В поисках гречки
Чтобы найти на амурских землях гречку, надо изрядно постараться. В планы на посевную этого года многие аграрные районы вообще не внесли эту культуру. А самой большой площадью гречихи может похвастаться не самый близкий и далеко не теплый Мазановский район. Здесь под гречиху в этом году отдали 1 100 гектаров, рядом по показателю площадей стоит Архаринский район. Ради цветущих сиреневыми цветами полей и хозяйств, которые пока еще готовы заниматься этой культурой, пришлось пожертвовать не только терпением, но и стойками редакционного автомобиля — дороги Мазании печально известны на всю область.
— Мы являемся рискованной зоной земледелия. Но при этом наш климат подходит гречке лучше, чем в южных районах, — рассказывает и. о. руководителя сектора сельского хозяйства администрации Мазановского района Виктория Крутень. — Гречиха не любит жару, у нас ей как раз комфортно. Однако многие отказались от этой культуры, раньше площади были намного больше.
Глава КФХ из села Леонтьевка Александр Моисейченко тоже перестал заниматься гречихой, хотя специально для нее закупил технику. Сейчас он построил новый склад и ждет богатый урожай зерновых.
— У нас здесь хорошая гречка растет. Смотри, железная дорога идет: справа нет гречки, а слева — есть. Это Ромненский, Мазановский, Шимановский, Свободненский районы. Гречиху сдавал на Октябрьский элеватор, два года подряд держал второе место и даже премию мне давали. Тогда цена была 11 рублей, а расстояние до переработчика — 210 километров. Если посчитать транспортные расходы — это кое-как покрыть свои затраты. На заводе отсев был большой, процентов 30 % не учитывалось. Постоянно скидка — ждешь одну цену, а по факту другая. Выхлопа от гречихи просто нет, — машет рукой фермер и показывает красивые и чистые поля сои.
Через несколько километров бездорожья доезжаем до села Молчаново, где нас встречает руководитель кооператива Ольга Молчанова. Предок ее мужа — основатель села, и теперь многодетная семья в полном составе занимается сельским хозяйством и «держит» Молчаново. В прошлом году местные поля серьезно пострадали от паводка, практически весь урожай погиб на корню. «В том году на полях озеро было. Я приехал — воды по грудь, по полям своим на лодке плавал, а вода сошла — караси лежали. Урожай ждали хороший, но не судьба. Я гречиху в этом году в июле посеял — только ушла вода», — рассказывает Сергей Молчанов.
Из федерального бюджета фермеры получили компенсацию 9 миллионов рублей, больше трех миллионов потратили на сушилку для ядрицы. При виде бледных цветочков, пусть и поваленной дождем гречихи, едва не подпрыгиваю от радости — нашла!
3,8
тысячи гектаров отдано под гречиху в Амурской области в этом году — это 1,8 процента от площадей всех зерновых
— У нас 450 гектаров отдано под гречиху, не мало, я считаю, в районе все бросили ее, — констатирует Сергей Молчанов. — Начинали мы гречихой заниматься 9 лет назад. Тогда, помню, семена в Белогорске купили, сейчас свои. Но думаем обновить, рассматриваем варианты, например заказать из Казахстана. Два последних года тяжелые были, да и в этом году погода повлияла. Я ведь еще и мед гречишный собираю, и урожай очень хороший, а в этом году пока меда нет — смотрю, только цветочный. Сам себе говорю: ну что я уперся в эту сою?! Как морозы стукнут, у меня сердце за нее кровью обливается. А гречку свалил и оставил, даже такое было — в зиму оставлял. И ничего! Весной убрали, пересортировали — и в Екатеринославку на элеватор отправили 100 тонн с лишним. Звонят: «Спасибо, у вас пошла гречка первой репродукции». Урожайность у меня неплохая, 8—10 центнеров с гектара, а доходило до 15—18. А с сушилкой дело вообще пойдет, забот меньше.
За ценой не постоим
Однако таких хозяйств, которые не боятся идти за гречихой, почти не осталось. За последние три года посевные площади культуры в Амурской области сократились почти в три раза. В этом году под нее отдано всего около четырех тысяч гектаров — и это капля в море — 1,8 процента от площадей всех зерновых. Причина — хозяйства не делают ставку на культуру и не относятся к ней всерьез. Кто-то сеет гречиху, чтобы не было перерыва в сельхозработах — ее отсевают после сои, кто-то просто для того, чтобы земли не пустовали. По словам специалистов, аграрные хозяйства не особо заморачиваются на технологии производства и не гонятся за урожайностью. Здесь безусловная царица полей — соя, и тут сельхозпроизводители соревнуются в урожайности, экспериментируют с сортами и гербицидами. Гречиха же — как нелюбимый ребенок, авось вырастет, а нет — ну и ладно. Такое отношение легко объяснимо — экономика. Вкладывать силы, нервы, время фермеры готовы только в то, что приносит стабильный доход. И при любом раскладе такой доход даст соя, а вот гречиха — это ежегодный сюрприз.
Гречиха — как нелюбимый ребенок, авось вырастет, а нет — ну и ладно. Такое отношение легко объяснимо — экономика.
Не секрет, что цену гречки на российском рынке диктует Алтай. Здесь не только сосредоточены основные поля этой культуры, но и трудятся сотни переработчиков. И по законам рынка серьезная конкуренция работает на снижение цены. В урожайный год закупочная цена килограмма алтайской гречихи падает до 8 и даже до 5 рублей. Какая уж тут выгода выращивать достаточно капризную культуру — на Дальнем Востоке затраты на ГСМ и технику настолько высоки, что покрыть их такой стоимостью нереально. Причем даже аналитики не в силах предсказать цену заранее. Сейчас, когда дело подходит к уборке урожая, мелькает предварительная цифра, но окончательную аграрии узнают во время сдачи убранного сырья. А влияет на эту итоговую сумму все: начиная от погодных условий и заканчивая искусственным ажиотажем вокруг крупы. Гречиха — это единственная в России культура, цена которой непредсказуема и колеблется от 5 до 35 рублей за кило.
— Я же не могу дать цену выше, чем на алтайскую, — говорит бессменный директор Октябрьского элеватора Виктор Доценко. — Ну посудите сами, если я сырье куплю дороже, то и моя крупа на выходе будет дороже, и как тогда конкурировать с продукцией с Алтая? Прогнозы — дело неблагодарное, но, думаю, в этом году закупочная цена гречихи будет нормальная, не менее 15 рублей за килограмм.
Тем, кто выращивает ядрицу, выгоднее переждать пик дешевизны и продать через несколько месяцев после уборочной, но хранить большинству фермеров ее просто негде.
2,5
тысячи тонн в год необходимо для обеспечения населения Амурской области гречневой крупой
Из-за засушливого лета в этом году на Алтае прогнозируют не самый лучший урожай — это дает шанс амурской гречке уехать за пределы региона. Правда, если аграрии заработают, то потребители снова могут ощутить движение «гречневого» рынка на своем кошельке.
По словам специалистов, подогреть цену в силах и Китаю — своим ценником на сою соседи серьезно влияют на ценообразование, и к гречке у них интерес есть тоже. Однако тут наш регион мог сыграть в свою пользу — часть продукции элеватор мог бы продавать по выгодной цене на экспорт, а при закупке сырья у амурских фермеров немного повысить им цену. Возможно, именно это пошло бы на руку всем — у аграриев бы появилась мотивация выращивать гречиху с гарантированной ценой, а у переработчика не было бы таких перебоев с сырьем. Однако пока, как признаются фермеры, им выгоднее мешать гречиху с другими культурами и продавать на корма.
Гречинка в море
Разомкнуть порочный круг «гречка — Алтай — цена» амурским аграриям, конечно, не под силу — объемы просто несоизмеримы.
— Если у нас собирается в хорошие годы зерна гречихи 6 тысяч тонн, то на Алтае — 500 тысяч, о какой нашей доле на рынке может идти речь? Тут, безусловно, никаких иллюзий быть не может: мы на российском рынке гречки — никто, — честно говорит руководитель отдела продовольственных ресурсов амурского минсельхоза Наталья Тюшникова.
Если на рынке страны мы со своими мешочками крупы несолидны, то вполне могли бы обеспечить самих себя этой полезной крупой. Регион готов увеличить объемы производства гречки. Сейчас в области остался один переработчик — Октябрьский элеватор, и тот не загружен работой даже наполовину.
Это единственная в России культура, цена которой непредсказуема и колеблется от 5 до 35 рублей за кило.
92,66
рубля — средняя цена килограмма гречки на амурских прилавках на начало августа, по данным Амурстата. Для сравнения: январь 2020 года — 71,96 рубля, январь 2019-го — 43,83 рубля
— Два последних года были неурожайные. В прошлом году с учетом всех факторов приняли 500 тонн сырья — это мизерные объемы. Мы даже в урожайный год себя обеспечивали процентов на 30, в среднем принимаем 3 000—3 500 тонн, а если 4 000 — это у нас праздник. А можем и 12 тысяч переработать. Всего по области в этом году посеяли около четырех тысяч гектаров гречихи. Пока этот год должен быть благоприятным, но делать прогнозы сложно, — признается Виктор Доценко.
При таком объеме производства неудивительно, что найти гречку на амурских прилавках практически невозможно. Переработчик работает с торговыми сетями через оптовые отгрузки — а они уже фасуют и реализуют. Часть нашей крупы уезжает в соседние регионы, Хабаровск и Владивосток.
Спасти гречку
Амурский минсельхоз не первый год пытается повлиять на гречневую обстановку, но здесь большую роль играют законы рынка. На сегодняшний день федеральная поддержка оказывается для производителей в целом на зерновые культуры. Отдельно гречиха не выделяется, поэтому что именно сажать, каждый производитель решает сам.
— У каждого региона есть своя особенность — у нас это вырастить и переработать сою, потому что это высоко рентабельный продукт, — подчеркивает Наталья Тюшникова. — Была бы закупочная цена на гречиху не 10 тысяч за тонну, а 15—18 тысяч, возможно, стали бы выращивать. Я вижу единственный выход — при выделении господдержки на растениеводство акцент делать на малые хозяйства, занимающиеся гречихой, то есть, если они увеличивают посевные площади под эту культуру, то и получают большую поддержку. Конечно, хотелось бы, чтобы гречиха была — хотя бы с той позиции, чтобы загрузить наше предприятие, ведь там работают люди.
3
килограмма гречки в год в среднем должен потреблять человек в соответствии с нормами потребления
По мнению ряда экспертов, повлиять на ситуацию может крупный производитель, который будет биться за урожайность гречихи, изучать технологию и даст гарантированную загрузку Октябрьскому элеватору. Помогло бы подогреть интерес и появление хотя бы еще одного переработчика гречихи. К слову, не так давно их в области было несколько. Но ждать этого не приходится — слишком низкая рентабельность такого производства. «Чтобы разорвать этот круг, нужен приход серьезных людей со стратегическим мышлением», — уверены специалисты.
МНЕНИЕ
Сергей Адаменко, первый заместитель министра сельского хозяйства Амурской области:
— Проблема есть — мы видим, что идет снижение площадей и производства гречихи. И как ни парадоксально, при этом никто не пострадал — ВРП по линии сельского хозяйства не упало, сами хозяйства перестроились и занимаются чем-то другим, потребитель тоже не страдает — на прилавках же гречка есть. Но это поверхностный и линейный взгляд. Гречиха нам нужна! Это как в шахматах — нужно смотреть на три хода вперед, чтобы понять, какие серьезные последствия могут быть, если мы прекратим заниматься гречихой.
Хозяйства делают ставки на высокорентабельные культуры, это соя, другие группы — зерновые, зачастую используются как элемент севооборота. Хотя сейчас появился интерес к пшенице и кукурузе, они идут на экспорт. За счет больших объемов Алтайского края наши хозяйства менее конкурентоспособны. Ценовая политика аграриев не устраивает, и они сворачивают производство гречихи, плюс особенности технологии выращивания, погодные условия — все это сказывается. Но мы понимаем важность этой культуры, неоднократно проводили встречи по этому вопросу, министр Олег Турков держит этот вопрос на контроле лично. Дело в том, что мы подходим к возможной точке невозврата, когда в области не будет семеноводческой базы гречихи. И сейчас нужно остановить снижение и популяризировать эту культуру. Для этого в этом году мы определили ряд хозяйств, где гречиху посеяли по всем требованиям технологии. Чтобы получить хороший урожай, нужно вносить минеральные удобрения, готовить землю. Цель — посмотреть именно с экономической точки зрения, насколько гречиха рентабельна, просчитать экономическую сторону — с минимальной урожайностью 8 центнеров с гектара и с соблюдением всей технологии 18 центнеров, например. И мы хотим привлечь науку, посмотреть обеспеченность семенами и провести встречу с хозяйствами.
Нужно смотреть на три хода вперед, чтобы понять, какие серьезные последствия могут быть, если мы прекратим заниматься гречихой.
Гречиха — важная для нас культура, она может быть резервной. Да, сейчас многие северные районы сделали упор на сою. Но закон экономики — не стоит складывать яйца в одну корзину. В таких территориях земледелие очень рискованно, и именно гречиха может стать той культурой, на которую стоит обратить серьезное внимание. И даже некоторые аграрии в южных районах поняли это и пробуют культуру на своих полях. Гречиха интересна в том ключе, что сейчас все население приходит к органическому питанию, а ведь именно эта культура может расти без химикатов. Она также берет из почвы те элементы, которые не используют другие культуры. И благодаря гречихи мы можем сохранить и пчеловодство в нашем регионе — это огромный пласт в сельском хозяйстве.
Гречневая крупа содержит: пищевые волокна — 56,5 %, витамин B1 — 28,7 %, витамин B2 — 11,1 %, витамин B6 — 20 %, витамин PP — 36 %, калий — 15,2 %, кремний — 270 %, магний — 50 %, фосфор — 37,3 %, железо — 37,2 %, кобальт — 31 %, марганец — 78 %, медь — 64 %, молибден — 49,1 %, селен — 15,1 %, цинк — 17,1 %.
Возрастная категория материалов: 18+
Здравствуйте. Прочитала в Инстаграмме, что Амурская гречка сама вкусная. Вчера купили гречку в магазине «Гастроном» в с. Екатеринославка Амурской области. Производство — Октябрьский элеватор, ОАО Екатеринославка. Пакет — Мишка с ложкой, 3 кг. Сегодня сварила на завтрак. Промыла 5 раз, как обычно любую крупу. После закипания появился запах дуста. Слила, промыла еще три раза. Доварила до готовности. Но запах и привкус дуста так и не ушел. Что это? Действительно дуст и этой кашей можно отравиться? Или это плесень? Что с такой крупой делать? Выбросить?
С уважением, Елена.
— Елена117