о моральной стороне противостояния двух стран, неизбежно всплывающей на поверхность, когда речь заходит о конкретных личностях. Все это кажется Лоуренсу совершенно ненужным багажом, который сбрасывается при первой возможности. У нас тут кино о наживе, палачах и узаконенной проституции.
Ахинея преследует зрителя с первых минут. Вот секретный агент ЦРУ, который внедрен в самую верхушку российской спецслужбы, встречает вечером на московской улочке наряд ППС и впадает в такой кромешный ужас от их вида, что связному приходится отвлекать патрульных выстрелами и бегать от них по столице, уворачиваясь от ответной пальбы. Зачем вам это показывают — понять непросто. Никаких сверхлюбопытных картинок в финале не сложится. Параллельно Вероника-Доминика до полусмерти избивает клюкой травмировавшего ее партнера-балеруна и его любовницу (конечно, тоже танцовщицу и при этом завистницу) и встречается со «своим дядей Ваней», который играючи вербует девицу в агенты. Дело в том, что ведущая артистка Большого не может позволить себе собственное жилье — вероятно, в России вообще еще не придумали частную собственность, — а также заплатить за лечение родственника. Зато это может проделать тайная полиция. Правда для этого необходимо незамедлительно пойти и переспать с неким олигархом по фамилии Устинов. А в это время специальный человек в мотоциклетном шлеме задушит его рояльной струной, кровь патетично забрызгает лицо главной героини, и станет окончательно понятно: вляпалась. Мама, посиди дома, пока дочь твоя пройдет быстрый курс обучения в КГБ-бурсе, где суровая женщина (Шарлотта Ремплинг) объясняет несчастным начинающим россиянам, что нужно отбросить стыд и утратить моральные принципы, чтобы добиться цели. «Твое тело — собственность государства», — пафосно произносит Ремплинг, и за нее становится стыдно.
Создатели боевика потратили добрых 70 миллионов долларов на занудное, неинтересное и глупое повествование о том, как важно вовремя вырваться из цепких лап прислужников империи зла и добраться до царства добра.
Дальше — по накатанной: Лоуренс остается только не снимать маску прискорбия и с готовностью скидывать одежду, все остальное за нее делают многочисленные статисты, среди которых по недоразумению затесались и известные голливудские актеры. «Дядя Ваня» требует результатов, Запад должен рухнуть, да и «крысу» в рядах кристально честных контрразведчиков не мешало бы отыскать. Действие уныло бредет по ночным клубам, гостиницам (этот вид заведений постановщику особенно приглянулся) и иногда — пыточным камерам. Главная героиня не развивается ни на миллиметр, потому что это ей ни к чему — перед титрами все равно на натруженную грудь повесят одну из высших государственных наград. В сюжете постоянно мелькают какие-то неведомые диски с еще более неведомой информацией, подвыпившие женщины продают свои родины за конкретные суммы, за каждым можно круглосуточно наблюдать с помощью камер. Агенты конфликтующих разведок чуть ли не при первой встрече признаются друг другу в том, что они агенты конфликтующих разведок, а чуть что — бегут друг к другу в номера плакаться и сладко спать под одеялком. Руководители спецслужб обводятся вокруг пальца при помощи пары слов, а уж если выдержать серию пыток, точно станешь своим в доску. На втором часу «Красного воробья» становится окончательно наплевать, к чему стремятся все эти малоприятные люди, склонные к обильным кровопролитиям и бессмысленным беседам за водкой, которую они разливают по стаканам для виски.
Сложно сказать, что именно зубрила актриса Лоуренс, но Вероника-Доминика даже с маменькой дома разговаривает на чистейшем английском. Язык Пушкина тут возникает либо на стенах, либо в коротких ломаных фразах, которые герои вворачивают безо всякого на то зримого повода. Делается это, видимо, не столько для воссоздания атмосферы, сколько чтобы повыпендриваться. Создатели фильмов о том, какой холодной бывает война, постоянно страдают подобной ерундой ещё со времён какой-нибудь «Красной жары». Что примечательно, главная героиня, прошедшая школу пикапа экстерном (там и надо то было — раздеться и на столе посидеть, давай зачётку) так и остаётся в этом бредовом сюжете единственным задействованным «воробьём»: ни тебе подстраховки, ни скрытого контроля. Чуть что, прибегают суровые мужики, чьи рожи наверняка числятся в базах всех спецслужб мира, и начинают стращать здоровьем мамы. Заканчивается все это для них очень плохо. Впрочем, женщины в фильме тоже живут недолго, а умирают мучительно. Хаосом происходящее не назовешь, порядком — тоже. «Красный воробей» больше всего похож на спектакль, который, во-первых, поставлен по сильно завышенным ценам, а во-вторых, отличается замечательным свойством заставлять зрителя покидать зал еще в первом действии. Тем, кто досидел до конца, тоже особенно нечем будет похвастаться. Финальный сценарный трюк слишком вторичен и жалок, чтобы всерьез ему удивиться. Еще и «Шпионский мост» приплели, блаженные.
Фильм настолько плох, что даже не оскорбляет Россию, пусть и старается сделать это изо всех сил. Хотя, конечно, оскорбленные обязательно найдутся.
Вердикт напрашивается сам собой. Дело рук Лоуренс и Лоуренса не стоит того, чтобы тратить на него деньги и два с лишним часа собственной жизни. Фильм настолько плох, что даже не оскорбляет Россию, пусть и старается сделать это изо всех сил. Хотя, конечно, оскорбленные обязательно найдутся. Но все эти потуги — отнюдь не худшая сторона картины, из которой в итоге не вышло ни шпионского триллера, ни персональной драмы, ни истории любви. Если вспомнить, на какое количество достойных примеров могли равняться создатели «Красного воробья», начинаешь сомневаться в их адекватности. Нет ничего примечательного и нового ни в серых и угрюмых персонажах а-ля ГДР, ни в полном отсутствии живых людей, которые по какой-то причине еще не служат в КГБ, ни в фонтанирующей жестокости. Тем более что по этому параметру лента, несмотря на высокий возрастной рейтинг, много кому уступает. Люди будут нещадно смешивать лики Эроса и Танатоса в один, пока существует искусство. Вот только «Воробья» под это понятие подвести невозможно. И актрисе, и режиссеру лучше признаться себе в том, что их труды ничем не увенчались, кроме разве что насмешек по разнообразным поводам. Тем, кто сыграл второстепенные роли, неплохо бы уволить своих агентов. А тем, кто на этих выходных собирается в кино, нужно несколько раз отмерить, прежде чем сделать выбор не в пользу «Красного воробья».
Афишу благовещенских кинотеатров можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии