32 года руководил театром
Николай Стародуб родился 25 июля 1924 года в амурском селе Будунда (ныне Усть-Ивановка) в многодетной семье переселенцев с Украины. После окончания Иркутского художественного училища, преданный своим корням, вернулся в Благовещенск. И с 1944 года начал служить родному театру. Пробовал себя в роли актера, худрука, художника. В разные годы работал живописцем в Амурском товариществе художников, был уполномоченным по контролю за зрелищами и репертуаром. Возглавлял отдел искусств областного управления культуры. А затем Николай Федорович 32 года руководил Амурским областным драматическим театром. Строгий, требовательный, но справедливый, много работал сам и требовал отдачи от других — таким вспоминают его коллеги, которым посчастливилось работать с этим руководителем и в чьей судьбе он сыграл решающую роль.
Попасть на работу к Стародубу было почетно
Анна Лаптева в пьесе Н. Островского «Без вины виноватые». Фото amurteatr.ru
100
лет со дня рождения Николая Федоровича
Сародуба исполнилось в этом году
— Впервые мы встретились на Всесоюзной московской бирже, где предлагали вакансии артистам по всей стране, — вспоминает народная артистка РФ Анна Григорьевна Лаптева. — Стародуба там знали и уважали, попасть к нему на работу было почетно. Он три года меня приглашал в амурский театр. Но я несколько раз отказывалась и даже к его столу не хотела подходить. Но Николай Федорович был очень настойчивым, даже письма мне писал. И в конечном итоге я сдалась. Я хоть и была очень молодая, но к тому времени — уже заслуженная, с мужем и ребенком. Он нам всем сделал вызов (раньше пограничный Благовещенск был закрытым городом и попасть в него можно было только по специальному приглашению. — Прим. АП). Все свои обещания директор сдержал, мы сразу переехали в трехкомнатную квартиру с телефоном недалеко от театра. Меня предупреждали на бирже: «Смотри, он тебе сейчас улыбается, но в театре ты его улыбку не увидишь». Но ко мне он всегда относился очень хорошо. Помню, что меня в то время поразил состав труппы театра. Очень мощные, сильные актеры, такие как Высоцкая, Матвеев, Васильевы, Ветров и подрастающая молодежь — Телегина, Радецкая, Петрова.
Николай Федорович был известен за пределами Амурской области: он состоял в группе директоров театров Советского Союза при Министерстве культуры РСФСР, которых уважали и к мнению которых прислушивались. Именно эти несколько человек и формировали театральную политику страны.
Амурская Вера Холодная
Вот такую белокурую красавицу Наталью Петрову увидел впервые амурский зритель. Личный архив актрисы, 1992 г.
— Я окончила Казанское театральное училище, а в Благовещенск попала из Волгоградского областного театра по вызову Николая Федоровича, — поддерживает разговор заслуженная артистка Амурской области Наталья Петрова. — Многие потом удивлялись: «Как ты к Стародубу попала?» Ему как раз требовался мой типаж: молодая девушка с длинными белокурыми волосами. Он строгий был, в театре его боялись, но ко мне всегда хорошо относился. Однако и я однажды попала под раздачу, как раз после отпуска вернулась. Директор вызывает меня в кабинет, кто-то уже успел доложить ему, что я волосы состригла и забеременела. Кричал он на меня сильно, в итоге выгнал из кабинета. А мне страшно, но и его понимаю — актрис моего плана к тому времени в театре не осталось. Чуть позже он прозвал меня Верой Холодной. Сначала я не видела связи с этой брюнеткой, а потом догадалась, что всегда бледная перед ним была и трепетала от одного только взгляда. Но при этом знала, что он ко мне хорошо относится. Еще в театр нельзя было приводить детей, чтобы не мешали репетиционному процессу. А куда их девать? Конечно, приводили, прятали за кулисами. Перед гастролями на Сахалин у меня случился разговор с Николаем Федоровичем, надо было уезжать на месяц, а мне ребенка девать некуда и мужа на переподготовку отправляют. Так он договорился, чтобы мужу переподготовку перенесли, а после гастролей еще и с садиком помог.
Наталья Петрова с Робертом Салаховым в спектакле «Тени». Фото: amurteatr.ru
В театре про строгость и требовательность Стародуба ходили легенды, но он стремился, чтобы во всем учреждении был образцовый порядок.
И кнутом, и пряником
Здание Амурского областного театра драмы, где проходили заседания первых пяти съездов трудящихся. г. Благовещенск, 1918 г. Фото amurteatr.ru
Директор Советского Союза, как нередко называли хозяйственника, добился реконструкции здания Амурского театра драмы. К бывшему Общественному собранию была пристроена закулисная часть, сооружены помещения для цехов, а в 1985 году на фасадной части здания появились знаменитые колонны, поддерживающие фронтон и добавившие в облик театра величия и торжественности.
Фото: Никита Печеник
Ученик и сподвижник Николая Уралова, который до 1962 года был главным режиссером Амурского театра драмы, Стародуб, будучи депутатом горсовета Благовещенска, добился переименования переулка Почтамтского, расположенного недалеко от театра, в переулок им. Н. И. Уралова. Бюст знаменитому режиссеру до сих пор располагается в театре.
Открытие бюста Николаю Уралову. Фото amurteatr.ru
32
года жизни Николай Федорович Стародуб отдал делу всей жизни — Амурскому драматическому театру
По архивным документам можно понять, что директор не церемонился с прогульщиками и опоздавшими, за нарушение трудовой дисциплины наказывал рублем и даже увольнением. Но и про поощрения не забывал.
— Однажды встретил меня в коридоре и спросил: «Почему ты не просишь поднять ставку?» — вспоминает Наталья Петрова. — А я ему ответила, что меня педагоги научили: если не предлагают, то значит я недостойна. Он внимательно на меня посмотрел и недели через две ставку повысил. Очень жаль, что его так рано, в 60 лет, отправили на пенсию. Он славился на весь Советский союз и мог бы еще много сделать для нашего театра.
Именно в годы правления Стародуба география гастролей Амурского театра охватила практически все города Советского Союза. Труппа театра считалась одной из сильнейших в стране. В нее входили 48 артистов из разных городов, все — с высшим театральным образованием. В 1983 году Амурский театр отметил свое 100-летие в Москве, на сцене театра «Ленком». Рядом с амурчанами на сцене стояли Марк Захаров, Инна Чурикова, Олег Янковский и другие звезды.
В тот юбилейный год Амурский драматический вошел в список лучших из 530 театров страны и получил переходящее Красное знамя из рук министра культуры РСФСР Юрия Мелентьева.
Программы с подписью директора Н. Ф. Стародуба. Фото amurteatr.ru
В театре по-прежнему тепло вспоминают руководителя, хранят множество архивных документов, фотографий, театральных программок, подписанных его именем, множество буклетов под редакцией директора театра. Как сценограф и художник по костюмам, Николай Стародуб оформил около 100 спектаклей Амурского театра драмы.
Художник спектакля «Горя бояться — счастья не видать» — Н. Ф. Стародуб. Фото amurteatr.ru
— У меня до сих пор осталось платье, на которое он лично прикреплял бантики, — вспоминает Анна Григорьевна Лаптева. — Его шили к спектаклю «Любовь? Любовь!» Спектакля уже давно нет в репертуаре. Мы с Натальей Петровой иногда играем на творческих вечерах отрывок из спектакля, и я продолжаю работать в этом историческом платье.
«Книга памяти» и музей театра
Не так давно в театре установили интерактивный стол. Зрители могут увидеть на экране огромное количество фотографий и биографической информации выдающихся театральный деятелей. Скоро туда добавят еще два раздела: «История театра» и «Гастрольные фото».
— Все желающие могут посмотреть фотографии спектаклей текущего репертуара или ознакомиться с информацией в «Книге памяти», — рассказала руководитель литературно-драматургической части Амурского областного театра драмы Елена Войтенко. — Фото современных спектаклей еще дополняются. Например, на днях состоялся премьерный показ постановки «Два процента» — мы добавим новые фотографии. В «Книге памяти» содержатся все биографические данные артистов, знаменитых деятелей театра, амурчане могут узнать об их судьбе и достижениях. Если раньше на стенах просто висели портреты с датами жизни и смерти, то теперь благодаря оцифрованным документам можно узнать гораздо больше информации про всех, кто работал в театре в разные годы и сыграл роль в его становлении.
В театре хранится много подлинных вещей, реквизита, костюмов разных лет. Поэтому после капитального ремонта в учреждении планируется создать музей, который будет оснащен по последнему слову техники. Посетители увидят даже голограммы по истории театра и его труппы.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии