• В универмаг за покупками амурчане ехали со всей области.

Место, которое знала вся область

 — Я предпринимателем стал в шесть лет, когда сломал счеты отца. Катался на них —  и счеты не выдержали. Тогда отец и научил меня пользоваться ими по назначению, — рассказывает Алик Закиев. С 1980-го он работал инженером по комплектации строящегося универмага. — Мы жили в Гильчине Тамбовского района, а в Благовещенск ездили продавать чеснок, картошку, которую сами выращивали. За сезон от 120 до 150 мешков накапывали. Продовольственный рынок, открытый еще до революции, располагался как раз там, где сегодня стоит универмаг. На том рынке продавалось все — от живых поросят и гусей до молока и мяса. Мальчишкой я покупал там пирожки за пять копеек, квас, лимонад.

Будущий инженер был пятым ребенком в семье участника Великой Отечественной войны Ахуна Закиева, переехавшего в Приамурье по переселению из Татарстана. Подсобное хозяйство дружная татарская семья держала большое — огород, коровы, утки, гуси. В шесть лет самый младший Закиев пошел в школу, откуда будущего предпринимателя в первый же год учебы едва не выгнали.

— Дело в том, что Никита Хрущев запретил держать на частном подворье больше одной коровы, а у нас их было две. Когда приехала комиссия с проверкой, одну буренку родителям пришлось спрятать у соседей, — вспоминает эпизод из детства Алик Ахунович. —  За это я на портрете советского лидера в «Амурской правде» ручкой обрисовал глаза. Но учиться меня в итоге оставили благодаря маме. Она тогда в школе топила печки-голландки.

Для молодого инженера Закиева универмаг стал первой серьезной работой.

После школы Алик Закиев окончил техникум, получил бухгалтерскую специальность. Не дождавшись выпускного, отправился по призыву в армию, где служил каптенармусом. Позже приехал в Благовещенск, продолжил заочно учиться на товароведа и устроился работать.

— Тамара Александровна Губченко, руководитель Горпромторга, приняла меня на работу кладовщиком. Моим непосредственным руководителем была Дьяченко Антонина Тимофеевна, начальник планового отдела. В то время контора Городского промышленного торга находилась в здании магазина «Одежда», как раз напротив рынка, куда я в детстве приезжал. У ведомства по городу было 30 магазинов. Все точки необходимо было снабжать торговым оборудованием — это и стало моей профессиональной задачей, — рассказывает Алик Ахунович. — Когда создавался отдел по строительству строящегося универмага, Тамара Александровна Губченко направила меня в этот отдел. На тот момент я нес ответственность за 2400 квадратных метров торговых площадей. А руководителем отдела была назначена директор старого универмага (сегодняшнего магазина «Товары для дома») Валентина Ильинична Данильченко.

 Универмаг строил весь город

— Когда торговые ряды сносили, были, конечно, и недовольные, особенно среди продавцов, привыкших годами торговать на одном и том же месте. На этот рынок в центр города люди даже в 60-е годы ехали на лошадях,  телегах, — говорит Алик Закиев. — Строительство универмага для меня было первой серьезной работой, которая накладывала огромную ответственность. К тому же нужно было оправдать доверие руководства: несмотря на то что я был холостым 23-летним парнем, мне выделили квартиру в деревянном доме на берегу Амура. Сразу отмечу, что жилье было из фонда города, так что никто из моих коллег-очередников не пострадал. Сегодня на месте того дома стоит гостиница «Дружба». Помню, когда ее начали строить, снесли наш туалет во дворе, так что мы каждый раз бегали к строителям.  

«Когда торговые ряды сносили, были недовольные, особенно среди продавцов, привыкших годами торговать на одном и том же месте».

Возведение самого большого в городе магазина продолжалось три года. Проект несколько раз переделывался с учетом постоянно меняющихся требований. 

— Деньги на все выделяла Москва. Ни областной, ни городской бюджет затрат не понесли. Такой же, как и в Благовещенске, магазин параллельно строился в Новосибирске, — продолжает Алик Закиев. — В грандиозной стройке принимал участие весь город. Всего было 25 субподрядных организаций, с которыми мы сотрудничали.

38

лет назад в Благовещенске открылся самый крупный в городе торговый центр — универмаг

Колонны и вход в новый магазин решено было выполнить из мрамора. Из латуни, которую в благовещенском Горпромторге получали листами, на судостро            ительном заводе изготавливали длинные металлические полосы. Они применялись при создании мозаичного пола, выполненного из мраморной крошки. Через нынешний «Амурснабсбыт», одно из старейших в регионе предприятий, для строящегося универмага поставлялся японский пластик, которым обшивали панели по лестничным маршам, — это был новый для тогдашней строительной отрасли материал. Завод «Амурский металлист» и СТМ-2 — старейший строительный трест — предприятия, которые также помогали в возведении здания. 

— Одежда, обувь, парфюмерия — каждый отдел необходимо было оснастить торговым оборудованием. Мы иногда по несколько раз меняли расположение полок, стоек, старались, чтобы было и красиво, и удобно. Люди тогда жили своей работой, верили, что все получится, — делится инженер Закиев. — На торжественное открытие собрался весь Благовещенск. А мой начальник Антонина Дьяченко даже дала мне три выходных. 

Новый магазин открыли за день до начала Олимпиады-80.

После открытия жители и гости города еще много лет называли крупнейший в городе молл, где только торговых залов было 5000 квадратных метров, «новым универмагом», а второй магазин торгового дома «И. Я. Чурин и Ко», получивший в наше время название «Товары для дома», именовали между собой «старым универмагом».  

Работать здесь было престижно

Торговые площади в новом универмаге украшали фикусы, гибискусы — тогда существовала мода на оформление помещений магазинов, контор и других учреждений цветами. Отделы были большими, а ассортимент — самым широким в области.

— У нас работал большой отдел тканей, где продавались кримплен, шерсть, драп, ситец, шелк. На втором этаже был отдел пальто, а на первом — большой отдел рабочей одежды, музыкальных инструментов. Еще работали отделы платков и головных уборов. До настоящего времени сохранился отдел костюмов, — рассказывает Наталья Андриевская, которая пришла в универмаг продавцом в феврале 1981-го. — Начинала я с продажи рабочей одежды, а потом перешла в отдел носков. Он был рядом с конфетным. Мы работали тогда с 10 до 19, и поток покупателей все это время не иссякал. Люди ехали со всей области. Особенно много народу было по выходным. 

Передохнуть уходили только в обеденный перерыв. У нас и комната отдыха была, которая располагалась на северной лестнице. Сейчас в этом помещении — ателье. Работала прекрасная столовая, а сотрудникам на питание выдавались бесплатные талоны.

— Мне, кстати, на свадьбу подарили шерстяной ковер за 96 рублей из универмага, — вспоминает Алик Закиев. — Это было время трикотина, вельвета, японских батников, битлов и «Песняров». 

Мрамор, японский пластик и другие необычные для советских зданий материалы использовали при строительстве универмага.

Сервизы, хрустальные вазы, упакованные в прозрачную бумагу и украшенные атласными лентами, —  покупки из отдела подарков универмага помнят многие амурчане. Парфюмерия, игрушки, канцелярские товары, посуда — все это продается в универмаге и сегодня, спустя 38 лет. 

— Работа в универмаге считалась престижной. Коллектив состоял из 500 человек — все молодые. С самого открытия мы ходили в униформе. Форма объединяет в команду, дисциплинирует и сплачивает, — считает Наталья Викторовна.   

Эпоху дефицита здесь тоже помнят. Несмотря на трудности и нехватку товара, заработная плата в торговом предприятии всегда была стабильной, поэтому работницы крупнейшего в городе магазина порой становились главными кормилицами в своих семьях.

«Мне на свадьбу подарили шерстяной ковер за 96 рублей из универмага. Это было время трикотина, вельвета, японских батников, битлов и «Песняров».

Показ новых коллекций, праздничное оформление витрин, участие в городских мероприятиях — за годы работы у универмага сложились свои традиции.

— У нас и ансамбль был свой самодеятельный. Пели не для того, чтобы привлечь покупателя, для души, — вспоминает Наталья Андриевская.

А для покупателей универмаг устраивал показ одежды. В День защиты детей для маленьких амурчан организовывали чаепитие в красном уголке, куда обычно вход для покупателей закрыт. Теперь здесь в День пожилого человека пьют чай, получают подарки от родного коллектива и делятся воспоминаниями ветераны и пенсионеры ЦУМа — их в настоящее время около 90 человек.

Подготовке к Новому году в магазине в самом центре города всегда уделяли особое внимание. Более 30 лет праздничным оформлением универмага занимается художник Анна Шипеленко. И на демонстрацию 1 Мая коллектив предприятия по-прежнему продолжает ходить.

— 12 лет мы носили портрет Ленина, который хранился в красном уголке Горпромторга. За это получали от профсоюза 20 рублей и шли в ресторан «Березка», — подхватывает Алик Закиев.

Сиреневый сад с фонтаном

Строительство самого крупного в советском Благовещенске магазина инженеру по комплектации позволило получить солидный опыт, который помог начать собственное дело.

5000

квадратных метров занимали торговые залы магазина, который благовещенцы называли между собой «новый универмаг». «Старым» именовали нынешние «Товары для дома»

— Торговлю после открытия универмага я не оставил. Во второй половине 80-х начал ездить в командировки на Сахалин — за рыбой, в Ташкент — за помидорами. А в 1989-м поехал в Хэйхэ в составе первой туристической группы. Путевки в КНР, которые выделили предприятию, сотрудники конторы, где я тогда работал, тянули из шапки. Мне повезло. Это было начало эпохи предпринимательства. Первые бизнесмены предлагали китайским гостям, приезжающим в Благовещенск, мясорубки, прессы для чеснока, — делится воспоминаниями Алик Ахунович. — В 1990-м я занялся автозапчастями. Сначала работал посредником. Первый офис размещался в гараже, а 17 лет назад переехали на Воронкова, где на месте болот построили павильон «КAMAZ». Создали «Сквер друзей», многие жители 408-го квартала нам благодарны.

Сегодня среди партнеров предпринимателя Закиева — крупнейшие сельскохозяйственные и золотодобывающие предприятия области, лесозаготовители, переработчики и другие организации, которые поддерживают российский автопром. Сам Алик Ахунович — постоянный участник городских конкурсов и благотворитель. Пережив два инфаркта, он долгое время находился между жизнью и смертью. А когда поправился, не в пример многим, не забыл отблагодарить медперсонал учреждения, которое помогло ему встать на ноги.

— В следующем году мне 65. Алик — ягодка опять, — шутит бизнесмен, в торговом павильоне которого стена у входа пестрит благодарностями от представителей власти, врачей, детских учреждений. 

В планах предпринимателя — построить фонтан и расширить сквер в 408-м квартале Благовещенска.

— Район здесь большой. В выходные люди соберутся погулять, воздухом подышать, а присесть, отдохнуть негде, — объясняет старший общины амурских татар Закиев. — Я этот план 10 лет вынашивал. Мечтаю установить фонтан и разбить сиреневый сад, где будут расти десять сортов сирени. Сад будет называться «Санкт-Петербург» по аналогии с Ботаническим садом Петра Великого. Пять сортов сирени у меня есть, осталось закупить еще пять. Для меня запах сирени — это аромат из детства. А еще сирень — символ любви и главный глашатай нашей амурской весны. 

Возрастная категория материалов: 18+