Восемь лет ценного опыта
— Марина Федоровна, что принципиально нового появилось в работе БГПУ за последний месяц, когда наш регион перешел в режим самоизоляции? Как вуз сегодня решает проблему дистанционного обучения?
— Переход на дистанционное обучение для Благовещенского государственного педагогического университета не был шоком. Благодаря той базе, которую мы нарабатывали в течение многих лет. Если бы не опыт, вузу было бы сложно одномоментно перейти на дистанционную работу. Но, к счастью, в университете всегда большое внимание уделялось развитию электронно-информационной среды, которую мы создавали для поддержки очного процесса обучения. Студенты активно пользовались курсами, размещенными в сети, электронными ресурсами. Наш Центр дистанционного обучения был создан в 2012 году, и в течение восьми лет мы нарабатывали ценный опыт. Коронавирус просто стал этакой проверкой наших возможностей.
— Но, смотрите, одно дело — это поддержка очного процесса онлайн-технологиями и совсем другое — полностью перейти на дистанционный режим.
— Не скрою, есть проблемы, которые упираются в техническую сторону вопроса: недостаточно развитую в регионе сеть коммуникаций. В некоторых местах по области каналы связи столь маленькой пропускной способности, что студенты не только не могут загрузить видеоконтент, но и даже текстовый с трудом грузят. Любые попытки наших преподавателей создать хорошие курсы, с качественным содержанием, видеофрагментами, рисунками и тестами наталкиваются на то, что они проблематично грузятся там, где плохая связь. И очень нервно осуществлять обучение в такой ситуации — и педагогам, и студентам.
— А есть у вас сейчас студенты, которые сидят совсем без интернета у себя на малой родине? Как они теперь учатся?
— Да, есть такие, но единицы. Речь идет о ребятах из отделенных сел в Тындинском, Селемджинском и Зейском районах. Там действительно существуют проблемы с интернетом. Мы получили сообщения от этих студентов, что в их селе нет связи, что им специально пришлось выезжать в другой населенный пункт, чтобы позвонить или загрузить задания. С ними вопросы по учебе решаются в индивидуальном порядке. Все задания деканаты им передали сразу, а не выдавали порционно. Главное, что студенты обозначили себя и хотят учиться, а не пропали из виду.
— То есть у таких студентов получается даже не дистанционное, а скорее домашнее обучение?
— К сожалению, да. Но мы прекрасно понимаем, что здесь не только человеческий фактор, но и много технических проблем, решение которых не зависит ни от студентов, ни от нас. Поэтому осенью эти ребята будут сдавать зачеты и экзамены очно. Зато теперь, благодаря самоизоляции, родители студентов видят, какой объем знаний получают их дети в вузе, и наш, преподавательский труд.
Работа на двух онлайн-платформах
— На каких онлайн-платформах сейчас ведется ваша работа?
— Прежде всего это две версии систем электронного обучения на базе LMS MOODLE — СЭО и СЭО2.0. Все теоретические материалы, задания и тесты выставляются там. И как раз здесь находятся и наши электронные курсы, к которым имеют доступ авторизованные пользователи: студенты, преподаватели, слушатели курсов, школьники и др. И это асинхрон, преподавателю и студенту не обязательно быть в сети в одно и то же время. А Видеомост, Zoom используется в тех случаях, когда возможностей СЭО недостаточно.
Вообще, мы используем все возможности, плоть до WhatsApp. И это большая нагрузка как на преподавателей, так и на студентов. Ведь на то, что можно очно объяснить за минуту-две, в заочном общении тратишь больше времени. Даже при записи звукового сопровождения в презентациях приходится делать по три-четыре дубля, не всегда все получается с первого раза. А преподавателям присущ перфекционизм, они стараются сделать все как можно лучше — чтобы донести студентам свою мысль. Тем не менее мы справляемся.
— На каких факультетах сложнее всего дается дистанционное обучение?
— Это без разницы, везде свои трудности. Взять, например, факультет иностранных языков, у них проблемы с аудированием, речевыми практиками, которые надо осуществлять в синхронном режиме. Если это физико-математический факультет, то доказательство теорем, решение задач должно также осуществляться в режиме реального времени с пояснениями преподавателя. Даже если при этом мы используем систему видеоконференции, не всегда удачно получается. И не всегда педагог может заметить трудности, которые возникают у студентов при восприятии темы, чтобы вовремя нивелировать их. Ведь образовательный процесс — это все-таки процесс взаимодействия, никуда от этого не уйдешь.
Послаблений нет
— А есть ли какие-то послабления студентам? Например, в оценке подготовки и полученных знаний?
— У нас есть федеральный государственный стандарт, мы не можем давать меньше знаний, чем требуется по образовательному стандарту. Почему и говорим, что тяжело приходится обеим сторонам. Послабления здесь могут быть только в том плане: не сдал вовремя задачу, могут продлить срок сдачи задачи. Нет возможности принять экзамен дистанционно, учебный отдел корректирует учебный план, и экзамен переносится на осень. Мы же не имеем права выпустить студентов недоученными.
— Сейчас будущие педагоги проходят «школу жизни». Возможно, и им когда-нибудь придется вести занятия в школах, ссузах и вузах дистанционно, то есть воочию видят изнанку этой работы.
— Повторюсь, у нас студенты и раньше не были обделены в плане дистанционных технологий. Все наши материалы должны быть доступны студентам в режиме 24/7 из любой точки страны и мира, как и фиксация результатов обучения в электронном виде.
Кроме того, на всех факультетах ведется специальная дисциплина «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании». Там и платформы все изучают, и как тесты создавать, и каким образом материал предлагать в дистанционной форме. Другое дело, да, студенты сейчас изнанку смотрят, не со стороны учителя — разработчика этого курса, а со стороны учащегося. Это бесценный опыт для них.
Практика под вопросом
— Как долго продлится дистанционное обучение, вы пока не знаете?
— Да. По требованию Минобразования разрешается организовать обучение в малых группах — мы можем это сделать, а как организовать проживание студентов, ведь у нас много иногородних студентов. И видимо, этот учебный год, как ни грустно звучит, скорее всего придется оканчивать в таком режиме.
— Педагогическая практика в оздоровительных лагерях, видимо, тоже остается под вопросом?
— Да, поскольку не известно, как будут работать и работать вообще детские лагеря в этом году. В связи с этим тоже корректируется у нас учебный план, практики переносятся.
— А рабочее время самих преподавателей изменилось теперь, их занятость?
— Занятость стала большей, потому что студенты перестали работать по расписанию. Если мы раньше собирались в одно время в одной аудитории, то сейчас студенты заходят в сеть и решают задания, когда им удобно, когда у них есть нормальная, качественная связь. И это не всегда совпадает со временем нахождения преподавателя в сети. Иногда получается: студенты выполнили в пятницу вечером задание, а в субботу утром требуют у преподавателя его проверить. Поэтому во время дистанционного обучения педагоги получили ненормированный рабочий день. Им приходится решать рабочие задачи и в девять, и десять часов вечера, и в субботу, и в воскресенье. Это сейчас практически норма.
Перспективы обучения
— Проводились ли для ваших преподавателей курсы подготовки для режима работы онлайн?
— Они регулярно проводятся, последние были в феврале — по использованию дистанционных технологий. Как раз накануне развития ситуации с коронавирусом. Но наш вуз же не только обучает своих сотрудников. Недавно у нас проходили обучение преподаватели Амурской ГМА — также по использованию дистанционных технологий.
— Сколько на сегодняшний день у вас занимается ребят на онлайн-платформах?
— На наших образовательных платформах занимаются и студенты вуза, и учащиеся школы, и преподаватели, и участники олимпиад, конференций, и заочники, и слушатели курсов. Все они зарегистрированные пользователи. Таковых за учебный год у нас набралось: 1 800 пользователей на новой платформе и 3 600 — на старой.
— Какие перспективы вы видите у вуза в свете последних событий?
— Мы педагогический вуз, мы ратуем за очный учебный процесс. Но мы, конечно, понимаем, что в нашу эру цифровых технологий без электронной поддержки очного процесса, без частичного переноса его в цифровую сферу вузу не жить. Поэтому развиваем все эти вещи очень активно, участвуем в работе по различным грантам, по созданию различных электронных курсов. В настоящее время в БГПУ разработано более 4 тысяч курсов, которые поддерживают наш учебный процесс. Это только на наших закрытых университетских платформах. Поэтому я хочу поблагодарить наших преподавателей за их столь творческое и самоотверженное отношение к работе. Вы знаете, чем учитель отличается от всех остальных? Он всегда готов учиться.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии