Фото: Архив АПФото: Архив АП

«Много о себе слышала»

— Ольга Александровна, как вам поступило предложение о переходе в Министерство культуры России?

— Последнее время я о себе очень много слышала. Меня провожали то в Приморье, то в Самарскую область, то в Ставрополье. На самом деле в один момент действительно посыпались предложения, но я их рассматривала, можно сказать, в шутку, потому что у меня не было планов менять регион. А потом поступил звонок из Минкульта с вопросом, не рассматриваю ли я работу в Москве. Я честно сказала, что об этом не думала, но готова рассмотреть. Меня попросили прислать резюме.

Выяснилось, что министр культуры Владимир Ростиславович Мединский отбирает кандидатуры на пост директора департамента региональной политики и приоритетных проектов. Раньше на этой должности работала Ольга Сергеевна Ярилова — сейчас она стала заместителем министра. Она — дальневосточница, раньше жила в Магадане, была директором музыкальной школы. Она понимает нас, дальневосточников, и очень трепетно относится к регионам. 

Министр рассматривал много кандидатур из субъектов. Позже, когда я находилась на учебе в центре России, мне позвонили и вызвали на заседание конкурсной комиссии. В финале было четыре кандидатуры: женщина из Забайкальского края (кстати, ее уже пригласили на работу в одно из учреждений Минкультуры). И еще два человека из центральных регионов. Возглавлял комиссию министр.

— Какие вопросы вам задавали?

— Вопросы, честно говоря, были больше жизненные. Конечно, спрашивали и про сеть учреждений культуры, и про федеральные законы — до видения реализации нацпроекта «Культура» я даже не дошла. А первый вопрос, который задали: «Ольга Александровна, за что у вас три благодарности министра культуры Российской Федерации?»

— И за что?

— Если честно, я сказала: «Наверное, хорошо работаю». (Смеется.) Я была немного обескуражена, потому что знаю только про две благодарности от бывших министров Александра Соколова и Михаила Швыдкова. Одна за плодотворную работу в связи с 50-летием создания комитета по культуре, а вторая — по моему, за четвертую «Амурскую осень». Еще один неожиданный вопрос был: «С кем из губернаторов вы работали?» Я сказала, что с шестью. Сначала все подумали, что я шучу. Но на самом деле 1 октября 2019 года был бы 21 год, как я работаю в культуре Амурской области: начинала в комитете по культуре и вот сейчас министерство.

«Зарплату не платили по полгода»

— Вы ведь пришли в комитет в 90-е годы. В те времена в стране было совсем не до культуры?

— Я пришла в 1998-м. Зарплату по полгода в принципе не платили: ни госслужащим, ни работникам культуры. Я помню, что первое время деньги просто не видела. Но тогда такой период в стране был. Мы выживали, как и все. А сейчас — наоборот. Очень многое было сделано за последние годы. 

Указом президента работникам культуры повышена заработная плата. Сейчас она средняя по экономике. У нас в Амурской области это в среднем 40—41 тысяча рублей. Конечно, она разная, в зависимости от северного или южного района. Раньше в регионах была проблема — денег нет. А сейчас мы должны работать в другом режиме — нужно уметь осваивать средства, которые направлены в нашу сферу по нацпроекту «Культура». Необходимо закупать для наших учреждений музыкальные инструменты, автоклубы для сел. Но возникли сложности: денежных средств в сферу культуры направили очень много и отечественные производители оказались к такому не готовы. Они просто не справляются с заказами. Я своим коллегам всегда говорила: успеют только первые, остальные останутся без ничего. В итоге Амурская область первой в России получила автоклуб — потому что мы начали пробивать тему заранее. Порой не все учреждения справляются с такими темпами. Иногда приходилось воевать с директорами, объяснять, что мы не можем потерять федеральные средства, что надо выкручиваться, где-то выходить в ночные смены.

Нам очень помогла федеральная программа «Местный Дом культуры». Она очень воодушевила глав муниципальных образований. Они наконец-то поверили, что культура нужна. Мы участвуем третий год — ежегодно ремонтируем и оснащаем оборудованием порядка 18—20 домов культуры (ДК). Всего в программу вошли около 60 ДК. Сейчас наконец-то отработали программу капремонта: в 2020 году мы будем ремонтировать Дом культуры в Толстовке Тамбовского района, еще один — в 2020-м. И это только начало. Цена капремонта одного здания — около 20 миллионов. 

Мне не стыдно оставлять министерство культуры и нашу сферу культуры, потому что сегодня для культуры Амурской области и России не сложные времена. У нас все выстроено и понятно. И деньги есть — бери и реализовывай! Ремонтируй, строй! Такие перспективы! 

— Какой незакрытый гештальт у министра культуры? Чего не успели сделать?

— Есть две мечты, которые не сбылись. Многие в правительстве надо мной даже смеются, но я всегда мечтала о концертном рояле для областной филармонии. Цена вопроса около 12 миллионов рублей, и это самая нижняя планка. Вторая мечта — реконструкция и реставрация Амурского областного дома народного творчества (АОДНТ, здание бывшего ДОРА). Проект есть, но он очень дорогой — 1 миллиард 67 миллионов рублей. Мы с Василием Александровичем Орловым рассматривали варианты. Но мы понимаем, что для области это очень большие деньги и направлять их на одно здание не совсем эффективно. Мы подали заявку в программу реновации по нацпроекту, но Минкульт дает не более 500 миллионов рублей. Пытаемся войти в программу развития Дальнего Востока. Сейчас на ВЭФ встречались с коллегами из Минвостока. Спрашивают: «Ну что, будем делать ОДНТ»? Я говорю: «Будем!» Нужно рассмотреть все варианты и принять решение. Вот два пока нерешенных вопроса: один — очень дорогой, второй — не очень. 

«За себя не боюсь» 

— Какие задачи перед вами поставили на новой должности?

— Самая главная задача — реализация в регионах нацпроекта «Культура». Показатели очень серьезные, поэтому есть из-за чего переживать. Плюс мы курируем международные отношения в сфере культуры: русские сезоны, театральное, музейное направление за рубежом. Помимо этого, появятся новые задачи. В Минкульте есть департамент строительства. Но Владимир Ростиславович считает, что приоритеты по определению того, где нужно строить новые объекты культуры, должен решать и наш департамент.

— Вы будете курировать культуру во всех 85 регионах. За годы работы, наверное, многих министров уже знаете?

— Очень хорошо и очень близко знакома со всеми министрами-дальневосточниками. Работаем, общаемся, обмениваемся опытом. Хорошо знакома с сибиряками. До Урала — с нашей стороны — практически со всеми встречалась и общалась. Если честно, недавно была на учебе в одном из регионов центральной России — впечатления шокирующие. Такого безобразия у нас нет.

— Какие эмоции от переезда? Грустно, страшно? 

— Если честно, даже не знаю. Конечно, грустно. Все-таки я всю жизнь прожила в Амурской области. Я амурчанка в седьмом поколении, а внучка — уже в девятом. Но сказать, что страшно — наверное, нет. За себя не переживаю. Понимаю, что меня ждет новый коллектив, новые отношения, новые задачи. Но я достаточно коммуникабельный человек. Если люди работают — все будет хорошо. Не люблю, когда люди не работают. Есть обеспокоенность за те проекты, которые мы начали здесь. Знаю, что кое-где нужно поднажать, чтобы все довести до конца. 

— Ольга Александровна, обещаете на новой должности помогать родной области?

— Владимир Ростиславович сказал: «Вы знаете, губернаторы очень любят, когда их люди приходят в наше министерство». (Улыбается.) Сегодня в нашем областном министерстве культуры остается профессиональная команда. Мы настолько сплотили всех директоров государственных учреждений культуры, муниципальных образований, что сегодня каждый понимает значимость и каждый работает на одно дело. Если мы что-то неправильно делали, может быть, нас кто-то поправит. Но все хорошее, чего мы достигли, должно остаться. 

Хотелось бы сказать спасибо всем, с кем я работала. Старшему поколению, которое учило и сейчас контролирует — до сих пор! Главам муниципалитетов, которые болеют за культуру, начальникам органов управления культуры. Конечно же, директорам подведомственных учреждений и всем сотрудникам министерства, которые стали семьей. Ну и, конечно же, команде Василия Александровича Орлова — правительству Амурской области. Это правда — единая команда, на которую можно положиться и всегда найти поддержку.

Возрастная категория материалов: 18+