• Фото: Софья Иванова (Архив АП)
  • Фото: Пресс-служба правительства Амурской области

Популярная мера поддержки

Выплата семьям с детьми от трех до семи лет, которая началась с 1 июня этого года, вызвала такой поток заявлений от амурчан, что сотрудникам органов социальной защиты населения пришлось работать без выходных — чтобы рассмотреть, как можно больше обращений. Сейчас в стадии разработки находятся заявления, которые были поданы гражданами через портал госуслуг в июне. На онлайн-пресс-конференции специалисты подвели некий промежуточный итог, рассказали об ошибках, которые допускают заявители, обращающиеся через портал «Госуслуги».

— Это мера поддержки семей с детьми — одна из наиболее сложных мер в части правового обеспечения, — комментирует министр социальной защиты населения Амурской области Наталья Киселева. — Потому что при подаче заявления от гражданина требуется минимум документов, которые он должен подать. Всю остальную информацию органы соцзащиты запрашивают сами, взаимодействуя с другими ведомствами. Единственное, что от заявителя требуется — это правильно заполнить заявление. Но, к сожалению, люди делают ошибки — даже в имени собственного ребенка, потому что слишком торопятся. А это впоследствии чревато отказом в выплате. Одна искаженная буква в имени или переставленная цифра в паспорте — это считается ошибкой.  

110

тысяч — в столь весомую сумму «вылилось» пособие на детей с трех до семи лет для одной многодетной семьи в Благовещенске 

По словам Натальи Викторовны, в региональном министерстве соцзащиты населения предполагают, что в течение года к ним придет порядка 15 тысяч получателей, которые станут их постоянными клиентами на ближайший год. Потому что выплата эта назначается на целый год. Ее цель — помочь семьям выжить в столь нелегкий период, и тем самым снизить бедность в стране. Почему выбрана эта категория? Потому что детки-детсадовцы и первоклассники часто болеют, и мамы вынуждены подолгу сидеть на больничном. Из-за чего доходы семьи и уровень жизни резко снижается.          

От подачи до выплаты

Очень часто мамочки задают такой вопрос: «Я подала заявление в июне, уже прошло 20 дней, а ответа на него так и нет». Специалисты объясняют, что отчет ведется не с даты подачи заявления на портале «Госуслуги», а с момента поступления документов в территориальное ведомство, то есть непосредственно в само управление соцзащиты. Кстати, за этот период поданное заявление проходит шесть стадий.

— После того как заявление зарегистрировано на портале «Госуслуги», оно отправляется в областное ведомство, к нам в министерство соцзащиты попадают все заявления, поданные в городах и районах Приамурья, — замечает министр соцзащиты региона Наталья Киселева. — Из этой точки интеграции они распределяются уже по территориям. И потом, в течение последующих 20-ти дней, управление соцзащиты с ним работает. Делает различные запросы: о доходах, родстве, рождении, регистрации по месту жительства, запросы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования о выплатах, которые лежат в основе определения среднедушевого дохода семьи. После чего заявитель получит статус: либо услуга будет оказана, либо будет вынесен отказ.

Если право на выплату у заявителя возникло с января, то она рассчитывается сразу с января по июль. Суммы в совокупности амурские семьи получают немалые, особенно когда в семье воспитывается несколько детей. Так, одной многодетной семье из Благовещенска выплатили 110 тысяч рублей.   

Вместе с отказом заявителю поступает файл-уведомление, где подробно расписана причина отказа в выплате и указано, что нужно сделать для того, чтобы подать новое заявление. Но многие граждане его почему-то не замечают.

 

Кстати, по 2,5 тысячи заявлений от амурчан было отказано в выплате — по причине превышения среднедушевого дохода на членов семьи. То есть на каждого члена семьи приходилось больше, чем 12 235 рублей — это величина прожиточного минимума за второй квартал 2019 года. Однако в дальнейшем семьи могут повторно подать заявление на выплату — подгадав так, чтобы месяцы с более высоким их доходом уже ушли из расчетного периода.

— В расчет берется период за год, но при этом вы должны отсчитать шесть месяцев назад от даты обращения. То есть если мы обращаемся в июле и отсчитываем полгода назад, то в расчет берется весь 2019-й и выплата назначается на год, — объясняет начальник отдела организации мер социальной поддержки регионального министерства соцзащиты Ольга Сергеевна Дмитриева. — При расчете дохода учитываются все виды выплат, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Это заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, пособия на детей, пенсии, компенсации, пособие по безработице, стипендии, алименты, выплаты правоприемникам, денежное довольствие военнослужащих, дивиденды и проценты от продажи имущества и др. С полным перечнем этого списка можно ознакомиться на сайте «Госуслуги» при оформлении пособия.

Благовещенск — лидер по семьям

Управление социальной защиты населения по Благовещенску и Благовещенскому району — лидер в области по количеству малообеспеченных семей, состоящих на учете. В обработке ведомства сейчас находятся заявления, поданные еще до 10 июня. Денежные средства на выплату мер соцподдержки предусмотрены в полном объеме. Как только в отношении заявителя принимается положительное решение, в течение двух-трех дней деньги зачисляются на его счет.

— За полтора месяца к нам поступило 7 800 заявлений, из них мы смогли обработать 4 900. К сожалению, в половине случаев был вынесен отказ — из-за ошибок в заявлениях, — говорит начальник управления соцзащиты по Благовещенску и Благовещенскому району Светлана Жукова. —Такая форма подачи документов для наших граждан оказалась новой, поскольку они привыкли, что на приеме специалист помогает оформить заявление. Поэтому прошедший месяц был достаточно сложным и пробным, но все учатся работать таким образом.

По словам специалиста, вместе с отказом заявителю направляется файл-уведомление, где подробно расписана причина отказа в выплате и указано, что нужно сделать для того, чтобы подать новое заявление. Но почему-то многие граждане не замечают этого документа и звонят в управления соцзащиты, чтобы прояснить вопрос. 

6363,5

рубля — столько ежемесячно доплачивают семьям с детьми в возрасте от трех до семи лет

— Если доход заявителя оказался выше, чем полагается, мы в уведомлении прикрепляем файл с расчетом среднедушевого дохода семьи, чтобы наглядно показать это, — продолжает Светлана Алексеевна. — Если гражданин считает, что мы каким-то образом неправильно посчитали его доходы, то может оспорить наше решение, подав обращение на электронную почту управления соцзащиты и приложив документы, подтверждающие иной его доход либо иной состав семьи.

Сотрудники органов соцзащиты населения подчеркивают, что понимают беспокойство заявителей, и заверяют, что каждое поданное заявление будет ими отработано. К сожалению, их работу тормозит то, что изначально на портале «Госуслуги» была активна функция подачи нескольких заявлений одновременно, чем и пользовались заявители, когда обнаруживали допущенную ошибку в уже поданном заявлении. Таким образом, количество заявлений достигло гораздо большего числа из тех, что могли быть поданы.

— И специалистам приходится тратить дополнительное время на их рассмотрение, продолжает министр соцзащиты Наталья Киселева. — К нашей радости, этот момент на портале госуслуг отработали, и теперь невозможно подать повторное заявление, пока не получишь ответ по первому. Вообще, сегодня у нас формируется некое информационное пространство, когда все наши партнеры учатся работать в режиме межведомственного взаимодействия. Постепенно работа входит в обычное русло.

В конце года специалисты подведут итоги своей работы, изучат, насколько эта выплата помогла семьям выйти из кризиса. Если федеральные власти посчитают, что доплаты половины величины прожиточного минимума будет недостаточно, возможно, в 2021 году увеличат ее размер до 100 процентов. Сроки действия данной меры поддержки пока не называются.      

Те граждане, кто еще не подал заявления, могут сделать это дистанционно — через портал «Госуслуги» — либо обратиться в МФЦ или органы соцзащиты по предварительной записи, а также посредствам почтовой связи.

Основные ошибки в заявлениях

  • Заявитель указывает только себя и только того ребенка, на которого полагается выплата. Но состав семьи — это сам заявитель, его супруг/супруга и несовершеннолетние члены семьи.
  • Путаница со старыми паспортными данными. Например, граждане давно завели личный кабинет на портале «Госуслуги» и за это время успели сменить паспорт и место жительства, но новые данные не внесли в базу. В итоге — отказ в выплате.
  • Случайно меняют местами цифры в паспорте. В результате чего не удается идентифицировать гражданина.

Шесть стадий заявления

Существует шесть стадий обработки и прохождения документов, о чем сообщается в уведомлениях в личном кабинете гражданина на портале «Госуслуги»:

  1. Регистрация заявления на портале — это федеральный уровень, 
  2. Заявление отправлено в ведомство — областной уровень,
  3. Заявление получено ведомством — областной уровень,
  4. Заявление зарегистрировано в ведомстве — областной уровень,
  5. Заявление получено территориальным ведомством — муниципальный уровень. То есть заявление ушло в управление соцзащиты по месту жительства гражданина. С этой даты и следует отсчитывать те самые 20 дней и ждать результата.
  6. Уведомление о статусе. Если заявителю одобрена выплата, то приходит положительный ответ с датой назначения пособия и временем следующего обращения. В случае отказа — ответ, где указывается причина отказа. На счет банковский счет деньги поступают в течение 2—3 дней, почтой идут дольше. 

Возрастная категория материалов: 18+