Фото: Архив АПФото: Архив АП

По данным амурского минсельхоза, на 2020 год план по экспорту составляет 610 тыс. тонн (в том числе шрота соевого и масло соевого 143 тыс. тонн) на сумму 198,2 миллиона долларов США, на 2024-й — всего 1 130 тыс. тонн (в том числе шрота соевого и масло соевого 164 тыс. тонн) на сумму 368,2 миллиона долларов США. При этом в регионе есть компании, которые осуществляют экспорт по серым схемам. «В итоге валюта за поставленный за границу товар в Россию не поступает. На момент фиксации противоправного деяния юридическое лицо прекращает вести финансово-хозяйственную деятельность, а руководитель организации фактически отсутствует», — доложил начальник Благовещенской таможни Михаил Сорокин.

— У нас есть компании, которые ежегодно снижают экспортную стоимость сои. Это очень плохой симптом. Главный показатель, который перед нами ставит правительство страны — объем сельхозпродукции, отправленной на экспорт в стоимостном выражении. И когда компания отправляет продукцию за рубеж по заведомо заниженной цене, он мешает нам решать поставленную правительством задачу. Но при этом, когда случается ЧС, как, например, в прошлом году, правительство очень серьезно помогает всем сельхозтоваропроизводителям без исключения, в том числе и таким недобросовестным. Заверяю вас, мы будем бороться с такими недобросовестными экспортерами. Инструментов у нас более чем достаточно», — заявил в начале совещания губернатор Василий Орлов.

Руководитель управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области Яна Любченкова рассказала, что есть компании, которым отказано в выдаче фитосанитарных сертификатов, в том числе по причине предоставления недостоверных документов. Как, например, информация по мощности складов не соответствует фактическому объему урожая, отсутствуют правоустанавливающие документы на склады хранения.

— На базе Единого реестра поднадзорных объектов в информационной системе Россельхознадзора «Цербер» будет осуществляться формирование и ведение реестра предприятий, аттестованных на право экспорта своей продукции в КНР. С 01.12.2020 вывоз зерна и продуктов его переработки в КНР будет возможен только с тех предприятий, которые внесены в реестр экспортеров ИС «Цербер» и одобрены китайской стороной, — уточнила Яна Любченкова.

— Мы наведем порядок в экспорте сельскохозяйственной продукции. Я никого не пугаю, мы хотим, чтобы вы работали и богатели. Но давайте будем все работать по одним правилам. Минсельхоз должен определить ориентировочную экспортную стоимость сои и корректировать ее каждый год. Все, что попадает ниже рекомендуемой стоимости, будет становиться объектом пристального внимания со стороны всех контролирующих служб. Когда появляются компании, находящиеся в «черной зоне», надо внимательно по ним отработать. Здесь правила должны быть одни для всех. Мы создадим все возможные комфортные условия для работы, но и сельхозтоваропроизводители должны себя вести по закону. Давайте наведем порядок на нашей с вами родной амурской земле», — резюмировал Василий Орлов.

В 2019 г. экспорт продукции АПК Амурской области составил 3,4 % от общего объема экспорта продукции АПК ДФО (0,5 % от экспорта продукции АПК Российской Федерации), или 139 млн долларов США. В числе основных экспортных продуктов можно выделить: соевые бобы, продукты переработки сои (масло соевое, соевый шрот, изолят, клетчатка) и зерновые. Доля экспорта данной группы товаров составляет 93 %.

Продукция АПК экспортируется в 10 стран, в том числе: Китай (95,3 %, или 68,1 млн  долларов США), КНДР (3,3 %, или 2,3 млн долларов США), Таиланд (0,5 %, или 0,3 млн долларов США) и Вьетнам (0,4 %, или 0,3 млн долларов США).         

Возрастная категория материалов: 18+