Учитель ИЗО Татьяна Кравченко в столице БАМа нашла не только работу, но и будущего мужа. Фото: Валентин Мельников.
«Держите мне место!»
Молодых учителей школы номер 6 можно легко принять за старшеклассниц. В кабинетах у доски — улыбчивые миниатюрные девушки. Но для учеников вчерашние студентки — строгие Татьяна Николаевна, Наталья Андреевна и Анастасия Александровна.
— Я сама из Талакана. Когда писала диплом в БГПУ, смотрю — в вуз прислали вакансии. И в списке есть Тында, — рассказывает учитель изобразительного искусства Татьяна Кравченко. — А здесь у меня сестра живет. Я бегом звонить в школу и просить: «Держите мне место!» Приехала 26 августа, меня приняли на работу.
От городских властей девушка получила 300 тысяч рублей подъемных и муниципальное жилье. Сейчас у Тани первый кабинет, первые дети (она классный руководитель в 5 «А») и первая настоящая любовь, которую нашла в северной столице — скоро свадьба.
— Город маленький — мне это нравится, все знаю, очень удобно, — говорит Татьяна Кравченко.
Ее коллега, учитель русского языка и литературы Наталья Бузанова приехала в Тынду совсем по другой причине.
Наталья Бузанова: «Мне предлагали остаться в Благовещенске, но я выбрала Тынду». Фото: Валентин Мельников.
— Я хотела посмотреть Амурскую область, — признается молодой педагог, которая родилась и выросла в другом северном районе — Зейском. — Я оканчивала БГПУ в 2018 году, мне предлагали остаться в Благовещенске, но я выбрала Тынду. Там и так было много желающих остаться. А здесь мы нужны — я это почувствовала. И не пожалела.
Подъемные педагог сразу тратить не стала — подкопила и вместе с мужем купили квартиру в ипотеку. «Приятно», — улыбается учитель.
«Север затягивает»: педагоги с Украины полюбили Тынду
Молодые педагоги шестой школы Данил Кучеренко и Анастасия Кулинич приехали с Украины на БАМ не за подъемными и романтикой — привела судьба. А точнее,родители парня. Почти шесть лет назад они убегали от войны в Донецкой области. Просто сели в свой автомобиль и проехали 5,5 тысячи километров до российского Дальнего Востока. Сын тогда учился в Бердянском педагогическом университете. Семья обосновалась в поселке Могот Тындинского района, который активно принимал украинских беженцев, а через несколько лет переехала в столицу БАМа.
Молодая семья Кучеренко получила муниципальную квартиру и ждет подъемных. Фото: Валентин Мельников.
— В университете мы познакомились с Настей, она из Днепропетровской области. Начали встречаться, — рассказывает Данил. — А после окончания вуза родители стали звать нас к себе. И сказали: «Если не хотите просто приезжать, найдем вам работу. Попробуете, понравится или нет». Мы позвонили в эту школу, нам сказали — очень нужны учителя. Мы ехали в Тынду, зная, что нас ждет работа. Приехали, понравилось, поработали, сделали документы и получили российское гражданство.
Настя преподает английский язык, Данил — физику. «У меня было все как у начинающих педагогов: первый месяц плакала — дети начали меня испытывать. А потом мыподружились», — признается Настя, которая сталаклассным руководителем в 8 «Б».
В Тынде произошло и счастливое событие в жизни пары — свадьба. «В загс сюрпризом пришли нас поздравить директор и завуч — мы все плакали», — улыбается счастливая жена. Супруги признаются: Север затягивает.
— Нам говорят: все уезжают, а вы приехали. Ну и пусть холодно зимой — зато хорошо сохранимся, — смеется Настя. — Городок маленький, все рядом. За час успеваем город объехать, решить все дела. Ни краж, ни убийств нет — это важно.
— А какая природа красивая, мы живем — рукой до тайги подать, — добавляет Данил.
Молодая семья получила муниципальную квартиру и ждет подъемных. Данил и Настя хотят потратить деньги на поездку на Украину — скучают по родным и друзьям. А потом — обратно в Тынду.
— Нам здесь комфортно. Не ожидали, что здесь такие добрые люди. Мы первый раз в такси сели, а нам водитель говорит: «Хохлы? Какое счастье! У нас столько бамовцев с Украины, здесь особая порода хохлов — хохламуры! Все как родственники!» — улыбаются супруги-педагоги.
«Молодежь — это новая кровь»
— Такого у нас не было никогда: сегодня работают 8 молодых учителей и еще 6 — в декрете! — говорит директор школы номер 6 Тынды Наталья Кузнецова. — Я знаю, что где-то боятся принимать молодых на работу, а я с большим удовольствием беру — это же новая кровь в коллективе. Новые мысли, интересные идеи!
Директор признается: последние годы в школе острый дефицит кадров.
— Большая нагрузка на учителей математики, на русоведов. Катастрофическое положение с педагогами по английскому. У одного учителя нагрузка 40 часов, у завуча — 25. Была проблема в начале учебного года: в трех классах не велся английский, не могли найти учителя. И мне пришлось выйти — мы три месяца нагоняли программу. А потом к нам приехала молоденькая девочка-англичанка, подхватила, — рассказывает Наталья Кузнецова.
Наталья Кузнецова: «У нас самый молодой коллектив среди школ Тынды». Фото: Валентин Мельников.
— Администрация города принимает беспрецедентные меры для привлечения молодых учителей — выделяют хорошие подъемные. У нас в этом году два педагога получили по 300 тысяч, и в прошлом году молодая учительница получила 150 тысяч, — рассказывает руководитель. — Плюс начали выделять жилье. Наш парень — молодой учитель физики — получил однокомнатную квартиру в Таежке. Это стимул для молодых, я уверена.
Пенсионеры уходят
Сегодня в столице БАМа переполнены все пять школ. Навопрос, каких учителей не хватает больше всего, заместитель мэра по социальным вопросам Павел Козменчук начинает перечислять: английского, математики, физики, русского... А потом останавливается и вздыхает: «Всех!»
— Например, катастрофически не хватает учителей начальной школы — у нас очень много классов. Многие педагоги работают в две смены: первую — в первом классе, а во вторую смену — в четвертом. У учителя 60 детей! Это колоссальная нагрузка. Но выхода нет, — констатирует заммэра. — Мы готовы принять около 25 учителей, но столько не приедут.
Причина кадрового кризиса в тындинском образовании, впрочем как и во всем амурском, — уход из школ советскогопоколения учителей.
— У нас каждый год уходят на заслуженный отдых ветераны педагогики — они, как и строители, приехали на БАМ в 70-х годах, а сейчас уходят на пенсию или уезжают из Тынды, — объясняет Павел Козменчук. — И замены им нет — не пользуется профессия учителя популярностью, к сожалению. Когда мы пришли в команде с мэром Мариной Михайловой, решили: надо материально стимулировать молодежь. Поэтому увеличили подъемные для молодых работников образования, культуры и спорта в два раза — со 150 до 300 тысяч рублей. Это самая большая сумма в области. Плюс начали выплачивать по 150 тысяч педагогам со средним специальным образованием — раньше такого не было.
Получив подъемные, молодой педагог обязан пять лет отработать в школе. «Но если человек три года отработал, а потом уезжает, он вернет часть суммы. Потому что разныежизненные ситуации бывают», — констатируют в мэрии.
Еще одна мера поддержки — муниципальное жилье. «Дать каждому квартиру мы не можем. Но если к нам приезжает семья педагогов, то даем квартиру. А если молодой специалист-одиночка — то комнату в квартире, — рассказывает Павел Козменчук. — В этом году мы заселили в новую четырехкомнатную квартиру в микрорайоне Таежный молодых учителей: ИЗО, физкультуры, географии и психолога. Им нравится: во-первых, не надо платить за съемное жилье, а во-вторых, они продолжают студенческую жизнь».
Павел Козменчук: «Молодежь надо материально стимулировать — это понимают все». Фото: Валентин Мельников.
— 95 процентов молодых учителей, которые приезжают — девушки. А работать на железную дорогу приезжают парни из других территорий, поэтому у нас образуются молодые семьи. Так раньше на БАМе и было — это очень здорово! И мы понимаем, что это — благополучные семьи и дети. В нашем городе отличная инфраструктура — для детей есть все. Детские сады, школы, спортивные школы — все в шаговой доступности. А путевки в детские сады мы даем от двух месяцев. Как мы справедливо говорим, Тында — отличный город для выращивания детей.
На БАМ приедут первые учителя-миллионеры
В этом году Тында стала единственным амурским городом, который вошел в новую федеральную программу «Земский учитель». Федерация выплатит по два миллиона рублей двум учителям английского языка, которые приедут на работу в лицей номер 8 и школу номер 6 столицы БАМа. По данным министерства образования и науки Амурской области, на две вакансии поступило 66 заявок из Москвы, Алтайского края, Свердловской области, Иркутской, Омской, Брянской, Амурской, Калининградской областей, Якутии, Хабаровского края, Бурятии, Республики Тыва и Удмуртии. Правда, только 17 человек подкрепили свои намерения полным пакетом документов. Минобр составил рейтинг конкурсантов, и выбрали двух счастливцев. Земские учителя должны приехать в Тынду до 20 августа.
— Отбор проводил минобр, но нам тоже и звонили, и писали желающие, — рассказывает директор шестой школы. — Звонили даже из Питера. Спрашиваю: «Вы готовы приехать из Петербурга?» А мне говорили: «Почему бы нет? Очень заманчиво: два миллиона плюс жилье». Я заметила, что не боятся и хотят приехать те, кто когда-то жил на Дальнем Востоке и знают нашу жизнь. Парень звонил с Урала, интересовался условиями и говорит: «А у меня жена БГПУ окончила!»
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии