Фото: Дмитрий ТупиковФото: Дмитрий Тупиков

«Дальневосточник в четвертом поколении»

— Василий Александрович, тренд, который пока не удается переломить Дальнему Востоку, — это отъезд людей из региона. Вы, наоборот, вернулись из Москвы в Амурскую область. При этом у вас была хорошая работа, устроенная жизнь. Почему решили круто все изменить и вернуться на Дальний Восток?

— Дальний Восток и Амурская область — это моя родина. Когда мне предложили вернуться сюда, домой, я согласился не раздумывая. Здесь живут мои родители, все мои родственники. Я дальневосточник в четвертом поколении, искренне люблю нашу землю. Сегодня перед регионом открываются огромные перспективы, реализуются крупнейшие — даже не по российским, а по мировым меркам — проекты. Так что два мотива слились в один: для меня это и возвращение домой, и сложнейший вызов, возможность помочь этому дому обрести большое будущее, возможность участвовать в переменах, которые изменят жизнь региона и навсегда заставят забыть слова «депрессивная», «бесперспективная» применительно к нашей Амурской области.

— Какие кадровые изменения планируются в правительстве?

— На данном этапе критически важно сформировать работоспособную команду профессионалов — я не беру в команду людей, которые являются просто моими хорошими знакомыми или друзьями. Хотя я здесь очень многих знаю и много с кем дружу. В первую очередь надо закрыть вакансии, которые освободились в связи с переходом нескольких руководителей на работу в Минвостокразвития. Я не вижу в этом ничего страшного — наоборот, это очень хорошо для региона, когда в Москве есть люди, знающие и ценящие регион. Ведь и знания, и опыт, и региональный патриотизм никуда не исчезают. И я абсолютно уверен: мы выстроим с ними конструктивную работу. Минвостокразвития для нас — ключевое министерство. Это здорово, что его возглавил Александр Александрович Козлов — человек, который, я уверен, окажет нам серьезную поддержку в работе.

— Предыдущее руководство области очень долго не могло найти людей на ряд позиций. В том числе министерство сельского хозяйства три года оставалось без руководителя. Уже озвучены первые фамилии: Олег Турков, Андрей Плутенко — это знаковые имена для области. Как вам удается так быстро формировать новую команду  и какие аргументы действуют на таких людей  убеждающе?

— И Турков, и Плутенко, и другие люди, фамилии которых в ближайшее время я назову, имеют очень важную общую черту, общую цель — мы хотим развивать регион. Они оставили свои респектабельные должности, на которых у них и условия, и доходы были, может, лучше, но они сделали этот выбор ради будущего региона. И для меня эта самоотдача и общность цели очень важны.

Я очень рассчитываю, что Андрей Долиевич Плутенко будет работать зампредом правительства, курируя подготовку кадров и цифровизацию. Он в свое время работал в Роснано. И я знаю, что он был там на очень хорошем счету. Я был в Роснано и видел, как к нему относится коллектив. Он несколько лет жил в Москве, успешно обосновался. Но когда появилась возможность вернуться в АмГУ, он вернулся в родной вуз, чтобы его развивать.

Амурской области однозначно нужен свой бренд. Пока жил в Москве, узнал, что запад практически ничего не знает про наш регион.

И поэтому, когда я предложил Андрею Долиевичу помочь развитию всей образовательной инфраструктуры, внедрить лучший опыт во всей системе среднего профессионального и высшего образования, он согласился именно с той точки зрения — что может помочь родной Амурской области выйти на современный уровень подготовки кадров, в которых регион сегодня нуждается. Это даст совершенно иные возможности для молодежи. Мы также договаривались, что нужно обязательно сохранить независимость таких известных исторических вузов, как Благовещенский педагогический университет, медицинская академия.

В сельском хозяйстве несколько лет не было порядка. Учитывая его значение для Амурской области, я счел первоочередным делом назначить министра именно на эту отрасль. Олег Александрович Турков — компетентнейший человек, мы с ним давно знакомы. Его кандидатуру одобрили специалисты отрасли, люди с большим опытом. Он давно работает в сфере сельского хозяйства, знает регион не понаслышке. И уверен —  справится с поставленной задачей. 

Эльвира Оверченко будет возглавлять нашу пресс-службу. Я рад, что она согласилась. Очень уважаю и ценю ее как профессионала.

— Кто возглавит одно  из ключевых министерств — министерство экономического развития?

— Я считаю, что в минэкономе хорошая, сплоченная, компетентная команда. Министром станет один из заместителей — Людмила Сергеевна Старкова. Она справится. Компетенций и опыта для этого ей не занимать.  

— Вы не планируете привлекать в команду «варягов»?

— Пока не планирую, в области есть достойные кадры. Справимся. Хотя взгляд со стороны тоже бывает полезным. После года жизни в Москве я на многие вещи посмотрел другими глазами.

— Что для вас главное при подборе кадров?

— Обязательно — профессионализм и честная репутация. И, безусловно — разделение идеи, миссии развития региона, полная самоотдача в этом, даже способность к самопожертвованию в какой-то мере.

Инвестклимат решает все

— Какие точки экономического роста вы видите для Амурской области?

— Они определены стратегией экономического развития региона, составленной весьма профессионально. Есть шесть ключевых направлений.  Часть из них — это традиционно сильные стороны региона: сельское хозяйство, горная металлургия, энергетика и туризм. И есть две новых для Приамурья отрасли: космос и развитие Циолковского и газонефтехимия, где работает Газпром и, надеюсь, будет работать Сибур, когда примет решение и начнут строить Амурский газохимический комплекс. При этом нужно развивать транспортную и энергетическую инфраструктуру, дорожную сеть. Экономический рост будем строить на этих шести столпах.

8,1

тысячи человек подписались за несколько дней на страницу Василия Орлова в Инстаграм. Амурчане оставили сотни комментариев: написали о проблемах и ситуациях, а также пожелали новому руководителю успехов в работе

Очень важно в целом организовать работу по улучшению инвестиционного климата, чтобы развивались самые разнообразные проекты — от сбора дикоросов для логистики. Потому что крупные проекты — хорошо, но настоящую динамику в экономике, занятость и качество жизни для людей создает малый бизнес. Для инвесторов важны открытость и гарантии. Всякие могут быть сложности и непонимание. Буду на прямом контакте. Заработает специальный проектный офис для решения всех проблем. Есть отличные методики, которые применяют в других регионах:  мы их знаем и будем внедрять. Благоприятный инвестиционный климат — это ключевое условие для экономического роста.

— Какие перспективы у развития туристического потенциала области? Продолжится ли реализация амбициозных проектов: строительство международного моста через Амур, канатной дороги, «Золотой мили»?

—  Для въездного туризма у нас хорошие перспективы. За рекой, в округ Хэйхэ, ежегодно приезжает около миллиона китайских туристов, но при этом на территорию Амурской области — меньше 70 тысяч. С чем это связано? Где ограничения?

Кажется, нам особо нечего показывать. Но это не так, в глазах огромного азиатского мира, то есть для всех японцев, китайцев, корейцев,  российский Дальний Восток является частью Европы. Приезжая к нам,  они имеют возможность посмотреть на европейскую культуру. А нам для этого первым делом нужно обеспечить чисто технические возможности. В первую очередь  создать транспортную инфраструктуру, чтобы гражданам Китая было удобно приезжать в Благовещенск. Вы знаете, что строится мост через Амур — важнейший проект, внимательно слежу за строительством. Должны сдать в срок. 

Второе — это канатная дорога. Это не просто аттракцион для туристов. Я уверен, что она действительно позволит сделать пересечение границы комфортным и повлияет на развитие пограничного туризма.

Но и собственно привлекательность для туристов, что показывать, тоже надо повышать. «Золотая миля» — одна из ключевых составляющих проектов развития туризма. Начали уже с ней разбираться. Во-первых, нужно актуализировать юридический статус проекта, ведь прежний застройщик —  Буреягэсстрой —  сейчас банкрот. Во-вторых, надо посмотреть технический статус: что произошло за пять лет, пока стройка была законсервирована. В-третьих, нужно обновить пакет инвестиционных проектов. Те, что предполагалось реализовать несколько лет назад, могут быть не совсем актуальны. Надо смотреть, кто реально «живой», а под что нужно снова искать инвесторов.

— Сегодня «Золотая миля» — очень грустное зрелище в центре Благовещенска. Сколько потребуется времени, чтобы сдвинуть проект с мертвой точки?

— Есть то, что нужно и можно сделать в первую очередь. В следующем году — выделим «пусковой комплекс» на площади Ленина и благоустроим территорию там. Больших денег на это не нужно. Мы можем найти их в областном бюджете, но будем стараться привлечь инвестиции из федерального центра. Тем более что эту тему я поднимал в разговоре с президентом. На его вопрос, что нужно сделать для Дальнего Востока, я честно ответил: хотя здесь уже реализуются крупные проекты, дальневосточники не чувствуют лично для себя изменений и перспектив развития. Это напоминает «эффект упавшего флага» — когда люди не верят в саму возможность успеха, когда разочарование не позволяет взглянуть на вещи объективно. Этот настрой нужно менять.

Хорошая возможность как раз открывается с «Золотой милей». Объект построили на 75%, а потом финансирование приостановили. И несколько лет благовещенцы, и я в том числе, ходят и с недоумением смотрят на унылые горы песка в центре города. Это деморализует. Поэтому этим объектом я занимаюсь лично, в следующем году начнем строить.  

— Вы — первый губернатор приграничной Амурской области, который знает китайский язык. Вы его хорошо помните?

— Английский у меня на достаточном уровне, чтобы спокойно говорить без переводчика на любые темы. И я много в нем практиковался последние пару лет. С китайским сложнее. Меньше практики — меньше уверенности. Так что хвастаться не буду. Умение общаться на одном языке с нашими зарубежными партнерами — это очень важно, а Китай — наш основной внешнеэкономический партнер. Поэтому я попросил своих старых друзей из педагогического института, где мы учили китайский, чтобы меня снова подготовили. Немного практики, и язык восстановится.

«Надо привлекать в регион новые авиакомпании»

— Одна из самых острых проблем области — транспортная недоступность. Есть проблемы с авиационным сообщением и со столицей, и с другими дальневосточными регионами, и внутри области. Какие меры можно предпринять, чтобы решить этот вопрос?

— Да это одна из важнейших проблем. Эту тему я тоже поднимал в разговорах с руководством страны. Ситуация повторяется из года в год: высокая стоимость авиабилетов, невозможность даже свозить детей в Москву и показать им столицу нашей Родины. Но это проблема, к сожалению, характерна для всего Дальнего Востока, поэтому решать ее надо сообща. Я считаю, это очень здорово, что Александр Козлов первой темой своих совещаний в должности министра сделал именно доступность авиасообщения.

— Понятно, что проблема острая для всего ДФО. А что можно сделать на уровне нашего региона?

— Давайте разделим проблему на две части. Первая — это субсидии на льготные авиаперевозки. В этом году, вы знаете, нам досталось меньше льготных билетов: из потребности в 31 тысячу выделили всего 9 тысяч мест. Конечно, это отражается на стоимости билетов и возможности людей с невысокими доходами путешествовать по стране. Вторая часть — качество авиационных перевозок. Вы знаете, что главная авиакомпании России — «Аэрофлот» — к нам не летает, так как наш аэропорт не позволяет принимать ее авиапарк. Поэтому здесь для нас очень важна конкуренция: чем больше авиакомпаний будет летать в Амурскую область, тем дешевле будут авиабилеты. Но надо понимать, что нас — амурчан — немного, плюс — как выражаются профессионалы отрасли — у нас низкий «коэффициент авиационной подвижности населения», летаем мы мало. Мы не очень интересны авиакомпаниям с точки зрения бизнеса, даже несмотря на дорогие билеты. Оборот для них не тот.  Нужно заниматься стимулированием, больше работать с авиакомпаниями, постараться их сюда привлечь.

Для меня это и возвращение домой, и сложнейший вызов, возможность помочь этому дому обрести большое будущее.

 В ближайшее время я предполагаю провести ряд реформ в структуре областного правительства. Необходимо, в частности, разделить минтранстрой на два министерства: транспорта и строительства. Есть огромный объем задач в отношении каждого из них, в том числе проблема транспортной доступности региона. Нужны направленные усилия. Ну и раз уж мы заговорили про реформы во власти, считаю также целесообразным объединить министерство внешнеэкономических связей с министерством экономического развития и тем самым сократить ставки. Эти министерства должны работать как «один кулак».

— Аэрофлот объясняет отказ от перелетов в Благовещенск отсутствием взлетно-посадочной полосы, способной принимать их современные самолеты.

— Да, есть технические ограничения в виде короткой и старой полосы в аэропорту Игнатьево. Но тут есть хорошие подвижки. Проект строительства новой трехкилометровой полосы уже готов, это позволит решить проблему. Проект на сегодняшний день заведен в программу развития транспорта России, его стоимость — 4,6 миллиарда рублей. Финансирование разбито на три года: с 2019 по 2021-й. Надеюсь, если у нас не будет никаких проблем, то к концу 21-го года в аэропорту появится новая полоса, которая позволит частично решить проблему конкуренции и привлечения новых авиакомпаний. Все это в итоге отразится на стоимости авиабилетов.

«Благовещенск один из лучших городов в стране»

— Вы много ездите по стране. Как Благовещенск смотрится на общероссийском фоне? Какие города вас удивили и на кого нам равняться?

— Могу точно сказать, что Амурская область пусть не по актуальным экономическим показателям, но по перспективам однозначно — один из самых интересных регионов в стране. Я много где был и могу сказать уверенно: Благовещенск — один из лучших городов. Абсолютно комфортный, уютный город с хорошими климатическими условиями. Только нужно его взбодрить, что ли. Нам необходимо современное благоустройство, нужно закончить «Золотую милю».

Благовещенск — абсолютно комфортный, уютный город с хорошими климатическими условиями. Только нужно его взбодрить, что ли.

Города, которые меня по-хорошему удивляют, — те, что развиваются наиболее динамично. Чаще всего это миллионники: Москва, Казань, Екатеринбург, Санкт-Петербург. Но есть среди них и Сочи, который пусть и не миллионник, но развивается высокими темпами. С Москвой, наверное, сегодня никто не сравнится. И нам есть чему у столицы учиться. Мои друзья часто иронизируют, что я, когда нахожусь в других городах, веду себя как заместитель мэра — видимо, по старой памяти. Я постоянно замечаю, как лавочки стоят, фонари, памятники, как плитка уложена. Я всегда для себя это стараюсь откладывать в памяти. Может быть, эти наблюдения пригодятся в Благовещенске? Применим и тут лучший опыт. Учиться, учиться, еще раз учиться — это самое главное. Ну и все лучшее для дома — для нашей области.

Губернатор в сети

— Василий Александрович, вы одним из первых среди чиновников завели аккаунт в соцсети Facebook, правда, это был личный профиль. На этой должности вы будете также активны в соцсетях? Планируете использовать их возможности для прямого общения с амурчанами?

— Социальные сети сегодня — неотъемлемый элемент жизни. А обратная связь с гражданами — важнейшая часть работы госслужащего. Аккаунт в Facebook — мой личный, там много таких вещей, которые я бы не позволил себе как чиновник. Я там выкладывал какие-то фотографии, песни, картинки смешные. Хотелось бы, конечно, не потерять этой человечности, не уйти в бюрократизм, не стать типом чиновника, закрытого, будто застегнутого на все пуговицы. Присутствовать в соцсетях буду обязательно: уже завел страницу в Instagram. Но я не хочу просто отчитываться о работе — хочу, чтобы аккаунт был живой, с подлинной обратной связью. Считаю, что важно быть открытым, не терять связи с реальностью, с людьми. Для нас интернет, соцсети — дело важное. Расстояния огромные. А так любой может «достучаться» в нужный момент. Конечно, времени на соцсети будет катастрофически не хватать, поэтому мне будут помогать коллеги, но я обязательно буду присутствовать, смотреть, что волнует людей и по мере возможности сам отвечать на вопросы и делиться мнениями о тех или иных сторонах нашей жизни.

«На гитару уже нет времени»

— Предыдущие губернаторы запомнились и своими спортивными увлечениями. У вас есть любимый вид спорта?

— Спортом я занимался разным. Сейчас периодически хожу в тренажерный зал и стараюсь поддерживать себя в форме. С удовольствием раньше катался по набережной на велосипеде, но, к сожалению, сейчас у меня нет велосипеда — украли в Благовещенске три года назад. Здесь на мой рост велосипед не купишь, такого размера продаются только в Москве. Поэтому в это лето, скорее всего, уже не успею купить и поездить вдоль Амура.

— Вы ведь еще хорошо играете на гитаре и сочиняете песни?  

— Да, я играю на гитаре и даже плохо пою. (Смеется.) Сейчас на это нет времени, но, надеюсь, когда-нибудь появится. Правда, в связи с изменившимся положением я не смогу выкладывать песни в интернет. Но это для всех к лучшему, пожалуй.

— Вы любите футбол. Удастся попасть на чемпионат мира, который проходит в Москве?

— У меня был паспорт болельщика и билет на матч открытия с участием сборной России и Саудовской Аравии. Я все оформлял и покупал заранее. Так получилось, что в эти дни я был в командировке в Москве, но не смог вырваться в «Лужники» — пришлось отдать билет другу. Просто настолько плотный рабочий график первых дней, что, боюсь, не смогу посмотреть главные матчи даже по телевизору. Может, только основные моменты в записи.

Мастер спорта по колыбельным песням

Как отреагировала семья на ваше назначение? У вас ведь совсем недавно родилась дочь.

— Семья отреагировала как положено, с пониманием, но, если честно, первое время был шок. У меня действительно родилась вторая дочь — ей всего два месяца. Она — чудо! Я всем говорю, и даже президенту сказал во время встречи, что я стал мастером спорта по колыбельным песням. Она засыпает у меня на руках под самые разные песни — начиная от «По долинам и по взгорьям» и заканчивая классическими «Спи, моя радость, усни». Всем желаю почувствовать радость отцовства — это новый взгляд на жизнь, это потрясающе. А моей первой дочке уже 13 лет.

Всем желаю почувствовать радость отцовства — это новый взгляд на жизнь, это потрясающе.

— Ваша семья планирует жить в Амурской области?

— Естественно, жена и дочь будут жить со мной в Благовещенске. На сегодня, к сожалению, не решены бытовые вопросы. Квартиру, которую я строил шесть или семь лет, я продал при переезде в Москву — подумал, что возвращаться в Амурскую область мне придется не скоро. А в старой квартире, в которой я прожил 20 лет, нужно делать ремонт, все это отражается на сроках переезда семьи сюда. Надеюсь, к осени все будет готово и мы сможем жить здесь вместе.

— У вас остается время на общение с родителями?  

— Времени катастрофически мало, к родителям «залетаю» ненадолго. За первую неделю был всего раза два по 10—15 минут: успевал обняться, узнать, как дела, и опять на работу.

Говорят, что у вас феноменальная память. Это правда?

— Нет, не правда. Я очень быстро забываю все плохое в жизни.

Возрастная категория материалов: 18+