Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Об «Амурской осени»

— Мне очень приятно, что я здесь. У нас с фестивалем зарождались достаточно странные отношения, они становились теплее, и сейчас я уже здесь на больший срок. Мне посчастливилось быть приглашенным председателем театрального конкурса, что для меня очень важно, ведь я очень люблю смотреть. Я вообще очень благодарный зритель. Советую всем молодым актерам побольше смотреть. Многие думают и заблуждаются, что, окончив институт, все умеют. Это не так. Самая лучшая учеба — жизнь артиста. Чем больше он смотрит, общается, интересуется, тем лучше. Артист и вообще художник в любом проявлении искусства должен быть страшно любопытным, страшно жадным до впечатлений, потому что глаз в какой-то момент становится пресыщенным — это и возраст, и бытовуха. Да и вообще жизнь забивает человека в рамки. Вот артист должен быть с широко открытыми глазами.

«Мне не нравится, когда исторические особняки, здания интересной архитектуры завешаны рекламой».

При нынешней суете и жизни, когда мы бегаем, носимся, должно быть место отдыху и душе. Иногда театры не все могут доехать куда-то, иногда вы не можете выехать лишний раз в столицу посмотреть какой-нибудь спектакль, так как дорого. Сейчас билеты в самолет — кошмар просто. Не знаю, откуда авиакомпании нули пририсовывают. Так что фестиваль «Амурская осень» необходим. Он — возможность городу объединяться. Мы живем в такое неспокойное время, люди постоянно расхалащивают свою душу, они все время в стрессе. Искусство дает возможность человеку вырваться из суеты, подняться над ней.

О Благовещенске

— Мы с благовещенцами сразу полюбили друг друга, а потом чувство переросло в интимно-семейные отношения. Вообще в Благовещенске стало больше улыбающихся людей. Я часто города видел так: самолет — спектакль — самолет. И много увидишь из окна машины, и многого не заметишь. Мне безумно нравится памятник Приемыхову. Я в прошлый раз его для себя открыл. Единственное, что мне не нравится, когда какие-то исторические особняки, здания интересной архитектуры завешаны рекламой. В нас еще такое количество азиатского — невозможно просто. Каждый свою рекламу хочет сделать чем ярче, тем лучше. И вот навешаны на одном бедном здании баннеры стоматологии и секс-шопа. Такое количество всего страшно расстраивает. В Благовещенске сейчас есть сочетание старого города, деревянных построек, купеческих кирпичных домов с огромными билдингами. Чем больше будет такого разного, тем лучше. Но нужно поддерживать историческую часть города. Не ждут же все, когда деревянные здания к черту развалятся, чтобы построить торговый комплекс. Хочется, чтобы все-таки шла работа по сохранению культуры города. У каждого города своя история, ее надо хранить.

«Фестиваль «Амурская осень» необходим. Мы живем в неспокойное время, люди постоянно расхалащивают душу, все время в стрессе. Искусство дает человеку возможность вырваться из суеты, подняться над ней».

О театре

— Театр в целом — одно из величайших искусств. Кино — фиксированный процесс, его никто никогда уже не «смоет», разве что перестанут смотреть. А театр — сегодня и больше никогда. Завтра будет тот же текст, те же партнеры, те же костюмы, но будет совершенно другая атмосфера за счет космического влияния, атмосферного давления, климатических осадков (смеется), настроения публики и твоего самочувствия. В этом величие и трагическое очарование театра.

О кино и детях

— В кино я попал в пять лет с трехсекундной ролью на экране в фильме Александра Панкратова-Черного «Похождения графа Невзорова». Я получил гонорар, и вообще неплохо зарабатывал всегда. По советским временам мне за тот фильм хорошо заплатили. Я страшно был этим всем увлечен, и, мне кажется, это был этап для меня. Потому что через 30 с лишним лет я играл в Махачкале моноспектакль и после него попросил организаторов: «Вы знаете, мне было пять лет, и я очень хорошо запомнил такое-то место, отвезите». Конечно, я не помнил название улицы, но описал, как это выглядело. Они говорят: да, есть такое. Я приехал… И спустя 30 с лишним лет там ничего не изменилось. Меня это поразило, я как будто вернулся в то время и понял: наверное, вот она — точка отсчета моей влюбленности в кинематограф. На съемочной площадке царит особая атмосфера кинематографа.

Сейчас очень многие родители носятся со своими детьми, думая, что их чада обязательно должны стать артистами. Я бы не рисковал лишать их детства, потому что актерская профессия — для взрослых. Слишком раннее взросление — очень опасная штука. Есть безумно талантливые дети, но я бы аккуратно, дозированно делал шаги. Каждый день ты, как человек кинематографа, искусства, должен быть эмоционален, и ты становишься довольно циничен, ведь должен защищать свои эмоции. И ребенок, который за этим наблюдает, начинает слишком рано взрослеть. Я против этого.

Об актрисе Анне Якуниной

— Аня Якунина пришла к какому-то совершеннолетию (актрисе 9 октября исполнится 50 лет. — Прим. АП), и мы решили это отметить концертом, спектаклем. Я принципиально не произношу слово «юбилей». Я сказал: «Аня, я сочиню тебе сценарий антиюбилея». Получилась история, которая, дай бог, когда-нибудь превратится в спектакль. Аня — отважный человек, она бросается в новые эксперименты, и мне интересно с ней это делать. Я ее страшно люблю, потому что она так отличается от других актрис сочетанием таланта, красоты, отважности, желания что-то изменить. Это уникально. По возвращении в Москву буду плотно заниматься антиюбилеем, который пройдет 9 октября в Центральном доме литераторов. Потом мы сразу сядем в поезд и поедем на гастроли в Прибалтику.

День рождения в Берлине

— У меня есть традиция свой день рождения праздновать на сцене, играть спектакль в этот день — для меня это самый главный подарок. Вторая традиция, которой уже много лет, — чтобы спектакль этот происходил в разных городах. Уже были Израиль, Тбилиси, Сочи, Петербург. В этом году (26 ноября актеру исполнится 43 года. Прим. АП) будет Берлин. Я сыграю моноспектакль «Все начинается с любви» (постановка была показана на «Амурской осени» в 2014 году. — Прим. АП). В Берлине мы с Анной Якуниной также покажем спектакль «Там же, тогда же». Мне важно, что мои друзья приедут ко мне, после спектакля мы посидим все вместе. Ведь это редкий случай, когда мы можем все посидеть, побыть рядом друг с другом. Жизнь нас, естественно, разбрасывает в разные уголки: кто-то занят, кто-то играет, снимается. Жизнь уже в моем возрасте, скорее, сужает круг, поэтому наши встречи бесценны. Поэтому, если вы мне скажете: «Пойдем куда-нибудь туснем», я отвечу, давай лучше дома посидим. И это не возраст, это просто страшная нехватка и дефицит возможности побыть с родными людьми.

Один день из жизни Максима Аверина

— Встаю я рано. Очень редко удается спать долго, но я и не очень люблю, мне уже скучно спать становится. Хотя бывает, когда организм тебе говорит «уже все, уймись» и тебя вырубает на какое-то время. Если съемки, то в семь-восемь утра ты уже должен быть на площадке готовым, а значит, надо встать еще раньше. Я обязательно утром должен посмотреть новости, чтобы заработал мозг, и, конечно, выпить кофе. Потом вперед, и день помчался. Затем, если в этот вечер у меня спектакль (играю я практически каждый день), приезжаю в театр заранее, и это правильно, но не с тем, чтобы успеть остыть. Ритм дня должен быть так построен, чтобы я за день разогрелся к спектаклю. Как у балетного или оперного человека есть тренинг, разминка, так и у меня она есть. Я должен прийти к спектаклю готовым, с разогретыми мышцами. Раньше я перед спектаклем ходил в бассейн и проплывал несколько километров.

Успех — это кризис

— Я все время думал, что такое успех? Для меня успех — это страшный кризис. Потому что в нем невозможно долго находиться, невозможно с ним посидеть, поужинать, поговорить, выпить вина. Успех — это такая предательская штука. Поэтому важно быть в дико азартном состоянии, чтобы не привыкать к нему. Для меня успех — это кризис.