Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

В первый год «был на лопате»

Дмитрий Есаулов — дорожник во втором поколении. Его мама с молодости и до самой пенсии трудилась в управлении автомобильных дорог области — «Амурупрадоре». Отец окончил дорожный факультет коммунально-строительного техникума, но по специальности не работал. «Я родился в Благовещенске, здесь вырос и окончил школу, — рассказывает Дмитрий Александрович. — В девятом классе сильно заболел, в общей сложности отучился месяца два, что негативно сказалось на оценках, и в 10‑й класс меня не взяли. В тот момент как раз открыли дорожный факультет в Амурском строительном колледже. Я подал заявление и поступил. На третьем курсе была практика. Первый опыт работы получил в компании «Асфальт». Она тогда набирала большие обороты, и я пошел сюда кидать асфальт. То есть первый год, как мы говорили, «был на лопате». Это очень хорошо — я прочувствовал, что такое физический труд. Поначалу уставал так, что думал: вечером упаду пластом. Но сил было много, быстро восстанавливался после работы и еще в футбол успевал играть».

В первую практику будущий главный геодезист участвовал в устройстве асфальтобетонного покрытия базы в Благовещенске на улице Мухина. Во вторую — преддипломную — уже в составе бригады проектно-сметного отдела проводил геодезические изыскания на участке по аэропортовской трассе (от 7‑го до 16‑го километра), а потом на подъезде к селу Волково и других объектах.

— Так началось мое знакомство непосредственно с геодезией, с работой проектировщика, дорожным строительством на практике, — отмечает Дмитрий Есаулов. — Это было интересно, пришло понимание, что тео­рия и практика — далеко не одно и то же. После окончания техникума я решил пойти работать в «Асфальт», но меня забрали в армию.

Приборы старой эпохи, ватман и транспортир

В конце мая 2003 года Дмитрий Есаулов вернулся из армии и сразу устроился геодезистом-изыскателем в ГУП «Азимут», а 3 июня он уже был в рабочей командировке.

— Начинались работы по проектированию реконструкции автодороги федерального значения — подъезд к городу Благовещенску, — поясняет Дмитрий Александрович, — мы делали съемку на подъезде к Благовещенску — 65—75‑й километр в районе села Березовка. На тот момент еще не располагали современными приборами, как сейчас. Из оборудования были теодолиты и нивелиры отечественного производства. С их помощью снимали местность, вели специальные журналы, куда записывали все измерения. Потом приезжали в офис и камерально обрабатывали записи, брали ватман и транспортир и наносили данные на бумагу: ставили исходную точку, от нее — откладывали углы, прокладывали расстояния и «накалывали» съемочные точки, после чего соединяли эти точки и получали рельеф местности, объекты, элементы дороги и так далее. Это было очень долго. Сегодня с помощью современных электронных приборов или спутникового оборудования время на выполнение работ тратим меньше, а сам процесс стал проще, так как отсутствует необходимость ведения специальных журналов, вся информация сохраняется в приборах. Проще теперь и обрабатывать результаты благодаря различным компьютерным программам. Со временем нас вооружили и современным геодезическим оборудованием — тахеометрами, и компьютерными программами.

«Бывает, работаем до ночи в будни и приходим на выходных, когда того требуют сроки и объемы. Никто не заставляет. Сам понимаешь — нужно сделать, иначе не успеем!»

Мастерство геодезиста и проектировщика на предприятии Дмитрий Есаулов оттачивал пять лет, стал здесь начальником изыскательской партии. Деятельность ее специалистов заключалась в том, чтобы собрать информацию по объекту: в каком состоянии находится дорога, какие на ней сооружения и рельеф, какие погодные условия в этой местности, выполнить геодезическую съемку и многое другое. И на основании этих данных сделать основу для дальнейшего проектирования.

Магнитные поля на трассе

В 2008 году Дмитрия Есаулова пригласили геодезистом в компанию «Сервер». В этот период предприятие работало не только в районах Приамурья, но и в Приморском крае. Принимало участие в строительстве объектов нефтяной промышленности и многих других.

— Это был для меня новый ценный опыт. Здорово прибавился он и на следующем месте работы — в «Амурстроймеханизации», куда пришел главным геодезистом, — рассказывает Дмитрий. — Помню, вели подготовку к строительству автодороги от села Селемджинска до рудника Маламыр под селом Стойба — расширяли дорогу. Работать было сложно — земля уходила из‑под техники из‑за воды, но нашли способ ее убрать, сделав водопонижающие траншеи. Еще помню, в одном месте, где‑то не доходя километров 20 до Стойбы, я не мог срастить трассу. Всю ее прошел — десять километров туда и обратно. Обработал съемку на компьютере, но один участок, длиной около трех километров, выбился — оказался на удалении в нескольких километрах. Пересчитывал несколько раз, опять получалась несуразица. Думал, что прибор работает неправильно, перепробовал оборудование четырех разных марок. Все равно участок «улетал» в сторону. Потом я взял простой советский теодолит, в котором нет ни грамма электроники, заново прошел трассу туда и обратно, сел, посчитал по формулам, и все сошлось. Мы с коллегами предположили, что сбой в работе электроники был из‑за влияния магнитных полей — дорога проходила по горной местности.

«Лопатой кидать асфальт было легче!»

В 2012 году Дмитрий Есаулов пришел работать ведущим инженером в «Амурупрадор».

— В производственном отделе мы занимались подготовкой документов к торгам, после их проведения контролировали исполнение государственных контрактов по объектам строительства, — поясняет он. — Принимали объемы выполненных работ, подписывали документы, чтобы организации могли получить оплату. Тоже была интересная работа. А через пять лет меня пригласили в «Асфальт» начальником производственного отдела. Я с радостью принял предложение. Наш отдел прорабатывал предложения по объектам строительства, изучал проектную документацию и так далее. Когда выигрывали торги, разрабатывали графики строительства, доставки техники и ресурсов, занимались другими организационными вопросами, выезжали на место, изучали все нюансы, прорабатывали возникающие в процессе строительства вопросы и так далее.

Спустя несколько лет Дмитрию Есаулову предложили возглавить отдел геодезических работ и контроля. «То, чем занимается наш отдел, очень важно, — говорит собеседник. — Начиная от разбивки оси трассы и выноса объекта на местности и заканчивая контролем выполненных строительных работ. Только после того как мы провели их приемку, проверили все на соответствие требованиям нормативно технической и проектной документации и дали добро, начинается следующий вид работ».

На вопрос, что самое трудное в его деятельности, главный геодезист не задумываясь отвечает: «Умственная нагрузка! Выкладываешься именно в мыслительном плане по максимуму. Иногда голова настолько перегружена расчетами, схемами, вариантами, как сделать что‑то лучше, что не можешь уснуть, — все это крутится в мыслях. Лопатой кидать асфальт было легче! (Смеется.) Бывает, работаем в будни до ночи и приходим на выходных, когда того требуют сроки и объемы. Никто не заставляет. Сам понимаешь — нужно сделать, иначе не успеем!»

Коллектив в «Асфальте» — дружный, сплоченный и душевный, отмечает Дмитрий Есаулов. «Взаимодействовать с коллегами, профессионалами своего дела, приятно и комфортно. Все работают с большой самоотдачей, в итоге сдаем объекты в установленные сроки и с хорошим качеством», — подчеркивает руководитель.

Ремонты пройдут, а дороги останутся

Дмитрий Александрович отмечает, что сегодня в Благовещенске одновременно идут дорожные работы сразу на нескольких магистралях. Это создает неудобства для водителей, образуются автомобильные пробки. К тому же к запланированным ремонтам добавляются внеплановые — аварийные.

— Люди возмущаются, и это можно понять, — отмечает собеседник. — Мы — дорожники, такие же жители города и точно так же попадаем в эти пробки, поэтому знаем о проблеме не понаслышке. Но мы не решаем вопросы планирования, а заходим выполнять работу по контрактам. И, поверьте, на участках нашей ответственности делаем все, чтобы соблюдать графики и реализовывать проекты вовремя. В этой ситуации с ремонтами можно найти и позитив. Наконец‑то за столько лет выделяются огромные средства на ремонт благовещенских дорог. Можно было бы ездить еще долго по старым изношенным магистралям, а теперь здесь появляется новое асфальтобетонное покрытие, свежая разметка, новые бордюры, тротуары и современные остановки. Ремонты пройдут, а благоустроенные дороги в городе останутся!

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+