Айгунский договор — лишь запятая
Инициативная группа организации «Шуми, Амур» решила исправить эту историческую несправедливость и добиться установки памятника Николаю Игнатьеву в Приамурье. Лучше сразу двух — в селе, носящем его имя, и на строящейся набережной в Благовещенске. С этим предложением они выступили на заседании возрожденного пресс-клуба «Территория ответов», который проводит амурское отделение Союза журналистов России.
— У амурчан твердо закрепилось в памяти, что Муравьев-Амурский подписал с Китаем Айгунский договор и его трудами мы здесь живем, — выступил историк Владимир Пушкарев. — Однако Айгунский договор — совсем не точка в сложном «амурском вопросе», это только запятая, после которой нужно было серьезно потрудиться. И этот труд совершил Николай Павлович Игнатьев. Это фигура историческая для нашей Амурской области. Заслуга Игнатьева в том, что дипломат в 1860 году добился подписания Пекинского договора, благодаря которому Дальний Восток и существует в том виде, в котором он сейчас есть.
Спаситель Китая
С неожиданной стороны посмотрел на личность Игнатьева и его работу еще один спикер.
— По большому счету благодаря Игнатьеву не только Дальний Восток присоединился к России, Николай Павлович спас целую страну — Китай! Если бы не он, то англичане и французы разграбили бы Пекин и вполне возможно, что сегодня мы бы граничили с Индокитаем — колонией Великобритании, — высказал предположение активный благовещенец Павел Ермаков.
Кстати, после подписания Пекинского договора Игнатьева в России встретили как героя.
В 1860 был подписан Пекинский договор, который устанавливал границу между Россией и империей Цинь. О захватывающей истории подписания договора читайте ЗДЕСЬ.
Граф Николай Муравьев-Амурский с восторгом описывал это историческое событие: «Теперь мы законно обладаем и прекрасным Уссурийским краем, и южными портами, и приобрели право сухопутной торговли из Кяхты и учреждения консульств в Урге и Кашгаре. Все это без пролития русской крови, одним умением, настойчивостью и самопожертвованием нашего посланника, а дружба с Китаем не только не нарушена, но окрепла более прежнего».
Не меньшую популярность Игнатьев получил и в Китае. Ведь благодаря его трудам англо-французская армия не разгромила и не разворовала Пекин. Это оценили как китайские власти, так и обычные люди. Такое теплое отношение позволило России установить тесные торговые связи с Китаем. В отчете российского МИД говорится, что первый караван отправился в Китай в марте 1861 г., а концу года их число достигло уже 25.
Память в комиксах
Между тем информации об Игнатьеве очень мало. Разве что в редких монографиях по дипломатии можно встретить его имя. Но молодежь сухой, академический язык точно не заинтересует, посетовали участники диспута.
К заключению Пекинского договора 1860 года. Рисунок из Русского художественного листка. 1861 год.
— Об Игнатьеве и его труде нужно говорить в первую очередь амурским школьникам, — высказали еще одно предложение спикеры. — Это должен быть какой-то факультатив в школе, занятия по краеведению. Хорошо бы если фильм снимут, тогда точно все про него узнают, приключения у него были не хуже, чем у Зорге.
— А еще лучше комиксы про Игнатьева нарисовать и опубликовать, — загорелся идеей Евгений Еремин.
Болгары готовы помочь
В итоге собравшиеся сошлись на том, что первым шагом в дальнейшей работе станет установка Николаю Павловичу бюста в Игнатьеве.
— О нас узнали в Болгарии и власти Варны, где стоит прижизненный памятник Игнатьеву, готовы выслать все чертежи, размеры, чтобы точно такой же бюст появился и на амурской земле, — поделился радостной новостью Евгений Еремин. — Кроме этого, на нас вышел известный скульптор Александр Рукавишников — автор памятников Владимиру Высоцкому, Юрию Никулину, Владимиру Набокову. Сейчас ведем с ним переговоры. Есть у нас и свои амурские скульпторы, которые наверняка загорятся этой идеей.
Цена вопроса создания и установки бюста — около трех миллионов рублей. Ростовой (шестиметровый) памятник обойдется уже от 8 до 15 миллионов рублей. В ближайшее время члены организации «Шуми, Амур» планируют отправиться с предложением об установке памятников к губернатору Приамурья Василию Орлову. А попутно хотят заглянуть и в министерство образования и науки Амурской области, чтобы вместе со специалистами подумать, как рассказать амурским школьникам о графе Игнатьеве.
Историческая справка
Николай Павлович Игнатьев был одним из выдающихся дипломатов второй половины XIX века в России. Принадлежал к дворянскому роду. В 1849 году окончил Пажеский корпус, а потом императорскую Военную академию с серебряной медалью. Русский посланник в Пекине (1859—1860), посол в Константинополе (1864—1877), министр внутренних дел (1881—1882), генерал от инфантерии (1878), генерал-адъютант. Сторонник идей панславизма. Его стараниям Россия во многом обязана присоединением Приамурья и Приморья, Болгария — своим освобождением от пяти векового османского ига, а Сербия, Черногория и Румыния — приобретением статуса независимых государств. Определенное влияние оказал Игнатьев в качестве министра внутренних дел и на развитие внутриполитической жизни России.
Одна из последних фотографий Николая Павловича с супругой Екатериной Леонидовной (урожденной Голицыной).
В конце жизни Игнатьев занялся «фантастическими» финансовыми авантюрами. Владея сорока имениями, которые были разбросаны по всей России, Игнатьев кончил жизнь полунищим. Граф оказался единственным членом Государственного совета, на жалованье которого был наложен арест. Скончался в 1908 г. в Петербурге.
А я всё жду вашего звонка )
— ВлогХантерыAndrey Nezhivov, боюсь потомки репрессированных с вами не согласятся....
— Наталья ФадееваOlga Presnyakova, а вы уверены, что деревня названа в честь Николая Павловича Игнатьева? Фамилия не самая редкая, может такая была у первых поселенцев...
— Наталья Фадеева