Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

Специальность выбрали на семейном совете

В детстве Софья Кналян мечтала стать педагогом. Очень хотела быть похожей на свою первую учительницу, которая работала в начальных классах Ерковецкой школы № 5 Ивановского района. По словам Софьи Владимировны, учитель очень интересно вела уроки. Но, повзрослев, ученица поменяла намеченный курс.

— В 9-м классе я передумала быть учителем и решила стать юристом, — улыбается Софья Кналян, — но получать такое образование нужно было ехать во Владивосток, и родители меня попросту не отпустили. Тогда я поступила в медицинский колледж, где училась на фельдшера-лаборанта, и пошла работать в первую городскую клиническую больницу. Продолжила учебу в Амурской государственной медицинской академии. На шестом курсе было распределение. Обсудили ситуацию дома на семейном совете и решили, что ординатуру я буду проходить по онкологии. В моей семье были родственники с онкологическими заболеваниями, я все это видела и чувствовала. Поставила себе цель изучить такие болезни, научиться им противодействовать и помогать людям. Ординатуру я прошла в Амурском областном онкологическом диспансере и, окончив ее в 2010 году, сразу осталась здесь работать.

Собеседница отмечает — на всю жизнь запомнила первую операцию, которую провела самостоятельно. Эмоции были непередаваемые.

— Операция была простая, не под общим наркозом, а под местным обезболиванием, — вспоминает Софья Кналян, — нужно было удалить пациенту новообразование кожи. Контролировал этот процесс наш уважаемый хирург, в прошлом заведующий хирургическим отделением онкодиспансера Николай Сергеевич Сокольников. И он мне сказал: «Бери и делай сама!» Я не растерялась — поборола волнение и сосредоточилась на операции, сделав все строго, как учили, поясняя свои действия руководителю. Из операционной я вышла с восторгом и гордостью за то, что я сама вот этими руками смогла прооперировать пациента. Когда ехала домой в автобусе, мне казалось, что все пассажиры знают про это и думают, какая я молодец. Со временем к операциям я привыкла, в течение десяти лет они — неотъемлемая часть моих трудовых будней.

Нацелить пациента на борьбу с недугом

Привыкнуть к работе — это одно, а научиться говорить пациентам диагноз — совсем другое. Софья Владимировна считает это самым сложным в своей профессии.

— Для меня такая беседа с пациентом, когда выдаешь ему на руки заключение, где указан диагноз, — всегда большое эмоциональное напряжение, — отмечает врач-онколог. — Какая реакция будет в ответ — предугадать невозможно, ты должен быть готов к любой. Обычно я сообщаю, что нашли нехорошие клетки, потом объясняю, что нужно подготовиться, собраться с мыслями и начать медикаментозное лечение или оперативное. Обязательно привожу примеры, когда люди с таким же заболеванием, получив лечение, живут много лет и приезжают к нам только на контрольный осмотр. Моя задача — нацелить пациента на борьбу с недугом.

Примерно в половине случаев пациенты воспринимают диагноз спокойно, сохраняя веру в лучшее. Некоторые даже относятся к ситуации философски, мол, значит, надо еще и через это пройти. Ведь большинство обращается в онкодиспансер по направлению, уже с подозрением на опухолевый процесс. Многих пациентов болезнь застает врасплох. «Бывает, мы даже предлагаем пациенту чай, кофе или что-нибудь сладкое, чтобы привести в чувство, — поясняет Софья Владимировна. — Очень не хочется, чтобы человек ушел и потерялся, махнул на свое здоровье рукой. Поэтому разговариваем, объясняем, как важен настрой. Если пациент будет думать, что жизнь закончилась, застрянет в стрессе и уйдет в депрессию — это может негативно отразиться на состоянии его здоровья и эффективности лечения.

Опухоль «съела» половину лица

Есть отдельная категория пациентов, которые наблюдают симптомы заболевания долгое время и упорно их игнорируют. «Несколько лет назад к нам в онкодиспансер обратился мужчина с образованием на лице, — рассказывает Софья Кналян. — Размер опухоли был уже с ладонь! У пациента диагностировали распространенный вид рака кожи — базалиому, которая на тот момент уже проросла в полость носа и даже частично кости черепа. Условно говоря, половины лица просто не было. А знаете, как у него возникла болезнь? Он — сварщик, во время сварочных работ отлетела окалина и попала ему на кожу лица. Сразу к врачу мужчина не обратился, через время появилось образование и начало расти. Пациент все равно не обращался за медицинской помощью. К нам он пришел уже с четвертой стадией рака, и только по настоянию родственников. Случай был очень сложный, пациент направлен в онкологический центр имени Блохина. Дальнейшее реконструктивное оперативное лечение проводилось в условиях Амурского областного онкологического диспансера. В настоящее время пациент находится на диспансерном наблюдении онкологов.

Опираясь на опыт, хирург-онколог констатирует: чем дальше заходит процесс заболевания, тем становится хуже прогноз лечения. Поэтому важно прийти на прием к специалисту своевременно, не давая болезни времени на развитие.

Сменить картинку

Начиная работать в онкологии десять лет назад, Софья Кналян едва справлялась с эмоциональной нагрузкой. Говорит, что, сталкиваясь с каждым тяжелым случаем, очень переживала, пропуская все через себя. Тогда ежедневно к ней на прием приходило минимум 20 человек. «Я смогла перенастроить себя, научилась оставлять все, что касается работы, в стенах лечебного учреждения, — отмечает Софья Владимировна. — Как снимаю напряжение, вызванное работой? Люблю общаться с родными, бывать на природе и путешествовать. Смена картинки — вещь полезная: дает возможность расслабиться и зарядиться позитивом. Да, в моей работе, как и во многих других, бывает рутина и тяжелые моменты, но я ее очень люблю. Здесь я нашла себя, состоялась как специалист. Очень греет душу, когда, спустя годы после лечения, пациенты говорят «спасибо» и, главное, живут.

Диагностика зависит от оснащения

Сегодня специалисты онкодиспансера осваивают и используют в диагностике заболеваний новые подходы и современное оборудование. «За последние годы для нашего учреждения приобрели компьютерный томограф, магнитно-резонансный томограф, аппараты ультразвуковой диагностики, позволяющие диагностировать опухоли минимальных размеров, — перечисляет Софья Владимировна. — Одно из важных приобретений — прибор дерматоскоп, с помощью которого можно визуально приблизить и рассмотреть образования кожи, строение родинок, что очень важно для правильной постановки диагноза». Статистика показывает — на фоне общего роста заболеваемости онкологией врачи стали чаще диагностировать недуг именно на начальном этапе, когда прогноз лечения благоприятнее, чем в запущенных стадиях. «Во многом это зависит от современного оснащения онкодиспансера, к тому же население стало больше заботиться о состоянии своего здоровья по причине формирования в обществе мотивации к здоровому образу жизни, — отмечает хирург-онколог.

Опухоль похожа на цветную капусту

На уже ставший традиционный для нашей рубрики вопрос: на что, по мнению специалиста, визуально похожа злокачественная опухоль, Софья Владимировна отвечает — это зависит от места локализации. Когда с помощью прибора-эндоскопа врач обследует желудок и пищевод, на рак указывают разрастания, похожие на цветную капусту (синевато-черные). В молочной железе сначала чувствуется подкожное образование — узелок, уплотнение. Но бывает, запущенная опухоль прорастает через кожу, опять же напоминая цветную капусту.

О злокачественных образованиях часто свидетельствуют выпуклые образования на коже с неровными жемчужными краями либо с краями в виде валика. «Все, что вдруг начало расти на поверхности кожи, нужно показать онкологу, — рекомендует специалист, — это могут быть родинки, язвочки, наросты и так далее. Но рак кожи может расти не только над ее поверхностью, но и внутрь ее. Бывает, на лице у человека появляется углубление, небольшая дырочка — такие изменения тоже повод проконсультироваться с врачом».

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

На правах рекламы