Тест школы имени декабристов
Одна из старейших школ Благовещенска — школа № 2 — почти век носила имя декабристов.
— В 1913 году на Лазо, 41 построили здание школы — смешанное училище для детей из непривилегированных слоев населения в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. Это была школа для детей рабочих. В то время в этом районе города уже были мельница, маслозавод, механические мастерские… Естественно, с 1917 года такое название стало неполиткорректным. И где-то к 1922 году школа получила имя декабристов. Сегодня мы чтим историю: до сих пор в актовом зале сохранилась картина на всю стену, на которой изображены пятеро казненных декабристов, — начала с исторического экскурса директор второй школы Татьяна Гамерман, проводя нас в актовый зал.
«А я помню, когда училась в этой школе больше 20 лет назад, у нас был такой тест: приходишь в актовый зал на какой-нибудь школьный концерт, совершенно не ждешь никакого подвоха, и кто-нибудь из учителей внезапно спрашивает: «А ну-ка назовите этих пятерых!» — нахлынули на меня воспоминания о собственных школьных годах, пришедшихся на 1990-е. — И стыдно было не назвать…»
Во второй школе Благовещенска каждый ученик знает, что на картине в актовом зале изображены приговоренные к повешению декабристы Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский.
— Я думаю, что такой тест в нашей школе пройдут все, даже ученики начальной школы. Хотя, конечно, не каждый ученик соотнесет, кто есть кто. Но о ключевых событиях этого явления скажет каждый, — заверил нас учитель истории и замдиректора школы Владислав Малиновский.
Нет готовых ответов
Сегодня тему декабристов в средней школе изучают в 8-х и 10-х классах. Старшеклассникам на освоение спорной страницы истории уделяется 31 страница учебника, пять параграфов и от 3 до 6 уроков в зависимости от программы. Нынешние 10-классники второй школы к теме еще не приступали — по плану она только в четвертой четверти, то есть к ней они подойдут в апреле.
Владислав Малиновский работает учителем семь лет. По его словам, даже за такой срок он успел заметить изменения в школьном подходе к изучению темы.
— Постепенно от конкретных фактов система образования приходит к тому, что школьники должны понимать любой исторический процесс с разных сторон. Личность не может быть однозначно положительной или однозначно отрицательной. Так же и такое явление, как движение декабристов, имеет две стороны медали. Можно сказать, что это революционеры, которые, нарушив присягу, посягнули на государственность, её устои, что для нашей страны всегда чревато гражданским расколом, жертвами, насилием. С другой стороны, их высокий патриотизм, особенно усиливавшийся с 1812 года, их просвещенный, свободный дух, жажда улучшить дела в своем Отечестве, — объясняет Владислав Юрьевич. — Все, что есть положительного в этом движении, по-прежнему преподается в школе. Мы разбираем цели и задачи, мотивы, пытаемся понять, почему они это сделали. Но мы также обсуждаем, к чему это могло привести. Ведь не всегда на уроках говорится о расстреле царской семьи в случае победы одной из программ, возможной диктатуре и кому впоследствии перешла бы власть. В программах декабристов это прописано, но как это было бы на самом деле — сложно понять.
От 3 до 6 уроков, в зависимости от программы, отводится на изучение декабристского движения в 10-м классе.
На уроках истории школьникам не дается готовый ответ, что хорошо, а что плохо. Делая выводы, анализируя информацию при поддержке учителя, ученик сам приходит к собственной точке зрения.
— Лучше смотреть даже не на содержание параграфов в учебнике, а на вопросы и задания к ним, — открыл учебник учитель-историк. — «Как, на ваш взгляд, связаны между собой события Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии и постановка властью вопросов об отмене крепостного права, конституции?» или вот «Было ли выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. восстанием или актом гражданского неповиновения?» Ключевая задача учителя истории — обучить ребенка так, чтобы он мог мыслить критично и мог анализировать. И школьники — толковые ребята. Движение декабристов, как и «Союз спасения», и «Союз благоденствия», и Южное и Северное общества, вызывало споры всегда. Ученик должен понимать разные точки зрения.
«Смотреть обязательно, но с хорошим комментарием»
На новогодних каникулах Владислав Малиновский и половина учеников его 10-го класса посмотрели наделавший много шума и вызвавший противоречивые оценки критиков «Союз спасения».
— Конечно, мы обсудили увиденное в классе. Детям фильм понравился, но у них возникли вопросы, — говорит школьный учитель. — Они не поняли некоторые исторические процессы. Когда в апреле — мае мы будем изучать эту тему, мы еще раз посмотрим фильм.
«К сожалению, коммерциализированный кинематограф хоть и пытается сегодня пробудить интерес к отечественной истории, но, скажем так, довольно однобоко. Если взять любую историческую картину советской поры, всегда можно было заметить в титрах такие строки — «научный консультант». Режиссеры, сценаристы заботились о том, чтобы совместить художественный вымысел с исторической правдой. И в этом плане известная киноэпопея «Освобождение» может служить хрестоматийным примером. Конечно, если бы создатели нынешнего фильма о декабристах пошли по такому же пути, то вряд ли вошел бы в тройку лидеров январского кинопроката, заняв пусть и третье место, после нашумевших «Холопа» и «Вторжения», — считает профессор кафедры истории России и специальных исторических дисциплин БГПУ Андрей Кузин.
Кино, по мнению педагога, вызвало много неоднозначной критики, потому что и сама историческая тема неоднозначна. И каждый в фильме увидит то, что ему захочется увидеть в силу своих взглядов и убеждений. Но все же, на взгляд историка, в «Союзе спасения» есть один существенный недостаток.
— Показывать фильм школьникам надо, — согласился Владислав Юрьевич с уже бывшим министром культуры РФ Владимиром Мединским, посоветовавшим включить «Союз спасения» в обязательную школьную программу, правда, с важной оговоркой: — С хорошим комментарием учителя. Обязательно нужно говорить перед просмотром о целях и задачах декабристов. Недостаток фильма в том, что не показаны полностью причины, из-за чего дворяне, многие бывшие офицеры, участники войны 1812 года пожертвовали своей карьерой, семьей, будущим. Ради чего? Этого в фильме не хватило.
Людям же, давно окончившим школу и подзабывшим уроки истории, Владислав Малиновский советует перед просмотром «Союза спасения» по возможности почитать учебную или популярную литературу о декабристах. Он уверен: кино вызовет интерес к истории. Тем более что у него есть примеры, когда после просмотра кинопремьеры, знакомые решили освежить школьные знания и даже более глубоко погрузиться в тему.
«Разбудили Герцена»: как декабристов изучали в разные годы
Андрей Кузин, профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России и специальных исторических дисциплин БГПУ:
— В советское время декабристы оценивались с позиции ленинских фраз. Знаменитая периодизация революционно-освободительного движения в России: декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию, и, как апогей, Великая Октябрьская социалистическая революция, закономерное и неизбежное явление в истории страны.
Потом, когда распался СССР, декабристов по инерции продолжали характеризовать традиционным набором фактов. Сегодня студенты, особенно будущие учителя, имеют возможность изучить разные точки зрения, которые существуют в исторической науке. Как и в случае революции 1917 года, перечень этих оценок очень разнообразный. Мы стараемся показать студентам, что нельзя подходить к теме декабристов так однобоко, как это было в советское время.
Что касается фильма «Союз спасения», то в нем показана больше психологическая, человеческая сторона происходившего — взаимоотношения людей, их поведение. Но ушло самое главное. Авторы фильма, хотя и позиционируют себя как создатели исторической картины, все-таки далеки от этой задачи. Они зрителю не показали существо происходившего. В картине декабристы выступают такими благородными Робин Гудами графского, княжеского происхождения, они поставили себе целью облагодетельствовать народ, привести его к светлому будущему. Но если вчитаться в программу того же Северного общества, то мы увидим, что там содержатся положения, весьма далекие от стереотипов, которые у нас сложились. Допустим, сложился такой стереотип: победи они на Сенатской площади, у нас и крепостное право прекратило бы существование раньше, чем в 1861 году — когда из-за поражения в Крымской войне «верхи» отменили его вынужденно. Создатели фильма «Союз спасения» не стали сопоставлять Северное и Южное общество. А ведь даже по оценкам времен СССР получалось так, что Южное общество имело более прогрессивную программу. Северное общество предлагало сохранение монархии, пусть даже в конституционной форме, и другие достаточно консервативные вещи, которые не обеспечили бы тот молниеносный прогресс, радикальную перемену, о которой мы привыкли думать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ рецензию на новый фильм «Союз спасения» обозревателя АП Андрей Митрофанова: Конец декабря.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии