Птичий квартал: уникальный дом аистов рядом с Архарой уничтожают палы и медведи-вандалы
ОбществоВ Архаринском районе обнаружили место массового гнездования дальневосточных аистов. Орнитологи называют его уникальным для Приамурья и для всей страны: краснокнижные птицы проводят отпуск всего в пяти километрах от поселка Архара. При этом территория не относится к заповедной — она не охраняется и страдает от плановых выжиганий. «Амурская правда» вместе с сотрудниками Хинганского заповедника добралась до места жительства птиц на вездеходе и узнала, как неравнодушные люди оберегают их дома.
Новостройки для аистов
Уникальное место ученые нашли в 2017 году во время исследовательских работ, проводимых на средства гранта от Фонда дикой природы (WWF). Каково было их удивление, когда буквально на границе с райцентром обнаружилась целая группировка краснокнижных птиц. Орнитолог Хинганского заповедника Михаил Парилов насчитал 15 гнезд аистов на территории около 2 000 гектаров.
— Буквально под носом у Архары расплодились аисты, и в таких количествах, что здесь можно новый заказник организовывать. Похожая плотность гнезд есть в Амурском заказнике, — отмечает Михаил Парилов.
По наблюдениям орнитолога, пернатых привлекла солидная кормовая база — местность перерезает река Шевкал, богатая мелкой рыбой. Несмотря на близость к населенному пункту, к участку нет прямых подъездов, он обводнен и заболочен — в общем, все условия для гнездования.
Орнитологи в шутку называют аистов скверными строителями. Пернатые выбирают для обустройства гнезд сухие деревья с нищей кроной, которые часто падают от ветра и быстрее погибают в пожарах.
В первый же год сотрудники заповедника столкнулись с проблемой: дом аистов оказался под угрозой. Ежегодно он подвергается палам, пущенным местными жителями. «На границах поселка обязывают проводить профилактические отжиги, пожары приходят сюда, гнезда горят, птицы погибают. Если гнезда на территории заповедника как-то защищены, государство платит деньги на охрану птиц, то здесь они — ничьи. Здесь мы работаем в складчину», — разводит руками Михаил Парилов. Уязвимый квартал с краснокнижными птицами берегут силами ученых, общественников и неравнодушных организаций. Стволы деревьев, где квартируют аисты, обрабатывают против огня добровольцы. «Я с тяпкой 12 километров здесь прошел, убирал сухую траву вокруг деревьев с гнездами», — улыбается отчаянный орнитолог. А этой весной с помощью спонсоров, филиала ДРСК в Архаринском районе, на бесхозной территории установили две искусственные опоры под будущие квартиры пернатым.
Как отмечают специалисты, дальневосточные аисты выбирают элитный отдых. Пернатых замечают на зимовках в Южной Корее и Китае, в том числе в популярных среди туристов городах Бэйдайхэ и Гонконге.
— Подготовку начали еще зимой: пробили в снегу дорогу, пригнали буровую установку, сделали отверстия. В начале марта поставили бетонные опоры. Вписали их рядом с местами, где селились аисты. Одна опора стоит около упавшего гнезда, другая — на месте, где гнездо держится на честном слове и вот-вот свалится. Этой весной пройдет адаптационный период — птицы привыкнут к потенциальным квартирам. А на следующий год, будем надеяться, переедут в новые дома, — предполагает орнитолог.
Амурская область — самый аистонаселенный регион на Дальнем Востоке и во всей России. У нас насчитывается больше 200 гнезд аистов, около половины из них находятся в Архаринском районе. Также краснокнижные молодожены гнездятся в Амурском, Муравьевском и Березовском заказниках, а также вдоль реки Селемджи. По подсчетам, численность аистов в Приамурье за последние годы выросла в два раза. Ученые связывают это с обилием корма после наводнения.
По наблюдениям ученых, аисты не спешат заселять более надежные новостройки. В жилищном вопросе они — педанты: упорно возвращаются в свои родовые поместья, при этом не занимают уже обустроенные кем-то квартиры. Именно поэтому на опоры установили пустые «корзины», чтобы пернатые сами могли хлопотать по дому.
Краснокнижных птенцов воруют медведи
Бетонные опоры — надежная защита не только от огня, но и медведей. При этом ущерб популяции аиста от вандализма косолапых оказался даже масштабнее, чем от пожаров. В наших условиях краснокнижники вьют гнезда на высоте до 10—12 метров. Однако хищников это не останавливает — они легко забираются на самые высокие деревья в поисках добычи. Атаку на кров пернатых медведи начинают перед слетом птенцов. Подростков, еще не научившихся летать, хищники сбрасывают вместе с гнездом. На земле они становятся легкой добычей косолапых.
— Подобные случаи были описаны еще в XIX веке Николаем Пржевальским в Приморье. В Архаринском районе случаи нападения медведей на гнезда аистов отметили в начале 2000-х годов. Первый случай был зарегистрирован в районе села Сагибово на границе с Еврейской автономией, а затем явление распространилось дальше на запад. И с каждым годом подобных примеров все больше в разных районах. Проблема приобрела угрожающие масштабы, — отмечает орнитолог Михаил Парилов.
Орнитолог Михаил Парилов вместе с коллегами обнаружил уникальное место гнездования аистов.
Дирекция по охране животного мира и сотрудники заповедников ежегодно принимают превентивные меры — оборачивают деревья с гнездами жестяными листами. «Но, по нашим данным, только в 60% случаев медведи не могут забраться на защищенные деревья. Нередко преграда не останавливает хищников», — разводит руками орнитолог. Ученые с интересом изучают «медвежий феномен». На заселенных аистами деревьях устанавливают витки колючей проволоки не просто так.
— Собираем генетический материал медведей, который впоследствии отправят на исследование. Есть предположение, что хищники-потрошители передают эту способность по наследству. Ученые говорят, что медведи — высокоинтеллектуальные животные и, вероятно, обучают потомство навыку разорять гнезда, — отмечает Михаил Парилов.
В этом году на станции рядом с озером Клешинским установили солнечные батареи. Проект профинансировала компания «РусГидро». Экологически чистое оборудование обеспечивает электрификацию станции, где с весны по осень живут сотрудники, выхаживающие журавлят.
Хинганский заповедник готовится к журавлиному выпускному
Этой весной Хинганский заповедник отправит в новую жизнь 12 птиц. Выпускной проведут по новым правилам.
— В прошлые годы мы выпускали птиц из одного вольера. Они очень крепко дружат и друг от друга не хотят уходить — улетают компанией. Поэтому в этом году решили попробовать выпустить птиц, незнакомых между собой. Надеемся, что одинокая птица будет искать дикого журавля в партнеры, — объясняет заведующая станцией реинтродукции редких видов птиц Надежда Кузнецова, которая 25 лет работает с краснокнижными пернатыми.
Станция реинтродукции существует почти 40 лет, здесь ведут уникальную работу по сохранению популяции даурских и японских журавлей. Такую же задачу выполняет всего лишь один российский питомник — Окский в Рязанской области, специализирующийся на выпуске стерхов — белых журавлей. «Результаты показывают, что у нас идет хороший выпуск, отлет на зимовки, наши птицы возвращаются, за ними наблюдают наши коллеги из Японии и Китая. Возврат по японским журавлям составляет около 20%, по даурским — 40%. Численность журавлей не снижается», — приводит данные Надежда Кузнецова. На станции гордятся уникальным выпуском зрелой птицы — семилетней Эргель.
Чешский зоопарк подарит Хинганскому заповеднику три передатчика, с помощью которых сотрудники смогут отслеживать передвижение краснокнижных птиц круглый год. Легкие браслеты наденут на ноги пернатым. Передавать сообщения на базу они будут по телефонной сети, а заряжаться от солнечной батареи.
— Эргель была выращена из яйца, в инкубаторе. У нее был самец, с которым они отложили кладку, а потом ее спутник погиб. На станции мы так и не смогли подобрать ей пару и решились выпустить ее в природу в 2016 году. И наша питомица создала союз с диким журавлем. Два года у них появляется потомство, — рассказывают историю журавлиной любви на станции.
Фото: Андрей Ильинский
Амурская правда
от 18.04.2019
Добавить комментарий
Комментарии