Фото: Архив АПФото: Архив АП

ТРЕНЕР: «Умению плавать можно научить любого»

Тонут чаще те, кто не умеет держаться на воде. Поэтому умение плавать поможет уберечься от несчастных случаев на водоемах, — уверен Дмитрий Шалунов, профессиональный тренер по плаванию, обучающий детей на протяжении 8 лет.

—  Дмитрий, что должен уметь ребенок, чтобы не утонуть в водоеме?

— Как минимум держаться на воде, спокойно нырять, уметь выдыхать в воду, чтобы не приходилось задерживать дыхание во время плавания. Также ребенку следует освоить такие стили, как брасс, кроль на груди.

—  С какого возраста родители могут начинать обучать своих детей плаванию?

— Интуитивному плаванию можно начинать обучать даже с 1,5—3 месяцев, это так называемое  грудничковое плавание. Осознанное обучение начинается с более старшего возраста. На моей практике ребята с 7 лет наиболее осознанно подходят к учебному процессу. Чем старше ребенок, тем проще и быстрее его научить.

С прошлого года, на основании Закона Амурской области № 316, детям и подросткам до 14 лет запрещено самостоятельное пребывание без сопровождения взрослых у берегов водоемов.

— Могут ли родители самостоятельно научить ребенка плавать или нужен профессионал?

— Да, конечно, родители могут учить, но, если есть возможность, лучше отдать ребенка в секцию плавания. Потому что бывают случаи, когда ребенка учат неправильному способу держать себя на воде. Нередко к нам приходят дети, вроде что-то умеют, и держатся на воде, и даже немного и неуверенно плывут, но делают это неправильно, очень для себя энергозатратно, а значит, небезопасно. Вот что действительно важно, так это то, чтобы родители прививали любовь к воде у своих детей, а не страх. Тогда у тренера будет возможность сразу приступить к обучению, а не бороться с фобиями.

— Что предпочесть — групповые или индивидуальные занятия?

— Здесь все индивидуально. Кому-то больше подходят персональные тренировки, а кому-то продуктивнее заниматься в группе. Как правило, тренер после первого занятия может посоветовать, как родителям поступить, что выбрать.

— Чему учит профессиональный тренер на занятиях по плаванию?

—  В школе плавания детей учат правильно дышать, лежать на воде. Из стилей, как правило, в первую очередь обучают кролю на груди, на спине, а затем уже добавляют брасс и баттерфляй. А также осваивают повороты, старты и обязательно технику ныряния.

— Какие навыки по самоспасению важно освоить ребенку, что он должен знать и уметь, если вдруг начал тонуть?

— Главный навык — это научиться плавать, хорошо держаться на воде! Но если подробнее разбирать этот вопрос, важно определиться, что может спровоцировать утопление? В первую очередь это если вы случайно хлебанули воды. Тогда нужно остановиться, успокоиться, удержаться на поверхности, продолжая активно работать руками и ногами, откашляться, а затем доплыть до берега. Второй часто встречаемой причиной может быть судорога конечности. В этом случае также важно в первую очередь удержаться на поверхности воды, задержать дыхание, попытаться перевернуться на спину, предпринять попытки растереть сведенную судорогой мышцу, по возможности привлечь к себе внимание, позвать на помощь. Еще на нашей реке Зее есть водовороты — сам лично в них попадал. В этом случае нужно опять же задержать дыхание, погрузиться под воду и сделать сильный рывок в сторону из водоворота по направлению течения, затем выплыть на поверхность воды и приближаться к берегу. Но водовороты очень коварны, такая мгновенная реакция не каждому взрослому по плечу, детям лучше просто держаться подальше от воды, где они есть, и без присмотра взрослых не плавать.

— Спасательные круги, надувные матрасы, нарукавники — это помощники на водоеме или источник опасности?

— Эти средства не спасают от утопления. Бывали случаи, что из кругов дети выскальзывали, с нарукавниками ребенок может играть и также случайно из них вылететь. Что мы, как правило, наблюдаем: родители наденут этот круг или нарукавники и отпустят в речку, озеро, бассейн, и он там сам играет, плавает. Бдительность теряется, вроде же в спецсредствах плавает, а важен постоянный присмотр. Жилеты тоже небезопасны, они могут перевернуть легкого ребенка лицом в воду и как минимум испугать. То же и с матрасами. На моем опыте, дети так и фобии зарабатывали. Однажды перевернутся на матрасе, испытают этот страх утопления, нахлебаются воды — и больше близко к воде не подходят. С такими ребятами наши тренировки начинаются с преодоления страхов, и, естественно, само обучение затягивается.

— Сколько в среднем уходит на обучение элементарным навыкам плавания?

— Все очень индивидуально. Как правило, чем старше ребенок, тем быстрее проходит обучение. Бывали случаи, когда ребенок через две-три тренировки держится на воде и может дышать спокойно, правильно работает ногами и руками, выполняет отдельные элементы и упражнения. А есть дети, которые панически боятся воды, не могут даже опустить лицо. И здесь первое время тренер борется со страхом. Детей поначалу может пугать невесомость, ощущение которой и дает плавание. Но главное — начать, со временем плывут все.

ПСИХОЛОГ: «Врожденной фобии воды у ребенка быть не может»

Родители обязательно должны рассказать ребенку, чем опасно пребывание на водоеме без присмотра. И обучить элементарным правилам пребывания у воды. Как это сделать, не вызвав чувства страха и не спровоцировав протеста, поделилась руководитель Центра психологической помощи, клинический психолог, член Российской психотерапевтической ассоциации Ирина Дзюба.

— Начиная разговор с ребенком о правилах безопасности на воде, что в первую очередь должен понимать сам родитель, чтобы не спровоцировать фобий, страхов?

— С точки зрения психологии вода для ребенка — это и первая среда обитания, и увлекательный объект исследования, и жизненная потребность, и в конечном итоге источник здоровья. Исходя из этого, дети расположены к воде с рождения — врожденной фобии воды у ребенка быть не может. Если ребенок боится воды, скорее всего, это связано с предыдущим негативным опытом взаимодействия, который оставил отпечаток, однако и это можно исправить. А значит, готовиться к разговору все-таки необходимо.

— Как правильно построить беседу?

— Очень важно во время объяснений правил безопасности убедиться, что ребенок вас слушает. Не читайте нотаций, рассказывайте интересно. Вам необходимо донести важность информации до своего отпрыска. Если возраст ребенка не превышает 12 лет, используйте вспомогательный материал:

  • мультики («Мишка-Тишка: безопасность на воде», «Уроки тетушки совы: водоемы»);
  • книжки («Лисенок и опасности на воде»; «Правила безопасности: на море»);
  • познавательные передачи («Спокойной ночи, малыши: по всем правилам вместе с Хрюшей», «Смешарики: азбука безопасности»).

Если у вас подросток, то поговорите с ним на равных. В пубертатном возрасте дети, как правило, всегда идут наперекор родителям. Постарайтесь провести беседу так, чтобы не унизить ребенка и не выступить в роли учителя и надсмотрщика. Покажите, что вы считаете его достаточно взрослым, ответственным и сознательным для такого разговора.

Ну и конечно, независимо от возраста вашего ребенка не снимайте с себя ответственность за его безопасность, разница есть лишь в степени контроля. Ребенку до 4—5 лет одного оглашения правил даже в мультяшной форме недостаточно. Хотя он уже понимает слова, но подолгу удерживать их в уме еще не способен — и почти сразу забывает наставления взрослых! Это происходит потому, что связи между зонами, отвечающими за активность, и зонами, реагирующими на запрет, в мозгу детей младше четырех лет еще недостаточно развиты. Поэтому не следует ожидать, что ребенок хорошо запомнит ваши аргументированные объяснения и будет соблюдать ваши границы и запреты. Обеспечивать безопасность ребенка должен родитель — здесь неуместно доверять обещанию ребенка не подходить к воде, несмотря на всю вашу неоднократную разъяснительную работу. Четкое понимание границ формируется у детей примерно к 4—5 годам.

С подростками также надеяться только на наставления напрасно. Помимо разъяснения правил и запретов, важно подготовить его к разного рода ЧП. Чтобы, если ребенок все-таки вас ослушается и пойдет на водоем один, он знал, как себе помочь, как действовать в случае опасности: от судорог в воде до теплового удара. Меры профилактики также важно проговаривать. Приучите своего ребенка быть с вами на связи, не забывайте в течение дня звонить и уточнять, где он находится, но сделайте свой контроль ненавязчивым, а отношения старайтесь выстраивать доверительными.

Любую ситуацию легче предупредить, чем справляться с последствиями. Если вы чувствуете, что самостоятельно диалог выстроить у вас не получается, есть смысл обратиться за помощью к специалистам.

Возрастная категория материалов: 18+