Старшие дети помогают младшим с уроками. Фото: Владимир ВоропаевСтаршие дети помогают младшим с уроками. Фото: Владимир Воропаев

«Глючат» сайты, нервничают родители

Из десяти родителей благовещенских школьников, с которыми я поговорила, только одна мама не пожаловалась на школу. В этой семье папа — компьютерщик, помог настроить программы, никаких проблем с технической стороной дистанционного обучения, как во многих семьях, не возникло. И дочь — десятиклассница, все уроки делает сама. Остальные родители просто вне себя.

— Сыну задание дали: выучить три стихотворения, записать на камеру, отправить учителю! И по музыке выучить песню про оранжевых человечков и спеть тоже на камеру. У меня за эти два дня давление под 180. Боюсь, гипертонический криз случится, — чуть не плачет в трубку мама второклашки.

— Нам учитель задает такие задания по литературе в 9‑м классе, что на подготовку одного урока (вместе с родителями!) уходят сутки, — возмущается другая мама. — И это еще у нас ребенок сознательно учится, тексты читает. Возникает вопрос: а как справится с заданием среднестатистический ученик? Да плюнет на все и не будет учиться!

— У меня трое школьников. Представляете, каково мне?! — не может сдержать эмоции многодетная мать. — Пришлось в кредит покупать еще один компьютер. Интернет слабый, не загружаются видеофайлы, презентации. У старшего, семиклассника, задания такие сложные, что я с высшим образованием ничего не пойму. А младшие — пока с одним стих учишь, другой ворон в окне считает. А тут еще Дневник.ру завис со вчерашнего дня… Убить всех готова! Седею и пью успокоительное, чтобы объяснить, и чтобы дети поняли новые темы.

Родителей понять можно, а кто поймет учителей, которым сегодня настолько трудно — не то слово.

«Кто поймет учителя?!»

Дети разные — один с первого раза все понял, другому надо разжевывать тему, под один трафарет всех не подгонишь. Учеба на расстоянии не дает возможности индивидуального подхода к ученику. Это первая сложность. Вторая: многие родители научились обращению с Дневником.ру, но не все выдерживают эту ответственность — не готовы к постоянному контролю выполнения детьми заданий и их отправке на проверку. Но это не самое трудное, по мнению педагогов.

— У кого‑то компьютер сломан, кто‑то с бабушкой живет. В основном обучение все идет по WhatsApp. Представьте: 50 домашних работ прочитать в телефоне, объяснить 30 ученикам все по второму разу, угадать, кто прислал ответ, прочитать 50 «ок, спасибо, хорошо, понятно»… Телефон звонит и в полшестого утра, и в 12 ночи — как сделали, так и присылают. А спать когда?! В сетях наезды на учителей. Мы держимся, нервы уже пошаливают, — не скрывает педагог 12‑й школы.

Некоторые родители стали часто ругать школу при детях, обвинять учителя, не замечая своих минусов. Это самая распространенная ошибка, которая еще аукнется, говорят психологи. Когда‑то на месте учителей окажутся сами родители: взрослые дети, впитавшие их модель поведения, будут нетерпимы к их недочетам и не сдержаны в своих оценках.

— Мне досталось втройне: я — мама, я — учитель в пятом классе, я — классный руководитель в 9‑м классе. Мой день начинается с того, что я скачиваю задания для своего ребенка, — объективно обрисовала свои будни другой благовещенский педагог. — Пока он их выполняет, начинаю проверять полученные работы; потом отправляю его работы учителям; потом готовлю задания с объяснением для моих учеников и отправляю их на Дневник.ру и на почту. Затем отвечаю на все вопросы детей и родителей своего класса; потом снова проверяю работы, пишу об ошибках детям. И так каждый день… У меня дико болит спина, садится зрение. А какие счета за электричество и Интернет! Нам этого никто не компенсирует. И я, к сожалению, не вхожу ни в одну категорию граждан, которым обещал социальные выплаты президент. Я всего лишь мать-одиночка, которая должна кормить, учить и развивать своего ребенка, а это тоже стоит денег. Дистанционное обучение, я надеюсь, покажет многим важность и необходимость профессии учителя.

Встань на место другого

Образование и здравоохранение — это сферы, к которым у людей всегда повышенные требования. Каждому хочется, чтобы врач на приеме уделил ему не 15 минут, а час и выписал самые лучшие лекарства. Родители (большинство — точно) постоянно критикуют школу и учителей. А сегодня самоизоляция заставила самих мам и пап сесть за «парту». И они вдруг начинают осознавать: как с одним ребенком трудно, а если их на уроке тридцать?!

— Период самоизоляции оказался отчасти даже полезен для многих тем, что они могут побывать в разных ролях, встать на место другого, — считает психолог Максим Чекмарев. — Это пробуждает в нас эмпатию: может, не требовать друг от друга чего‑то, а попробовать понять, каково другому на той стороне, и подумать, как можно помогать друг другу. Если мы будем сотрудничать с учителем, это будет гораздо эффективнее. Мы же делаем одно и то же дело. Я, как родитель, например, уже не знаю, как сделать уроки с ребенком в седьмом классе. Могу быть лишь организатором этого процесса дома. И должен доверять учителю, ценить его, чтобы он мог хорошо работать с моим ребенком.

Договариваемся без нравоучений

Знакомая пенсионерка жалуется на своих соседей: «Совсем озверели, орут целыми днями на детей. Мальчишки просто неуправляемые. А вчера слышу, как мамаша за стенкой старшего шестиклассника головой об стол долбит, орет, чтобы он уроки учил. Это в час ночи!»

— Родителям стоит задуматься, откуда у них неуправляемые дети. В магазине брак подбросили? Очень часто проблема в самих взрослых: дети либо копируют увиденную модель, либо подстраиваются. Для начала взрослым нужно разобраться со своей головой, — советует психолог. — Вздохните глубже и скажите себе: «Ну не получается у ребенка усвоить какую‑то тему, и что? Мир не рухнет. Когда карантин кончится, мы придем в школу и вместе с учителем будем думать, как восполнить пробелы в знаниях. Никакой трагедии нет». Новые условия — это стресс не только для взрослых, но и для детей тоже. Ругать и наказывать за плохое (в глазах непривыкших родителей) поведение — в корне неверный подход. И тем более заставлять 12‑летнего ребенка учиться ночью. Успел — не успел выполнить все задания, — все равно ребенок должен отдыхать.

МНЕНИЕ

Максим Чекмарев, психолог:

— Многие дети на «удаленке» вдруг стали учиться. Оказывается, у ребенка вне суеты просыпается обычный познавательный интерес. Чаще всего дети живут у нас в ситуации дефицита времени и давления: «Давай учись! ОГЭ! ЕГЭ!» Их постоянно подгоняют, и как только уменьшается уровень давления, появляется пространство для инициативы. Они хотят познавать. Может быть, совсем не то, что важно для школы, но интерес, несомненно, пробуждается вне давления.

Советы психотерапевта Игоря Фенько: как смягчить накаленную обстановку

Проблемы всегда надо разграничивать и делить на три части, советует психотерапевт Игорь Фенько. Первая часть — это те, решение которых всецело зависит от вас. Вторая — которые частично зависят от вас (как с уроками — где‑то могу помочь, где‑то не могу). И третья часть — проблемы, которые от нас вообще не зависят. Да, вы знаете о них, но постоянно думать, сильно заострять на них внимание не стоит. Например, самоизоляция. Представьте, что ребенок частично находится на каникулах. Составьте план на день и, если вы работаете, периодически пробуйте ребенка контролировать, чтобы придерживался плана.

Второй момент — личное пространство. Оно нужно не только взрослым, но и детям. Первые несколько дней ребенок не обращал внимания на постоянное нахождение в окружении членов семьи и отсутствие возможности уединения. Но потом он становится раздражительным, начинает срываться по мелочам, огрызается, родителям дерзит. Это сигнал — ему просто критически необходимо побыть одному. Нужно оставлять детей по очереди в комнате в одиночестве хоть на какое‑то время.

Большинство родителей старались, чтобы дети меньше сидели за компьютером и в гаджетах. На сегодняшний день произошел слом: из‑за удаленной учебы мы погрузились в интернет, отключаемся от реального мира и уходим в мир «цифры». Третий совет: нужно ограничить просмотр фильмов, телешоу и мультиков. Глаза и так устают.

— Конечно, дети могут протестовать. Особенно подростки. Попытайтесь мирно договариваться, ищите компромиссы. С детьми младшего возраста многие неприятные моменты можно переводить в игру, — советует психотерапевт. — Пока в нашем городе эпидемическая ситуация не критическая, я бы рекомендовал родителям выходить с детьми на прогулку — не в магазины или другие общественные места, где много людей, а походить по улице, подвигаться на свежем воздухе. Конечно, соблюдая все рекомендованные меры предосторожности. И помните: одно из лучших лекарств против тревоги — юмор. Многие ребята начали выкладывать свои видео и песни про то, как они переживают ситуацию с самоизоляцией. Давайте и мы попробуем посмотреть на эту ситуацию под таким углом.

Возрастная категория материалов: 18+