От Петропавловской крепости до Приамурья
Отец Виктора, Николай Петрович, был незаконнорожденным сыном ревельской мещанки (Ревель — старое название Таллина). В юности он работал токарем на одном из заводов Санкт-Петербурга, вступил в кружок революционной партии «Народная воля» и стал участником убийства агента сыскной полиции. За это военно-окружной суд в сентябре 1882 года приговорил Николая Евсеева к виселице. Однако через неделю смертный приговор был заменен на бессрочные каторжные работы в рудниках.
Как преступник Евсеев содержался сначала в Петропавловской крепости, затем был отправлен в Карийскую каторжную тюрьму, которая находилась на Нерчинских рудниках в Забайкалье. И только в марте 1888 года с Николая сняли кандалы и перевели в разряд ссыльнопоселенцев. А местом ссылки определили Приамурье, где он и прожил около 30 лет.
Подробной информации о личной жизни Евсеева-старшего нет. Известно только, что у них с женой Александрой Павловной было семеро детей. Виктор родился в 1905 году, третьим по старшинству. Ему рано пришлось пойти работать: отец умер, когда мальчику было всего 11 лет.
Сразу в летчики не взяли
Виктор работал батраком, ломовым извозчиком, масленщиком на пароходе. Поэтому революционные преобразования в Приамурье принял с воодушевлением и вступил в комсомол. Вот что он рассказывал в письме землякам, которое было опубликовано в 1937 году в «Амурской правде»:
«После эвакуации японцев из Благовещенска в помещении бывшей казармы Амурской флотилии был открыт клуб 2-го района комсомола. И вот как-то раз на районном собрании было объявлено: кто хочет поехать учиться на летчика? Я не дождался конца информации, встал и заявил, что хочу быть красным летчиком. Но меня не взяли — я был малограмотным и не имел достаточного производственного опыта. Поэтому поступил работать на электростанцию, приобрел производственный опыт и поехал учиться на рабфак во Владивосток. Здесь получил высшее образование и добровольцем пошел учиться в летную школу».
Имя амурчанина Виктора Евсеева вписано в историю как первого в мире парашютиста, совершившего самое длительное свободное падение с высоты 7050 метров.
В 26 лет он окончил Борисоглебскую военную авиашколу летчиков и был направлен в Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии (НИИ ВВС РККА). Так началась новая жизнь простого паренька с рабочей окраины Благовещенска.
«Красная пятерка»
«Красная пятерка», которая выступала на воздушных парадах над Красной площадью. Руководил ею Владимир Коккинаки, в будущем — дважды Герой Советского Союза. В числе этих пяти летчиков был и Виктор Евсеев (второй справа). Фото: t.me/evseev_vn
В научно-испытательном институте ВВС работали лучшие инженеры страны, там же служили асы летного дела. Рядом с уроженцем Благовещенска летали Валерий Чкалов, Михаил Громов, Георгий Байдуков, Андрей Юмашев, впоследствии ставшие гордостью СССР. На Виктора Евсеева обратили внимание после одного из полетов: при испытании нового истребителя во время выполнения фигур высшего пилотажа с рамы сорвало мотор, но молодой летчик приземлился и спас самолет.
В начале 30-х годов на базе испытательного института была сформирована пилотажная группа, которая выступала на воздушных парадах над Красной площадью. Руководил «Красной пятеркой» Владимир Коккинаки, в будущем — дважды Герой Советского Союза. В числе этих пяти летчиков был и Виктор Евсеев.
«Из-за куполов Василия Блаженного вылетело пять воздушных машин. Они походили на торпеды. Пять бесстрашных людей, сомкнув крылья своих машин почти вплотную, вели самолеты к мавзолею с такой скоростью, какую даже трудно представить. Не долетев до мавзолея несколько метров, они молниеносно развернувшимся веером ушли в облака», — так описывал пролет над Красной площадью в мае 1936 года корреспондент журнала «Смена». Кстати, Виктор Евсеев стал первым советским небесным «каллиграфом», и вся Москва восхищалась его рисунками.
За успехи в оборонной работе Виктор Евсеев получил персональный легковой автомобиль ГАЗ М-1, был награжден орденами Ленина и Красной Звезды.
Летчик-испытатель также усовершенствовал кислородное оборудование для сверхвысотных полетов, сам сконструировал оригинальную кислородную маску. В августе 1935 года Виктор Евсеев первым из советских летчиков поднялся на истребителе И-15 (биплан с открытой кабиной и неубирающимся шасси) в стратосферу на 11 080 метров. На этой высоте он пробыл полтора часа, в течение которых дышал кислородом из специально сконструированного им прибора, доказавшего полную надежность. Этим полетом был установлен новый всесоюзный рекорд высоты. А в начале сентября летчик повторил полет, достигнув 12 020 метров.
За летное искусство и высокий профессионализм члены группы «Красной пятерки» были награждены именными золотыми часами. За успехи в оборонной работе Виктор Евсеев получил персональный легковой автомобиль ГАЗ М-1, был награжден орденами Ленина и Красной Звезды.
Прыжок из стратосферы
В 1932 году Евсеев принял должность инструктора парашютного спорта и за год совершил свыше 30 прыжков с парашютом, пять из которых — затяжные. Он наряду с другими воздушными спортсменами пытался найти способ управления своим телом в борьбе со штопором и беспорядочным падением во время затяжных прыжков.
2
минуты 12 секунд свободного падения. И только за 150 метров от земли Виктор Евсеев раскрыл парашют. Так 28‑летний амурчанин побил мировой рекорд затяжного парашютного прыжка.
Фото: t.me/evseev_vn
Свой исторический прыжок Виктор Евсеев совершил 10 сентября 1933 года. Управлял самолетом Владимир Коккинаки: он поднял истребитель И-15 на высоту 7200 метров — и Евсеев шагнул в пугающую пустоту. На нем был кислородный баллон с длинной гофрированной трубкой, идущей к маске, а на левой руке в перчатке закреплен секундомер.
Летчик-испытатель стал первым небесным «каллиграфом». На воздушных парадах вся Москва восхищалась словами, оставленными самолетом Евсеева.
2 минуты 12 секунд свободного падения. И целенаправленно только за 150 метров от земли Виктор Евсеев раскрыл парашют. Так 28-летний уроженец Благовещенска побил мировой рекорд затяжного парашютного прыжка датчанина Джона Транума, который находился в свободном падении 1 минуту 27 секунд. Об этом невероятном событии написали все газеты мира.
С самодельным оборудованием, без длительных тренировок — даже сегодня такое представить невозможно. А раскрытие парашюта всего за 150 метров от земли могло привести к трагедии. Но советский испытатель пошел на такой рискованный шаг и вошел в мировую историю как первый парашютист с самым длительным свободным падением. Рекорд Евсеева был побит только в 1962 году. Причем по высоте, с которой сделан прыжок, результат превосходили несколько раз, однако по ручному раскрытию парашюта за 150 метров от земли — рекорд не побит до сих пор!
Трагедия в небе
Возможно, Виктор Евсеев прославился бы, как его товарищи по небу Коккинаки, Чкалов, Громов, Байдуков. Но в августе 1937 года его жизнь оборвалась. При выполнении тренировочного полета «Красной пятерки» соседний в строю летчик совершил столкновение с самолетом Евсеева. Виновник катастрофы сумел приземлиться, а Виктор Евсеев погиб. Ему было всего 32 года. «Амурская правда», не раз писавшая об уроженце Благовещенска при его жизни, на своих страницах поместила некролог: «Погиб отважнейший сын социалистической родины, большевик, летчик-испытатель, старший лейтенант Виктор Николаевич Евсеев».
Похоронили уроженца Приамурья на Донском кладбище в Москве. Сегодня у него общая могила с родственниками со стороны жены. Есть ли у легендарного летчика прямые потомки — долгое время было неизвестно.
«Вот это личность!»
Как нашли потомков легенды и где планируют установить памятник
Елена Захарова и Алексей Севастьянов занимаются вопросом по увековечиванию памяти известного летчика и парашютиста. Фото: Алексей Сухушин
Несмотря на заслуги перед родиной и мировой рекорд, имя нашего земляка не увековечено в Благовещенске ни в названии улицы, ни в памятнике, ни даже на мемориальной доске. Но сегодня нашлись инициативные благовещенцы, которые хотят отдать дань памяти легендарному человеку и установить памятник Виктору Евсееву в его родном городе.
Всё началось с игры
Фото: Алесей Сухушин
Решающим фактором для создания инициативной группы, которая планирует увековечить память о знаменитом земляке, стала краеведческая игра-квест «Самый-самый Благовещенск» Яны Стародуб-Афанасьевой. Автор собрала людей и факты, прославивших наш город на всю страну и в мире. На основе этой игры в городской администрации разработали концепцию образа города. На уличных баннерах и в общественном транспорте появились фотографии известных людей, имеющих непосредственное отношение к Благовещенску. Среди них был и Виктор Евсеев.
— Я вообще о нём ничего не знал! Ехал по улице, увидел баннер, и мне бросилось в глаза слово «парашютист». Выскочил из машины, прочитал, — рассказывает Алексей Севастьянов, начальник региональной поисково-спасательной базы «Авиационно-космический поиск и спасание», за плечами которого около четырех тысяч прыжков с парашютом. — Потом поискал информацию о Евсееве в интернете. Вот это личность! И наш, амурский, оказывается.
— Тетя моего папы — Пелагея Степановна Евсеева, говорила, что в нашей родне был знаменитый летчик, но без всяких подробностей, — рассказывает Елена Захарова, дальняя родственница Евсеева. — Когда появился «Самый-самый Благовещенск», я пришла к Яне Стародуб-Афанасьевой, чтобы купить игру. Она мне показала бывшую электростанцию на улице Ленина, где Виктор Евсеев работал два года. Потом я обратилась в госархив области, в котором уже были материалы о нашем родственнике.
Человек, достойный памятника
В июле 2021 года состоялась встреча инициативной группы по увековечиванию памяти Виктора Евсеева. В нее вошли краевед Валентина Кобзарь, руководитель турагентства Роман Шабанов, начальник управления культуры Благовещенка Валентина Мищенко, депутат гордумы Александр Недосекин, пилот-инструктор Лариса Касьян, Алексей Севастьянов, Елена Захарова и другие заинтересованные лица.
Все они говорили о том, что Виктор Евсеев достоин памятника в городе, в котором родился. Но, согласно Положению об увековечивании памяти, родственники не имеют права быть инициаторами установки памятника — только организации. Поэтому решено, что все вопросы будут решаться от имени областной федерации парашютного спорта.
Основную работу в Благовещенске ведут два активиста — Алексей Севастьянов и Елена Захарова. Им помогает троюродный брат Елены Игорь Ларин — композитор, сценарист, кинодраматург, живущий в Москве. Он работает в архивах, музеях, на киностудиях и, собрав уникальный материал, планирует написать книгу и снять фильм о Викторе Евсееве.
Большая семья
У Виктора Евсеева было четыре брата и две сестры. Некоторые из них стали известными людьми в Амурской области. Например, старший брат Михаил был участником Великой Отечественной войны, заслуженным врачом РСФСР, главным врачом Мазановского района. Его сын Юрий Михайлович работал учителем, директором школы, заведующим районо, председателем Серышевского райисполкома, директором управления соцзащиты Благовещенска. Его внучка Елена Окладникова заведует кафедрой в ДальГАУ. Она составила генеалогическое древо большой семьи, где уже более 100 человек.
Кстати, ее родоначальница, мама Виктора Евсеева, пережила мужа на 52 года и скончалась в возрасте 90 лет в 1968 году. Она похоронена в Благовещенске на кладбище на улице Мухина, за ее могилой ухаживают многочисленные родственники.
В
2023
году ко Дню парашютиста Народный музей им. Кириллова организовал выставку, посвященную летчику-испытателю, мастеру парашютного спорта СССР Виктору Евсееву. На нее пришли друзья семьи, родственники, в том числе его полный тезка из четвертого поколения Евсеевых. На этой выставке некоторые родственники увидели друг друга впервые.
Рае от человека, который сделал безумие и удивил мир! Фото: t.me/evseev_vn
А вот остались ли прямые потомки у самого Виктора Евсеева, долгое время было неизвестно. В 30-х годах он жил в поселке, который сегодня находится в черте города Щелково Московской области. Но ни у кого из амурских родственников не было контактов с семьей погибшего летчика-испытателя.
Прямые потомки
— Когда весной прошлого года знакомые ребята-парашютисты были в Москве, я попросил их зайти на Донское кладбище и, если надо, навести порядок на могиле Виктора Евсеева, — говорит Алексей Севастьянов. — Когда они прислали фотографию, то мы поняли, что, кроме самого летчика, его жены и ее родных, в общую могилу добавлено новое захоронение — его сына Бориса, умершего в 2019 году. По дате рождения можно было вычислить, что он родился за год до гибели отца.
Вполне возможно, что у Бориса была семья и дети. Но руководство Донского кладбища отказалось дать контакты родных, которые ухаживают за могилой. Пришлось оставить номер телефона Игоря Ларина, брата Елены Захаровой, в надежде, что ему позвонят. И, действительно, через какое-то время позвонили. Оказалось, что жива вдова Бориса Евсеева — Нина Ивановна, она живет во Владимирской области. А в Москве живет их дочь Наталья с мужем и сыном: то есть у Виктора Евсеева есть прямая внучка и правнук.
Наталья передала амурчанам несколько интересных документов и фотографий из семейного архива. Но личная встреча пока не состоялась.
Памятник у бывшей электростанции
Фото: t.me/evseev_vn
Елена Захарова и Алексей Севастьянов продолжают заниматься вопросом по увековечиванию памяти известного летчика и парашютиста. Предварительно выделено место для установки памятника — на улице Ленина возле бывшей электростанции, где Виктор Евсеев работал слесарем (сегодня в этом здании располагается кафе китайской кухни «Дядя Ван»). А главный художник областного театра кукол Николай Рыбак разработал эскизы мемориала. Поскольку это народный проект, за эскизы, работу дизайнеров и другие платные услуги члены инициативной группы платят из собственного кармана.
Увековечивание памяти Виктора Евсеева в его родном городе — народный проект. Поэтому деньги на создание памятника и его установку будут собирать всем миром.
— Впереди — экспертная комиссия, которая будет оценивать выбранный нами эскиз, потом гордума должна принять решение, и только тогда федерация парашютного спорта официально может открыть сбор средств на создание памятника, — говорит Елена Захарова.
Родственники и неравнодушные благовещенцы собрали настолько обширный и уникальный материал о нашем земляке, что на его основе в Благовещенске можно открыть музей одного имени — Виктора Евсеева.
Сданы в архив
Нельзя сказать, что имя Евсеева было совсем забыто. Материалы о его жизни собирали и бережно хранили несколько человек. В первую очередь это Владимир Перегудов. Владимир Сергеевич 42 года проработал в амурской гражданской авиации и 45 лет был радиолюбителем, имея свой личный позывной. Он родился за два года до гибели Евсеева, никакими родственными узами с ним не связан, но понимал масштабность и уникальность личности летчика-испытателя. Поэтому долгие годы не только собирал материалы, но пытался отыскать прямых родственников Виктора Евсеева.
В 2006 году, когда Владимир Сергеевич умер, архив в редакцию «Амурской правды» принес его брат Павел. Журналисты передали документы в областной архив. И в 2015 году, в год 110-летия со дня рождения Виктора Евсеева, государственный архив Амурской области организовал выставку по материалам, собранным Перегудовым.
Семейный альбом
Еще одним человеком, в семье которого хранилась информация о летчике-испытателе, была Альбина Санькова. Ее отец Петр Саньков с детства дружил с Виктором Евсеевым, они сохранили эту дружбу на всю жизнь. Сама Альбина Петровна помнила легендарного летчика.
— Я была четырехлетней девчонкой, но помню, как он приходил к нам в гости, — рассказывала в 2016 году Альбина Санькова журналисту «Амурской правды». — Дядя Витя был небольшого росточка, красоты в нем особой не было, но он был очень живой, энергичный и веселый. Однажды подарил нам патефон — привез его из Москвы, тогда это было редкостью.
Альбины Петровны не стало два года назад, но уникальный архив с фотографиями, которые подписал другу Петру Виктор Евсеев, хранится в семье ее дочери Елены Локтионовой.
Минздрав России предупреждает: курение вредит Вашему здоровью.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии