Фото: Сергей ПоспеловФото: Сергей Поспелов

Накрыло с головой

— Александр Анатольевич, ковидная кривая в регионе каждый день идет вверх. В разгаре третья волна COVID-19?

— Когда заболеваемость весной стала уверенно снижаться, у медиков появилась надежда, что этой третьей волны удастся избежать. Но, увы, наши люди слишком рано успокоились, почему-то решили, что угроза миновала. Хотя пандемию же никто не отменял! Многие сбросили маски, стали пренебрегать дистанцией — устали. С одной стороны, понятно, но с другой, простите, у нас что, коронавирус побежден? Нет. Мы его титаническими усилиями немного обуздали — но тут же ослабили все созданные для борьбы с инфекцией преграды. Практически своими руками люди помогли ковиду захватить прежние позиции.

Цена такой беспечности крайне высока. С конца мая — начала июня мы отмечаем третью волну. За две недели приняли в три раза больше пациентов, чем у нас в то время находилось на лечении. Много тяжелых: 10 процентов больных попадают в реанимацию. То есть каждый десятый — на грани! Течение заболевания сложное и непредсказуемое. Наш инфекционный госпиталь предназначен для лечения самых тяжелых больных и, конечно, борьба здесь ведется за любой шанс, который есть у пациента. Замечу, что спешка должна быть не в том, чтобы снять маски, а том, чтобы привиться. Вот с этим точно стоит поспешить!

— Готов ли был инфекционный госпиталь к третьей волне?

— А мы всегда готовы. Перед нами поставлена задача, мы ее выполняем. Да, в апреле прошлого года было тяжело переходить на новый режим работы. Ведь наше учреждение — обыкновенная клиническая больница, а не инфекционная. Здесь нет ни шлюзов, ни боксов, но нам пришлось перестроиться на работу в новых условиях. По инициативе и при поддержке губернатора в максимально сжатые сроки в больнице провели капитальный ремонт отделения реанимации на 14 коек.

Вообще поддержка со стороны региональных властей у нас колоссальная. Только на выполнение текущих и капитальных ремонтов, необходимых для перевода больницы к работе с особо опасной инфекцией, было израсходовано 12,5 миллиона рублей из областного бюджета. К нам поступили аппараты ИВЛ, кислородные концентраторы, мониторы слежения, шприцевые дозаторы, функциональные кровати. Выделены большие средства на увеличение мощностей для хранения кислорода, приобретение лечебно–диагностического оборудования (в том числе компьютерного томографа, необходимого для правильной постановки диагноза), на закупку средств индивидуальной защиты, медикаментов.

В прошлом году в июле и августе было снижение числа коронавирусных больных, а в сентябре пошла вторая волна, которая длилась до февраля. Тогда количество пациентов в госпитале превышало одну тысячу человек. Потом опять было снижение. Повторюсь, мы очень надеялись, что третьей волны не случится, даже готовились в июле открыть хирургический корпус, приступить к обычной плановой работе как многопрофильная клиника. Но, увы, ковид накрыл нас с головой, пациентов в госпитале значительно прибавилось.

Оснащение и новые правила

— Всем ли необходимым оснащен госпиталь?

— Всё имеется в наличии — медикаменты, изделия медицинского назначения, оборудование, питание, дезсредства и прочее. В январе этого года мы установили новый компьютерный томограф в терапевтическом корпусе — это мгновенно разгрузило диагностическую службу учреждения.

Особую роль играет кислородоснабжение инфекционного госпиталя. Правительство области выделило достаточно средств, и мы смогли увеличить емкости кислородных резервуаров с 1 до 16 тонн, дополнительно оборудовали централизованной подачей кислорода 156 коек. На данный момент у нас 396 кислородных точек. Сейчас устанавливаем еще одну емкость, чтобы больница имела 5-дневный запас кислорода и не зависела от транспорта. Планируем приобрести и дополнительные кислородные концентраторы.

Еще год назад установили правило: по пятницам в обязательном порядке проводить административный обход госпиталей. Мы вместе с моими заместителями, начальниками госпиталей, в полной защитной «амуниции» обходили все отделения, выслушивали просьбы, жалобы, замечания пациентов, всё фиксировали и затем старались отработать каждое обращение. Организовали дополнительную круглосуточную горячую линию — специально по вопросам ковидного госпиталя. Важными были и остаются не только адекватная медицинская помощь больным, но и условия их содержания, ведь успех лечения зависит от множества факторов.

Вирус «помолодел»

— Может ли сейчас повториться ноябрьский дефицит мест?

— На первом этапе, действительно, с местами было сложно, во вторую волну больных размещали и в коридорах, но сейчас министерство здравоохранения области внимательно отслеживает ситуацию с ковидом. 22 июня вышел приказ о развертывании инфекционного госпиталя на базе детской городской клинической больницы, где будут лечиться более легкие пациенты.

Словом, медики со своей стороны прилагают все усилия, чтобы подготовиться к любым наихудшим сценариям, и в то же время делают всё, чтобы их не допустить. Но понятно, что распространение ковида — вопрос большей частью не медицинский, а социальный. Вопрос ответственности каждого человека. Ведь тут думать приходится не только о собственном здоровье, но и о тех, с кем ты общаешься и кому можешь передать вирусную «эстафету». Сейчас это все должны понимать очень четко.   

— При каких сопутствующих патологиях ковид протекает тяжелее?

— Ничего нового здесь нет — это сахарный диабет, избыточная масса тела, заболевания сердечно-сосудистой системы, гипертония. Все эти патологии усугубляют течение коронавирусной инфекции. Что касается схем лечения, то регулярно обновляются рекомендации Минздрава РФ по лечению больных с ковидом. Часть лекарственных средств, которые применяли год назад, уже не используются, так как показали свою неэффективность. На смену им пришли другие препараты, неплохо зарекомендовавшие себя в терапии ковида. 

— Правда, что вирус помолодел — теперь им болеет молодежь?

— Да. Если в прошлом году в процентном соотношении было больше людей старшей возрастной группы, то сейчас болеют лица трудоспособного возраста. Часто заболевают совсем юные — и подростки, и маленькие дети. Для них, кстати, вакцина еще не разработана. Об этом тоже нельзя забывать тем взрослым, кто еще размышляет, надо ли прививаться. Конечно, ставить или не ставить прививку — это выбор каждого человека, но лично мне хотелось бы вернуться к нашей прежней «доковидной» жизни. А вам?

Вакцинация необходима

— Чтобы пережить третью волну, вакцинация необходима?

— И чтобы пережить третью волну, и чтобы предотвратить четвертую, пятую и восемнадцатую. Вы же видите, как активно прививаются жители других стран. В том числе платно, выстаивая километровые очереди. Во всем мире уже отлично понимают: вакцинация — единственный выход. Приведу пример: наша поликлиника профосмотров, которая тоже проводит вакцинацию населения, привила уже 5 000 человек, из которых заболели только 6 человек, или 0,1 процента. Заболели между первой и второй прививкой. Но из них никто не попал в реанимацию! И в госпитале иногда встречаются привитые пациенты, есть такое, но течение заболевания у них легче.

— Хватает ли сейчас врачей и медсестер в «красной зоне»?

— Медработников всегда не хватает, причем не только в Благовещенской городской больнице.  Кадровая проблема характерна для всей отрасли здравоохранения. 100-процентной укомплектованностью штата мы не могли похвастать и до ковида. А «красная зона» особенно нуждается в персонале. Поэтому мы готовы еще принимать и врачей, и медсестер, приглашаем также студентов-медиков. Выплаты стимулирующего характера осуществляются в полном объеме.

Изменились ли условия работы персонала из «красной зоны»?

— Забота о персонале — одна из первоочередных задач администрации больницы, потому что они наш главнейший ресурс. Поэтому с первого дня мы обеспечили весь персонал средствами индивидуальной защиты: комбинезонами, перчатками, бахилами, респираторами. Всё это имеется в полном объеме, с месячным запасом. Также мы стремимся, чтобы наши сотрудники были привиты. Сегодня обязательное условие приема на работу — это наличие прививки или антител. Мы не можем рисковать здоровьем и жизнью людей.

— Можно ли в нынешней ситуации что-либо прогнозировать?

— Только одно. Единственный способ предотвратить дальнейшее распространение вируса — это вакцинация и соблюдение личной безопасности: ношение масок, соблюдение дистанции, обработка рук. В прошлом году мы переживали, что нет прививки. А сейчас у нас есть уникальный рычаг, чтобы управлять ситуацией, но мы очень долго взвешиваем «за» и «против». Долго прицениваемся и прицеливаемся. Выгадываем удобное для прививки время. А тем временем коронавирус не ждет. Удобное время — сейчас!

В общем, как только мы все поймем, что за нас никто с ковидом не справится, как только мы мобилизуемся, чтобы пройти вакцинацию в кратчайшие сроки, так сразу и будет взят долгожданный курс на выздоровление, на избавление от вирусной угрозы. Такой вот прогноз. Это самый точный, между прочим, хоть и без конкретных дат.

Для тех, кто не верит

— Александр Анатольевич, как заставить людей посмотреть правде в глаза: что ковид очень опасен?

— Когда я вижу людей в транспорте без масок, улыбающихся и счастливых, мне хотелось бы всем антиковидникам и антипрививочникам организовать экскурсию в отделение реанимации. Чтобы они увидели, к чему может привести их беспечность. Может, тогда в их головах что-то щелкнет. Если бы они увидели, как умирают люди, которых съедает ковид, — уверен, они бы изменили свое отношение к ситуации и прививкам. Ведь лучше поставить вакцину и потерпеть, если немного повысилась температура и поболело место инъекции, чем потом лежать в реанимации. Не факт, что исход будет благополучным. Врачи — не боги, они не всегда могут вытащить с того света! Поэтому хватит нам уже бесконечно вести полемику о противопоказаниях и побочных эффектах вакцины. Последствия заражения — вот о чем нам нужно беспокоиться. Ковид всем точно противопоказан!

Возрастная категория материалов: 18+