В аналогичной ситуации оказались все амурские компании, экспортирующие свою продукцию в Китай. Какой выход ищет бизнес, насколько дорогой оказалась логистика через другие регионы и почему продукция амурских предприятий находится по полтора-два месяца на соседних таможнях — в материале «Амурской правды».
Надежда на понтон
Прошлый год был не самым простым для амурских экспортеров: грузовые пункты пропуска в первой половине 2020-го работали с задержками. Однако к лету ситуация стабилизировалась, и предприниматели готовились возместить убытки хорошей торговлей с Китаем во второй половине года. Осенью и зимой — самые горячие месяцы, большинство амурских экспортеров продают в Поднебесную продукцию после урожая: сою, злаковые, ягоды, грибы, папоротник, мед и так далее. Однако после того как по Амуру перестали возить грузы баржами в конце октября, экспорт практически замер. Достраивать свою часть понтонной переправы китайская сторона просто-напросто не стала, хотя российская часть грузового понтона между пунктами пропуска Благовещенск и Хэйхэ была полностью готова к работе еще в декабре прошлого года.
Амурские бизнесмены экспортируют золото, сою, соевое масло, кондитерские изделия, мед, биологически активные добавки, чай (в том числе иван-чай), изделия ручной работы (картины, свечи) и косметические средства.
Как уже писала АП, изначально движение через границу планировали возобновить в январе 2021-го. Однако китайская сторона так и не открыла грузовое сообщение. Одна из причин — сложная эпидемиологическая ситуация на российско-китайской границе. Часть экспортеров (в основном те, кто продает в Китай сою) не стала дожидаться моста и появления 30-процентной пошлины на вывоз этой культуры за границу (ограничение начало действовать с 2021 года). Сельхозпроизводители выбрали вариант с более дорогой логистикой и переправили свой товар через другие пункты пропуска, в основном через Приморье и Забайкальский край.
Однако удорожание себестоимости оправдывает расходы далеко не всегда.
— У нас 90 процентов продукции поставляется в Китай, это основной покупатель, — говорит Татьяна Капустина. — Просчитывали альтернативную доставку морем: получилось в три раза дороже. Сухопутная переправа, например, через Суйфэньхэ — это длительное ожидание: таможни перегружены, в день всего несколько машин проходят. А ведь у этих регионов есть свои производители и переработчики, которым тоже нужно выполнять экспортные контракты.
Фото: instagram.com/taigaorganica
В итоге «Тайга Органика» не может отправить свой товар в Китай с ноября. За это время сроки по двум контрактам в КНР уже «сгорели», компании пришлось отказаться от еще нескольких предложений китайских партнеров: в Поднебесной амурский мед сейчас в цене. «Мы все равно не теряем оптимизма, надеемся, после китайского Нового года пункт пропуска в Благовещенске заработает, и мы сможем отправить свою продукцию на экспорт», — отмечает Татьяна Капустина.
Игольное ушко приморской таможни
Вариант «не ждать, а выбрать другой путь» — не самый простой.
20
амурских компаний смогли заключить экспортные контракты с помощью центра поддержки экспорта Амурской области
— Основная проблема с отгрузкой товаров на экспорт в Китай сегодня — ограничения с китайской стороны, которые введены для недопущения распространения коронавирусной инфекции, — рассказывает генеральный директор ООО «Соя АНК» Степан Инюточкин. Этот холдинг уже не первый год поставляет в Поднебесную соевое рафинированное масло. Продукт высоко востребован на китайском рынке, однако отправлять его в последние месяцы удается с огромным трудом. — Из-за тщательного осмотра грузов объемы экспортируемого товара очень сильно упали. Удлиняет доставку и карантин, в который помещают всю ввозимую продукцию. Наш товар стоит по полтора, два месяца либо на российской стороне, либо на китайской. Неважно, забайкальская это таможня или приморская. На данный момент можно сказать, что экспорт встал.
В итоге, помимо расходов на доставку, предпринимателям приходится оплачивать аренду складов, дополнительно нанимать грузчиков, охранников, тратиться на дополнительную упаковку товара и так далее.
В таких условиях эффективно развивать внешнеэкономическую торговлю с Китаем практически нереально. Вся надежда амурских предпринимателей — на открытие грузового перехода «Благовещенск—Хэйхэ». Но точной информации о сроках возобновления работы пункта пропуска китайская сторона так и не предоставила ни дальневосточным таможенникам, на амурским властям.
География экспорта амурских компаний широкая: КНР, Республика Корея, КНДР, Япония, Вьетнам, Франция, Испания, Германия, Австралия, США и Индия.
Китайские партнеры местных бизнесменов считают, что понтонный мост заработает после окончания нового года, скорее всего — к марту. Но даже в этом случае компаниям нужно будет за месяц, до начала шуги, выполнить все экспортные контракты. Выдержит ли такой объем грузов китайская сторона в Хэйхэ, особенно если работа будет вестись с такими же ограничениями по недопущению распространения инфекции, — вопрос, на который пока не может ответить никто.
Импортные трудности
Закрытый пункт пропуска приносит проблемы не только тем предприятиям, которые занимаются экспортом в Китай. Например, благовещенская компания «Аметис» (самый крупный в мире производитель экстракта из древесины лиственницы — дигидрокверцетина) из-за закрытого понтонного моста вынуждена искать альтернативные пути доставки нового оборудования.
572
миллиона долларов составил объем экспорта из Амурской области по результатам 11 месяцев 2020 года
— Мы экспортируем свою продукцию в 20 стран мира, основной потребитель — Япония, Америка. В Китай не продаем, однако проблемы с таможней ощутили на себе, — комментирует генеральный директор компании «Аметис» Владимир Остронков. — Во-первых, мы импортируем из КНР упаковочные материалы: этот груз завис в Хэйхэ с декабря. Решаем эту проблему через китайских партнеров, но сейчас перемещение грузов по Китаю ограничено: большой поток, все идет с задержками.
Более того, в прошлом году «Аметис» заказал новое оборудование в городе Тяньцзинь, который находится рядом с Пекином. Поскольку точных дат открытия таможенного пункта пропуска Благовещенск — Хэйхэ до сих пор нет, компания решила доставлять груз морем, через Владивосток. На это уйдет не только больше времени, но и значительно больше средств: доставка подорожает на 350 тысяч рублей.
Картинка увеличивается по клику.
КОММЕНТАРИЙ
Василий Орлов, губернатор Амурской области:
— Для нас международное сотрудничество — одно из важнейших направлений развития экономики. Между Амурской областью и КНР уже больше трех месяцев нет транспортного сообщения. Мы давно готовы к приему грузов и по автомобильному мосту через Амур: объект технически готов, уже завершен первый этап предмостовой зоны. Поэтому все зависит от КНР. Мы видим, с какой серьезностью китайские коллеги относятся к ситуации с коронавирусом, им удалось избежать массового заражения. Для них пандемия несет колоссальные риски, потому что плотность населения высокая. Мы с пониманием относимся к этому. Пока решения по открытию моста и понтонной переправы нет. Постоянно ведем переговоры с китайскими коллегами и надеемся, что, как только эпидемиологическая ситуация позволит, движение откроется. Но, к сожалению, не можем влиять на эту ситуацию — это форс-мажор из-за коронавируса.
Екатерина Бендик, руководитель центра поддержки экспорта Амурской области:
— Пандемия, безусловно, повлияла на развитие экспорта в Приамурье. Из-за закрытия границ амурские компании не смогли выезжать за рубеж, точно так же мы не смогли принимать иностранные делегации. Не было возможности очно участвовать на международных выставках. Но самый больной вопрос — проблемы с поставкой товаров в КНР. Экспортерам приходится отправлять свой товар через Приморский край посредством железнодорожных и морских перевозок. Это приводит к увеличению затрат на логистику в несколько раз, помимо этого, существует большой дефицит контейнеров. Из-за увеличенного грузопотока в этих направлениях часть груза совсем отправить не удается.
По итогам 11 месяцев 2020 года Амурская область заняла среди регионов России 44-е место по сырьевому экспорту и 48-е — по несырьевому.
В целом, по статистике Федеральной таможенной службы, за 9 месяцев 2019 года в Амурской области насчитывалось 156 экспортеров среди малого и среднего бизнеса, за этот же период в 2020 году количество компаний-экспортеров уменьшилось и составило 147 компаний.
В лидерах по экспорту — золото, соя, соевый шрот и жмых, нетканые материалы, кукуруза. Спрос, конечно, динамичен, но в некоторых странах запросы остаются те же, как, например, в отношении экспорта сои в Китай. Япония сейчас запрашивает дикоросы, США и Канада — изделия ручной работы, Корея и ОАЭ — мёд.
Не в моей компетенции давать прогнозы, когда ситуация стабилизируется. Сегодня, наверное, никто не знает ответ на этот вопрос. Но мы видим необходимость перестраивать свою работу. Онлайн-формат пришел в эту сферу и показывает свои результаты. Переговоры можно проводить в удаленном доступе, продавать свой товар или услугу через международные электронные площадки, появились выставки в формате онлайн. Всё это в комплексе дает результат, и экспорт продолжается: находятся партнеры, заключаются контракты. Работа не останавливается.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии