Любовью к птицам заразил Николай Дроздов
Как признается Денис Иванов, птицами он болеет с детства. Мальчишкой, уезжая в деревню летом, он наблюдал за хищниками в небе. «Когда увидел их стремительные полеты, как они охотятся, мне это запало в душу», — вспоминает охотовед. Масла подлил известный ученый-зоолог Николай Дроздов со своей передачей «В мире животных».
— Первым появился ястреб-перепелятник. Мне было лет 9—10. С мальчишками его нашли. Я его вырастил. Но тогда я еще не знал методик, действовал интуитивно. Как научить охотиться? Увидел стаю воробьев, взял ястребка в руки и туда закинул. Он поймал воробья, скушал. И всё, стал сам охотиться. Он жил в сарае у меня и, если надо поохотиться, вылетал. Бывало, с мальчишками сидишь, черемуху ешь, кругом воробьи. Глядишь — мой питомец летит, ловит воробьев, — вспоминает Денис. — И потом практически ежегодно попадали ко мне ястреба-перепелятники. Я их выращивал, пока каникулы. Они вырастают, потом уходят.
Переезд на гектар
Как оказалось, увлечение ловчими птицами — это всерьез и надолго. Денис окончил ветеринарно-биологический факультет Дальневосточного аграрного университета. Затем аспирантуру, защитил диссертацию, долго работал в охотуправлении. Сейчас он — старший научный сотрудник в Дальневосточном зональном научно-исследовательском ветеринарном институте. И продолжает помогать пернатым.
Когда крылатым питомцам стало тесно в вольерах, построенных на придомовом участке в Благовещенске, Денис решил арендовать участок вне города. Три года назад как раз начала работу программа «Дальневосточный гектар», и соколист одним из первых получил землю — участок на окраине села Лозового Тамбовского района.
— Выбрал самый оптимальный: в принципе, недалеко от города, достаточно ровный, незаболоченный, есть подъездные пути. Просто идеальный участок, — рассказал Денис. — Здесь было обычное поле. Первоочередной задачей было провести сюда электричество. Приобрел 40-футовый контейнер, из него сделал склад и небольшое бытовое помещение, чтобы можно было зимой погреться. Огородили территорию, где у нас стоят вольеры.
Питомник и больница для пернатых
Сейчас на территории уже построены шесть вольеров. Готов каркас еще двух — их осталось только обшить. И два еще в процессе строительства. В планах соколиста — увеличить жилую площадь для птиц, а также построить экспозиционные вольеры и летнюю веранду.
— У меня несколько задач. В первую очередь — создание питомника для разведения всевозможных хищных птиц, чтобы было все официально, со всеми документами. Я состою в Ассоциации охраны хищных птиц и развития соколиной охоты, и мы с ребятами решили заняться этим направлением. Вторая задача — реабилитация птиц, которые попали к человеку. И третье направление — экопросвещение. Хочу здесь создать визит-центр, с летней верандой, чтобы дети могли наблюдать за птицами.
В визит-центре юные натуралисты смогут не только увидеть ловчих птиц, но и послушать лекции, узнать, как ухаживать за ними. Для них будут проводить и демонстрационные полеты. Как признался Денис, детям это очень интересно. Когда в Лозовом он выпускает полетать своих питомцев, местная детвора гроздьями висит на заборе. «Их удивляет, что дикая птица может возвращаться к человеку по зову», — рассказал соколист.
— И очень мало людей знают, какую пользу приносят хищные птицы. Нужно разъяснять, объяснять. В природе все взаимосвязано. Хищник — это барометр, лакмусовая бумажка состояния популяции птиц в целом. Видя, например, тенденцию на уменьшение или увеличение популяции хищных птиц, можно понять, что происходит с их кормовой базой, — объяснил Денис Иванов.
Соколиный Айболит
Посторонних к ястребам пока не пускают. Как объяснил Денис, во время линьки птицы очень сильно подвержены стрессу.
В основном к Денису попадают птенцы, выпавшие из гнезда или еще по какой-либо причине оставшиеся без родителей, а также травмированные.
— Однажды орла-беркута мне передавали из Муравьевского парка на реабилитацию и передержку. Он сел на ЛЭП, и его поразило током. Из-за этого была временно нарушена хватательная функция лап, и он не мог охотиться. Беркута привезли обессиленным. В течение двух месяцев его выхаживали. Откормили, — рассказал биолог-охотовед.
После того как орел полностью поправился, его выпустили на волю. Как признается Денис, со взрослыми пернатыми, которые уже умеют самостоятельно охотиться, проще. Их нужно только вылечить и помочь набрать массу. С птенцами работать приходится дольше — их еще нужно научить охотиться и жить в дикой природе.
— Сейчас у нас сезон, когда ко мне часто попадают птенцы по тем или иным причинам. Вот сломало ветром дерево, и так попали ко мне амурские кобчики — четыре птенца, — объяснил Денис. — Сначала их передерживаем в ящике, потом в вольере — чтобы они разлетывались. И, наверное, через неделю будем начинать их учить самостоятельно питаться. Открою их, чтобы они начали изучать окрестности. И буду потихонечку кормить, уменьшая пайку. Чем хорош амурский кобчик — это в основном насекомоядная птица, а здесь очень-очень много стрекоз и кузнечиков. Они потихоньку будут привыкать.
По словам соколиста, были случаи, когда его птицы выкармливали чужих детей. Так, к охотоведам однажды попал осиротевший коршуненок, а у Дениса как раз ручная самка сокола Багира снесла неоплодотворенные яйца. «Я ей птенца подложил, она выкормила. Выпустили его в прошлом году», — рассказал биолог.
«Халявщик» — так ласково называет Денис Иванов этого кобчика. Три его брата, выкормленные орнитологом, уже отправились в свободное плавание. А этот регулярно возвращается питаться к Денису. «Буду урезать ему пайку, насекомых сейчас достаточно», — пообещал ученый. По его словам, в конце августа — начале сентября, когда насекомых станет меньше, кобчики должны отправиться в Южную Африку на зимовку. Весной они возвращаются туда, где выросли. Но, к сожалению, не все. Как рассказал Денис Иванов, многие гибнут в Индии, где их отлавливают на еду. «Популяция очень сократилась, раньше они на каждом дубу сидели, а сейчас очень мало осталось», — признался охотовед.
17 птиц на два дома
Сейчас у Дениса на гектаре в Лозовом и дома в Благовещенске живут 17 птиц. Четыре птенца кобчика, подрастающий ястреб-перепелятник, выпавший из гнезда, а также взрослые заболевшие птицы.
— Ястреба, залетая в населенные пункты, начинают охотиться на голубей, а те, как правило, бывают поражены трихомонозом. И есть буквально неделя-две на то, чтобы этих ястребов отловить и вылечить. Если успеть, тогда они будут жить, — поделился охотовед.
Две самочки-сокола, спасенные Денисом Ивановым, долго гнездились в черте Благовещенска. Одна — в сосновой роще возле ДальГАУ, вторая — в районе улицы Заводской. Своих питомцев охотовед узнает по ремешкам — они держатся на лапках около двух лет.
В основном это временные обитатели вольеров. На постоянной основе у Дениса в благовещенском доме прописались обученная самка сокола Багира, недавно купленный для нее самец и также ушастая сова — подранок.
— В прошлом году четыре птенца совы к нам попали. Один сразу погиб — у него были повреждения, несовместимые с жизнью. Два птенца хорошо реабилитировались — выпустили их. И еще у одной совы переломы на обоих крыльях срослись чуть-чуть неправильно, выпустить ее невозможно, поэтому теперь содержим. Потом она переедет на гектар, будет радовать детей, — поделился планами соколист.
Гектар для сокола
«А орлы есть?» — в шутку поинтересовался губернатор Василий Орлов, который впервые посетил соколиный гектар в селе Лозовом. «Сейчас нет», — с улыбкой признался Денис Иванов. Глава региона приехал обсудить проблемы, которые возникают у владельца гектара.
В питомник ловчих птиц семья Дениса Иванова сейчас вкладывает все свои свободные средства. Как признается соколист, есть люди, которые готовы инвестировать в проект, но в планы вмешался кризис, вызванный пандемией. Кроме того, потенциальных инвесторов останавливает то, что земля в Лозовом пока только в аренде. Оформить в собственность участок можно через пять лет после получения. Денису ждать еще два года. Глава региона отметил, что с этой проблемой столкнулись уже многие владельцы гектара. Региональные власти готовят необходимое обращение на федеральный уровень, с просьбой разрешить добросовестным гектарщикам оформлять землю в собственность раньше срока. «Я думаю, этот вопрос в течение ближайшего времени будет решен», — отметил Василий Орлов.
Кроме того, в амурском правительстве хотят помочь увлеченному соколисту получить грант на продолжение дела. «Посмотрим, каким образом можно оказать ему грантовую поддержку через Минприроды», — поделился зампред областного правительства Александр Нестеренко.
Перепела на ужин
Как признается Денис Иванов, его увлечение обходится недешево. Главная статья расходов — корм для хищных птиц. В меню — перепела и суточные цыплята. Первых соколист выращивает сам, у себя на подворье. Со вторыми помогают птицефабрики. Охотоведу бесплатно отдают отбракованных цыплят. «Иначе бы я свое хобби не потянул», — признается ученый.
Зимой птицы живут в тех же вольерах, что и летом. Холода им не страшны, главное — увеличить для них рацион на это время. Еще один важный момент — птицы должны успеть перелинять. Сейчас как раз у них продолжается процесс линьки, поэтому вход в вольеры посторонним запрещен.
— Все новое — это стресс для них, он может затормозить процесс, и они не успеют перелинять до наступления морозов. С несмененным пером им будет тяжело, — объяснил Денис. — Другая опасность — когда они испытывают большое беспокойство, они летают по вольеру и могут повредить несформированное перо. Оно начнет кровоточить, а сейчас летом могут мухи в ранку отложить личинки, а потом начнутся серьезные проблемы.
По словам орнитолога, в этом году из-за нестабильной погоды линька у птиц задержалась — обычно они успевали сменить перо до начала августа.
Семья разделяет увлечение
Увлечение Дениса Иванова поддерживает его семья: жена Клавдия и две дочери 18 и 8 лет. Старшая пошла по стопам отца и учится на ветеринара. «Вообще у нас дома целый зоопарк: шиншиллы, хомяки, попугай», — признается орнитолог. А также три собаки: сторожевой Грей охраняет вольеры в Лозовом, дома в Благовещенске живут йоркширский терьер, о котором Клавдия мечтала с детства, и охотничий пес Дениса. Нет только котов. «Кошек нам нельзя, потому что мы любим птиц», — смеется Клавдия.
Соколиная охота непопулярна
По словам Дениса Иванова, в России не так много людей, увлеченных ловчими птицами, в отличие от Европы и штатов, где таких любителей десятки тысяч. Соколиная охота — увлечение недешевое и добычи не приносит.
— Хищную птицу содержать — это большие затраты. Ее ежедневно надо вывозить, чтобы она летала, тренировалась. Плюс кормежка и недешевая амуниция — поисковая система стоит около тысячи долларов, — перечислил соколист. — В охоте ты участвуешь только как зритель, птицы сами охотятся, ловят и кушают. А у нас люди деньги считают — выгоднее ружье иметь: подстрелил и сам съел.
Сторожевой Грей сначала жил у Дениса в Благовещенске, а теперь охраняет вольеры в Лозовом от непрошенных гостей.
МНЕНИЕ
Сергей Олиферов, министр имущественных отношений Амурской области:
— С начала действия программы «Дальневосточный гектар» на территории области предоставлено 7 тысяч 49 участков. Около половины всех земельных участков уже осваиваются. В основном — 65 % — это сельскохозяйственное производство, 6 % — это индивидуальное жилищное строительство. Выдано 187 разрешений на строительство жилых домов на дальневосточных гектарах, 8 жилых домов уже введены в эксплуатацию. Есть необычные проекты. В Свободненском районе у нас на гектаре идет выращивание клубники. В районе села Дмитриевка идет строительство объекта придорожного сервиса. Конечно, на начальном этапе программы спрос был, конечно, больше. В настоящий момент он уменьшается, но это вполне естественно. С середины прошлого года у нас стартовала декларационная компания — по истечении 3 лет с момента заключения договора безвозмездного пользования гражданин должен подать декларацию о начале освоения гектара. Подано более 600 деклараций и до конца года необходимо будет принять около 2,5 тысячи деклараций.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии