• Фото: instagram.com/tarasova_trener
  • Фото: instagram.com/tarasova_trener
  • Фото: instagram.com/tarasova_trener

«А что я могу сделать?»

— Поскольку у меня педагогическое образование, а специализируюсь я на географии и биологии, я преподавала экологию в школе, когда работала по профессии. Мне это интересно. Всех волнуют разные вещи, например, воспитание детей, вязание, машины, запчасти и так далее. А меня — экология, — признается Светлана Тарасова. — Началось все с соцсетей. Я читала сайты, смотрела «Инстаграм», видела картинки с мусором, и все это создавало определенную картину. У меня росло беспокойство и возник вопрос: «А что я могу сделать?» Потом у меня в ленте, уже видимо по запросам, начали выскакивать паблики, которые занимаются конкретно раздельным сбором. Я поняла, что это — выход из ситуации, и решила: нашему городу нужно сделать что-то подобное.

По словам экоактивистки, она очень обрадовалась, когда в Благовещенске семь лет назад появились зеленые контейнеры, на которых было написано «стекло».

— В сентябре 2019 года мы с детьми поехали в Питер, и там я специально пошла на акцию раздельного сбора. Вот тогда-то и увидела, как это все делается: волонтеры, люди, которые приходят, фракции вторсырья. Раньше у меня возникало ошибочное мнение, что в пункты приема идут маргинальные личности и сдают бутылки. Сейчас у многих такой стереотип. Там же я увидела очень много молодых людей и много семей с детьми, — рассказала Светлана Тарасова и пригласила: — Приходите к нам на акцию — увидите такую же картину. Конечно, женщин в процентном соотношении больше. Но мы проводили исследование, и оно меня порадовало: раньше мужчин-участников акции было около 1—3 процентов, сейчас же — 5—10 процентов (в зависимости от города). Это значит, что сильный пол тоже понимает важность этой темы, начинают ею интересоваться, понимают, что ничего страшного в этом нет, и тоже примыкают к таким движениям и акциям.

«Люди приходят на акцию и безвозмездно помогают»

Центральная организация находится в Санкт-Петербурге. Организаторы амурского «РазДельного Сбора» связались с центром, чтобы примкнуть к ним. «Потому что нет смысла выдумывать велосипед, когда уже разработано все: и логотип, и название, и структура, и уставы», — пояснила Светлана.

Такие же организации существуют во многих городах страны — в Сочи, Краснодаре, Москве, Хабаровске, Владивостоке и других.

— Мы все сотрудничаем. Конечно, не так тесно, как хотелось бы, но у нас есть группа во «Вконтакте», где мы постоянно обмениваемся опытом и какими-то наработками. Также у нас есть правила, за рамки которых мы не выступаем. Например, не вмешиваемся в политику, а просто делаем свое дело. Стараемся сотрудничать со всеми, кто искренне готов эту тему поддерживать и развивать, — делится подробностями благовещенка.

Всеми оргвопросами в команде амурской экоорганизации занимаются два человека — сама Светлана Тарасова и Марина Жилкова, которая ведет аккаунт в «Инстаграме». В составе команды еще десять активных волонтеров, которые помогают не только во время акций, но и на протяжении всего года.

— Меня всегда поражают люди, которые приходят на нашу акцию и безвозмездно оказывают помощь. Например, когда на улице мороз или другая непогода, они стоят мерзнут, но не идут греться, — восхищается самоотверженностью Светлана. — Говорят, «мы понимаем, что вы же тоже мерзнете». Или был случай, когда мы за раз собрали очень много макулатуры, но все это увезти не получилось, и многие забрали эти свертки и пакеты себе домой, в гаражи на хранение. Также грузить это все помогали обычные люди. Я такого не ожидала, но подобные ситуации меня всегда поражают. Когда ты ничего не ждешь, а тебе вот такой подарочек в виде добрых человеческих порывов приходит. Таким людям всегда мой респект!

Школа юного эколога и внеклассные уроки

С 2019 года на нерегулярной основе Светлана Тарасова проводит экологические мероприятия в разных школах города. Занятия проходят с помощью уже разработанных московским Центром экономии ресурсов схем экологических уроков. Они разбиты на темы, например про отходы или про их переработку, и распределены по возрастам: есть младшая и старшая школы. Так, на ура идет игра «Хранители Земли». Подобные уроки в благовещенских школах Светлана проводит по просьбе своих клиентов и знакомых.

— Ко мне подходят люди и приглашают на классные часы к своим детям в школы, чтобы я рассказала о теме экологии, о раздельном сборе отходов. Я рассказываю о многоразовом и одноразовом пользовании. Объясняю, в каких отходах содержится пластик, в каких — бумага, и в какие пункты приема это все можно сдать, — продолжает рассказ о своей деятельности экоактивистка. — Центр экономии ресурсов нам прислали целый чемодан с наглядностью, со всеми теоретическими пособиями. Схемы уроков разработаны вплоть до того, какие ответы дают дети. Я, как бывший педагог, считаю, что это нереально крутая работа. А для детей эта тема новая. Показательным является то, что несколько месяцев назад проводила урок в Алексеевской гимназии, и на прошлую акцию дети из этой школы пришли вместе с классным руководителем. Оказывается, несколько детей выбрали проекты именно по этой теме. До конца учебного года у меня еще в планах провести шесть уроков. Но если кто-то из учителей проявит желание, возможно, уроков будет больше.

Ранее, в 2019—2020 годах, параллельно с развитием акции сбора вторсырья Светлана Тарасова занималась организацией бесплатной Школы юного эколога, занятия которой она проводила в своей фитнес-студии. Школа просуществовала год — ее пришлось закрыть, так как на занятия приходили всего по 3—5 слушателей. И это были дети коллег, знакомых и клиентов Светланы. Для полноценного же существования подобных организаций необходимо иметь постоянный набор учащихся.

— Лучше самим ходить по школам. Во-первых, там уже готовая аудитория, которая слушает. Во-вторых, охват больше, так как каждый класс — это новые дети, — объясняет Светлана. — Спасибо родителям, которые приглашают и все это организовывают. Меня туда привозят и увозят. Это плюс, потому что тогда не приходится тратиться на такси, ведь весь методический материал каждый раз нужно брать с собой.

Медицинские маски — боль экоактивистов

Между квартирами на этаже, где живет Светлана, есть небольшое помещение, куда она поставила несколько картонных коробок для макулатуры, пластика и металла. «Весь этот мусор я стараюсь сминать, чтобы собрать больше, и раз в месяц вывожу. Что касается актуальной на сегодняшний день проблемы с медицинскими масками, то это, конечно, большая боль. Но она у меня многоразовая. Что касается одноразовых, мы их не собираем во время акции, потому что это медицинские отходы и их нужно сжигать. Проблема с масками нерешаемая не только у нас в стране. Весь мир от этого страдает», — рассказывает экоактивистка. По ее словам, она сделала себе прививку от коронавируса, чтобы меньше зависеть от необходимости ношения масок. 

Ближайшие соседи горожанки тоже у себя дома накапливают отходы и потом привозят их на акцию сбора. «Может быть, они меня где-то в «Инстаграме» увидели. Это же заразительно: не просто кто-то, а твоя соседка занимается экоакцией, – делится своими мыслями героиня публикации. — Это, наверное, какой-то скрытый психологический ход. Тебе что-то в ближнем человеке нравится, и ты подсознательно хочешь быть на него похож. Ты не хочешь никого заражать своим примером, но люди заражаются сами».

Без истерик, но ответственно

В магазин Светлана изначально ходила с экомешочком и относилась очень принципиально к этому вопросу. Но сейчас, если у нее вдруг не оказалось с собой такого мешка, «в обморок я не падаю», шутит благовещенка.

— Я стараюсь, чтобы у меня в сумке всегда обязательно лежали многоразовые бахилы, пара сеточек, экосумка. Если вдруг мне сильно захотелось купить кофе на улице, чтобы, например, посидеть с кем-то поболтать, тогда я покупаю этот стаканчик, который не перерабатывается, и спокойно пью, без истерик. То есть не ношу с собой дополнительно еще и кружки, — поясняет Светлана. — Но в целом это уже на автомате получается, уже руки сами знают: это берешь, это не берешь. Овощи и фрукты в магазине могу сложить в те сетки, которые всегда ношу с собой. Если беру, например, связку бананов или одно яблоко, ценник приклеиваю на них. На кассе я кричу издалека, что мне не нужны фасовочные пакеты, и меня уже многие продавцы знают и помнят. Еще больше мне нравится схема, когда набираешь в корзинку фрукты и овощи, идешь на кассу и там тебе его взвешивают без ценника — цена идет сразу в компьютер. То есть эту клейкую ленту, которая тоже не перерабатывается, тебе не клеят. Вот, например, в «Пятерочке» в Питере кассы работают по такому принципу. Мне кажется, это правильно.

Батарейки собирают отдельно

— На работе мы вынуждены использовать бутылки, потому что пьем бутилированную воду. Но у нас стоит большой мешок для смятых бутылок. Крышки собираем отдельно, как и макулатуру. Еще собираем батарейки. Уже накопилось несколько пятилитровых емкостей с ними — многие сотрудники и клиенты приносят, — рассказала Светлана.

Дети учатся на примере родителей

Своих восемнадцатилетнюю дочь и двенадцатилетнего сына Светлана не воспитывает намеренно экологическими активистами. Считает, что дети должны просто учиться на примере родителей.

— Они видят, как я веду себя в магазинах. И когда они покупают что-то в упаковке, которую мы не сможем потом сдать, я их за это не ругаю. Просто объясняю, что, например, эта упаковка не перерабатываемая. То есть капля за каплей, шаг за шагом — и они это понемногу запоминают и усваивают. Если человеку показывать и объяснять, без лишних приказаний, то это потихоньку в голове укладывается, — уверена активист. — Детей своих я каждый раз приглашаю на акции, но не заставляю приходить. Понимаю, если они захотят — придут сами. Меня радует, что они сейчас уже начинают задавать вопросы. Мои маленькие зернышки, которые я «бросила» в них, понемногу прорастают. Может, просто они видят, что мама куда-то уходит каждую третью субботу месяца, а вечером приходит домой уставшая, но радостная, и им становится интересно. Но если они не пойдут по моим стопам, не расстроюсь. Они должны сами выбрать свое будущее и свою дорогу. Я за такое воспитание.

К слову, 17 апреля на очередную акцию раздельного сбора вторсырья на переработку «РазДельный Сбор» пришло, по подсчетам, 770 человек, не считая волонтеров. Вчера, 15 мая, состоялась еще одна акция. В ней поучаствовали около 650 горожан. По словам Светланы, в этот раз горожане принесли на удивление много крышек от бутылок с напитками.

Принять вместе с семьей участие в акции «РазДельный Сбор» активисты экологического движения предлагают и мэру Благовещенска Олегу Имамееву.

ОПРОС: РАЗДЕЛЯЕТЕ ЛИ ВЫ МУСОР?

Сергей Ефтин, предприниматель:

— Нет, но есть знакомые, которые занимаются этим. Лично я этого делать не умею. К тому же у меня мусоропровод не позволяет заниматься разделением мусора. Также для этого нужно покупать отдельные пакеты. Это неудобно. Если бы, например, стояли ящики, предназначенные для сортировки отходов, было бы удобно, и тогда я заинтересовался бы этим.

Ирина Лутова, кладовщица:

— Мы живем в своем доме и в основном сжигаем бумагу в печке. Пластиком в семье не пользуемся, стекло отдельно складываем и выбрасываем в обычный мусор. Поскольку наш дом находится в деревне, у нас нет пунктов, куда можно сдать бутылки и подобные отходы на переработку. Пищу, которая приходит в негодность, отдаем собакам. Если бы были пункты приема стеклотары, как, например, в советское время, было бы проще: возвращалась бы какая-то копейка в дом, битое стекло не валялось бы по городу. В итоге это приносило бы пользу.

Дарья Карпинская, мама в декретном отпуске:

— Мусор не разделяю, у нас нет отдельных баков во дворах для разного вида мусора. Даже среди знакомых эта тема не поднималась. Я знаю, что цель раздельного сбора — это улучшение состояния окружающей среды, максимальное избавление города от мусора, переработка для дальнейшего использования. В будущем, если будут специальные баки, я стала бы разделять мусор. Еще одна причина, которая останавливает меня в этом деле, — лень. Конечно, следует немного поработать над собой. 

Иван Петров, работник железной дороги:

— Обязательно разделяю! Пластик, алюминий и стекло сортирую отдельно. В моем дворе есть баки, их совсем недавно поставили, и мы с семьей сразу начали этим заниматься. Раньше часто задумывались о разделении мусора, так как хочется видеть город чистым. Около моего двора вообще недавно была большая свалка, это ужасно. Многие знакомые также поддерживают эту идею и занимаются раздельным сбором мусора.

Евгений Иванов, безработный:

— Не разделяю, потому что не вижу смысла в этом деле. Весь мусор, который вывозят, высыпают в реки и лес, еще больше загрязняя такими действиями окружающую среду. Если будут созданы условия, буду разделять. Я бы и детей этому учил, потому что мне нравится, как перерабатывают отходы в Швеции. У нас во дворах ничего нет, никаких специальных баков. И мне кажется, в нашем городе такого не будет, потому что мало людей, сознательных и заинтересованных этой темой. А те, кто должен продвигать такие акции, в этом не участвуют.

Елена Карвась, домохозяйка:

— Нет, никто из моих знакомых не разделяет, и я не делаю этого. У нас во дворе даже баков специальных нет. Если бы они были, конечно, я стала бы выбрасывать мусор, разделяя его. Потому что какой смысл сортировать мусор самостоятельно дома, если во дворах нет специальных контейнеров для этой цели? Разумеется, задача ясна — это переработка. Но поскольку нет созданных условий, нет ни мотивации, ни желания.

Возрастная категория материалов: 18+