Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №76 (28845) от 18 июля 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
20 июля 2019,
суббота

Время и художник: краеведческий музей открыл уникальную выставку амурских картин

Общество

Более 200 полотен и произведений декоративно-прикладного искусства — от работ ученика Репина до живописных работ и скульптур, выполненных уже нашими художниками-современниками, собрали в областном краеведческом музее на выставке «Первая.  Большая», посвященной 160-летию Амурской области. Конкретные свои очертания идея начала обретать с закрытием в Благовещенске Выставочного зала, когда единственным местом, где художники могли бы представлять свои работы, стал областной краеведческий музей. Вот тогда-то и заговорили в полный голос о необходимости познакомить посетителей музея с широким спектром региональной художественной мысли, познакомить поклонников искусства одновременно с самыми различными проявлениями творческого «Я», напомнить историю становления амурской живописной школы.

Время и художник: краеведческий музей открыл уникальную выставку амурских картин / Более 200 полотен и произведений декоративно-прикладного искусства — от работ ученика Репина до живописных работ и скульптур, выполненных уже нашими художниками-современниками, собрали в областном краеведческом музее на выставке «Первая.  Большая», посвященной 160-летию Амурской области. Конкретные свои очертания идея начала обретать с закрытием в Благовещенске Выставочного зала, когда единственным местом, где художники могли бы представлять свои работы, стал областной краеведческий музей. Вот тогда-то и заговорили в полный голос о необходимости познакомить посетителей музея с широким спектром региональной художественной мысли, познакомить поклонников искусства одновременно с самыми различными проявлениями творческого «Я», напомнить историю становления амурской живописной школы.

Финальный аккорд

Эта выставка стала финальным аккордом той большой и планомерной деятельности, что была посвящена дню рождения Приамурья. «Первая. Большая» — результат серьезных совместных усилий музея и различных объединений художников; и это — своеобразный показ роли творческой личности в истории региона.

Работа при воплощении идеи в жизнь кипела сразу по всем направлениям: пока одни специалисты занимались запасниками музея, подбирая живописные произведения и скульптуры, другие принялись за поиски картин в мастерских художников. Надо отметить, иногда они обнаруживали совершенно изумительные, еще не видевшие свет полотна. Третьи изучали частные коллекции благовещенцев, выпрашивая — а то и вымаливая! — нужные творения для экспозиции: понятно ведь, что не каждый владелец легко расстается, пусть и на время, со столь значимой собственностью!

Уникальная по своим масштабам экспозиция размещена сразу в шести залах. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанрово-сюжетные полотна — все это стало подарком людям, неравнодушным к творчеству. Живопись здесь соседствует с графикой и творениями мастеров декоративно-прикладного искусства. А каждый выставочный зал, несмотря на одно общее название проекта «Первая. Большая», представляет собой совершенно самостоятельную по теме и направленности коллекцию.

Тайны старых мастеров

Так, самый первый зал, где собраны работы основателей художественной школы Приамурья, называется «Тайны старых мастеров» — и это целиком и полностью соответствует действительности: биографии некоторых художников мало изучены, а то и попросту неизвестны, разве что отрывочные данные. Не всегда понятна и история происхождения отдельных полотен — они попали в хранилища музея еще в «доисторические» времена. Чем, кстати, и интересны современным исследователям. Предстоит большая исследовательская работа по поискам подробностей жизненного пути родоначальника послереволюционной художественной школы Петра Сергеевича Евстафьева (надо отметить — ученика Ильи Репина!). Известно, что в первые советские годы он собирался эмигрировать через Харбин в Америку, но не получилось, и художник нашел применение своему таланту в Благовещенске.

Или еще надлежит разобраться в хитросплетениях судьбы монументалиста Ильи Коркина, жестоко репрессированного в советское время… И таким тайнам — несть числа. А значит, непаханое поле для исследовательской работы!

Строители истории

Следующая коллекция носит название «Время и художник». Работами, собранными здесь, можно иллюстрировать учебник по истории Амурской области: зритель внимает заботам первопоселенцев, переживает драматические события Албазинской эпопеи, сочувствует трагической судьбе участников Гамовского мятежа, радуется трудовым победам строителей Зейской ГЭС и БАМа… Зрители подолгу задерживаются у работ Виктора Сурикова, Валерия Маклакова, Виктора Стогния — ярких представителей 70—80-х годов прошлого столетия.

Улыбка Приемыхова и черты друзей

К коллекции художников-графиков вполне подходит название «Поэзия линий» — столь прозрачны и лиричны, даже чувственны работы, выполненные карандашом, пером и кистью. Сложно выделить чье-либо имя, чью-либо работу, ведь каждый из художников — Личность, каждое Творение — тоже с большой буквы! Но особое внимание привлекает портрет актера, сценариста и режиссера Валерия Приемыхова, написанный Владиславом Афанасьевым: кажется, еще секунда —  и наш земляк, автор замечательных фильмов для молодежи и исполнитель запомнившихся ролей, улыбнется еще шире и спустится к зрителям!

Внимание зрителей, безусловно, привлекут портреты, написанные уже сегодняшними мастерами кисти и карандаша. Коллекция называется «Черты друзей». И на этих портретах  в том числе и лица, увы, безвременно ушедших прекрасных художников-земляков Александра Тихомирова кисти Евгения Зверева и Анатолия Дроздова — он написан его сыном, кандидатом искусствоведения Сергеем Дроздовым. Здесь же и два полотна, пожалуй, самого известного портретиста Николая Савченко. Здесь же и… Но, повторюсь, невозможно перечислять все!

Особое, пусть и не совсем большое пространство, занимают практически не показываемые этюды художников. Они не все оформлены в багеты, некоторые уже покрылись приметами времени — потрескались, потускнели… Возможно, некоторые из них никогда не станут картинами. Их главное достоинство — искренность!

Заключает «Первую. Большую» зал с названием «Цвет настроения» — это глубоко лиричные пейзажи и натюрморты, картины, на которых запечатлены действительно настроения, создаваемые  и теплым солнечным лучом, и мягким первым снегом, и прозрачным весенним небом. Всем тем, что пережил художник в минуты общения с природой, и чувства свои он запечатлел на полотне. Работы совершенно разные по манере, по технике исполнения, по внутренней мощи: нежные, интимные тона живописи Владимира Демченко и размашистые мазки Леонида Кильчанского. Здесь философичный и загадочный Владимир Серебряков, и спокойный, академичный Владимир Водянин…

Впереди слет художников

Выставка выявила и достаточно много проблем. Например, стало очевидно, что художественная коллекция при всем своем многообразии и многочисленности не может отобразить в полной мере творчество всех амурских художников, а значит, следует уделить большее внимание  комплектованию музейной коллекции. Но о проблемах художники будут говорить на слете, который планируется провести во второй половине февраля, а сегодня…  

А сегодня просто придите в музей, чтобы встретиться с художниками, от имен которых закружится голова: это Василий Семенихин и Валентина Жукова, Сергей Сидоренко и Владимир Красников, Николай Савченко и семья Дроздовых, это и тандем Горлача —Тырковой и…

Рассказывать об этой выставке можно бесконечно. Но лучше с ней познакомиться. Неспешно, вдумчиво, переходя от полотна к полотну и мысленно разговаривая с Мастерами… Право, с этими работами, с этими авторами есть о чем поговорить, чем с ними поделиться…

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Эксперты выбрали «новое лицо» выставочного зала БлаговещенскаЭксперты выбрали «новое лицо» выставочного зала Благовещенска
Глазастые коты, носатые девчонки и пузатые птички: выставка Анны Тюриной открылась в музееГлазастые коты, носатые девчонки и пузатые птички: выставка Анны Тюриной открылась в музее
Выставка научного музея Пекина будет колесить по Приамурью во время ярмарки культуры и искусства
Ночной библиоэкспресс провезет благовещенцев по 5 музеям города
Новая жизнь выставочного зала Благовещенска: АП выяснила планы по развитию учреждения
Благовещенский выставочный зал передали краеведческому музею
Амурский краеведческий музей приглашает на экскурсию в космос
Всех собрала и заплакала: Елена Пастухова попрощалась с сотрудниками амурского музея
После вмешательства губернатора Елену Пастухову восстановили в должности директора музея
Елена Пастухова покинула должность директора Амурского краеведческого музея

Ночной ливень затопил повторно несколько дворов в БлаговещенскеОбщество
В аварии в Амурской области пострадали девять человекПроисшествия
Семью с ребенком спасли ночью с косы на реке ЗееПроисшествия
На трассе на Белогорск из-за ремонта дороги образовалась пробкаОбщество
Мощный циклон в Приамурье: 30 спасателей отправились на север областиОбщество
Благовещенские художники написали иконы китайских святыхОбщество

Читать все новости

Общество

Ночной ливень затопил повторно несколько дворов в Благовещенске Ночной ливень затопил повторно несколько дворов в Благовещенске
На трассе на Белогорск из-за ремонта дороги образовалась пробка
Мощный циклон в Приамурье: 30 спасателей отправились на север области
Благовещенские художники написали иконы китайских святых
Из-за дождей Бурейская ГЭС увеличит сбросы
Система Orphus