Из личного архива Татьяны БоваИз личного архива Татьяны Бова

Профессия — призвание

Студентка Зейского медучилища Татьяна Бова переехала в Сосновый Бор Зейского района в далеком 1989-м. А уже через три года стала бессменным фельдшером села. Ни подъемных, ни жилья от государства, переживающего тяжелые времена, молодой медик не получила. Зато приобрела нечто более важное — семейное счастье и уважение односельчан, к которым на протяжении последних 30 лет ежедневно спешит на помощь. «Мне повезло с пациентами», — говорит Татьяна Николаевна о земляках. «Нам повезло с фельдшером», — отвечают жители Соснового Бора.

— Родилась я и жила в городе Зее, — рассказывает Татьяна Бова. — После восьмого класса подружка решила поступать в медицинское училище, следом за ней захотела и я. Папа не одобрил мою инициативу, он мечтал о высшем образовании. В итоге мне пришлось окончить 10 классов и поступить в сельскохозяйственный институт в Благовещенске. Но по семейным обстоятельствам не смогла продолжить учебу и вернулась домой. А в Зее, кроме медучилища, учиться было больше негде, так что, получается, в медицину я попала случайно. Уже позже появился осознанный интерес к профессии. Помню, когда мы учились делать инъекции, у меня рука не дрогнула. Я смогла сохранить самообладание, хотя внутри все тряслось, очень переживала. Меня тогда спросили: «Ты, что, уже умела?» Вот так, случайное и стало моим призванием.

Замуж в Сосновый Бор

Еще будучи студенткой медицинского училища, Татьяна вышла замуж за жителя Соснового Бора. У пары вскоре родилась дочь. В селе освободилась вакансия фельдшера, и после декрета молодая мама вышла на работу.

Население зейского села тогда превышало 700 человек, треть из них — дети. В помощь фельдшеру были медсестра и санитарка. На вызовы в 90-е годы Татьяна Николаевна ходила пешком — из одного конца села в другой добиралась около часа. Брала с собой чемоданчик с лекарствами, а еще кучу книг и медицинских справочников, чтобы сверять симптомы. Сейчас смешно об этом вспоминать — глаз-то уже наметан, говорит фельдшер. По внешнему виду, движениям и выражению лица пациента она может определить, насколько выражен у него болевой синдром. А тогда только набиралась опыта.

— В 90-е мы выживали вместе со всей страной, всем было тяжело, зарплату по полгода не платили. Зато ее исправно повышали: цены росли, и зарплата росла, — вспоминает медработник. — Периодически возникало желание уйти из медицины, однако государство все-таки повернулось лицом к бюджетникам. И я убедилась, что поступила правильно, оставшись в профессии.

Медицина стала доступнее

По словам медика, одно и то же заболевание у каждого человека протекает по-разному. К примеру, тот же COVID-19. У одного пациента есть температура, у другого — нет, у одного течение болезни бессимптомное, а у другого — с серьезными осложнениями.

— Сейчас вот очень много работы с новой коронавирусной инфекцией: забор мазков, проведение вакцинации, выявление осложнений в виде пневмонии. Важно не пропустить симптомы болезни. Поэтому ты испытываешь удовлетворение от проделанной работы, когда, например, ставишь предварительный диагноз, отправляешь человека на дообследование и твой диагноз подтверждается, — делится эмоциями Татьяна Бова. — Значит, ты все сделала правильно, время не упущено.

2016-й год для жителей Соснового Бора, к примеру, запомнился неожиданным бэби-бумом. Тогда в зейском селе родилось 25 детей. Патронаж малышей лег на фельдшера. И когда дети друг за другом начинали болеть, то только к ним было до десяти вызовов в день, а еще к списку надо добавить взрослое население —  то есть специалист работала на износ. 

— Сейчас мне очень хорошо помогает педиатр, в случае чего готова приехать бригада скорой помощи. Несколько раз в год в село бывает передвижная стоматология. Мы заранее оповещаем жителей, ставим дополнительные лавочки, подключаем оборудование, обслуживаем, — говорит о работе Татьяна Бова. — Приезжают также передвижные амбулатории, специалисты проводят обследования, берут анализы у сельчан. Здание ФАПа, где работаем, новое и теплое. Раньше мы снимали помещение в сельсовете, там было холодно. А теперь сами регулируем температуру, чтобы и пациентам, и нам комфортно было,

«От людей на деревне не спрятаться»

Когда сотовой связи и телефонов не было, люди прибегали прямо домой к фельдшеру — звали на помощь, провожали к пациенту, чемодан помогали нести, иногда подвозили. Ночью обратно одну тоже не отпускали. Когда появилась мобильная связь, стали звонить на личный номер медика.

Людям помощь нужна в разных ситуациях: и когда вирус подхватили, и когда ребенок горошину в нос засунул. Бывают и криминальные происшествия — ножевые ранения и дебоши в белой горячке. 

— Моложе была, на каждый ночной вызов шла и боялась — в случае чего и спрятаться ж негде, — вспоминает медик. — В таких ситуациях муж помогал, сопровождал. Потом, когда машину купили, возил, а теперь сама езжу. И сейчас такие сигналы обычно в скорую помощь поступают. Коллеги едут и полицию вызывают, помощь оказывают в присутствии полицейских. Но чтобы мне кто-то как-то угрожал — никогда такого не было за годы моей работы. Наоборот, всегда очень уважительное отношение со стороны односельчан.

Но самую большую поддержку земляки оказали, когда заболел муж Татьяны Николаевны и когда из-за онкологии она его потеряла.

— Сочувствовали и помогали все знакомые и даже незнакомые люди. Возможно, поэтому я до сих пор в профессии, по-прежнему работаю фельдшером и работу свою менять пока не планирую. Пациенты — благодарные. Но самое приятное, когда благодарность в свой адрес видишь в газете. Моя санитарочка вырезает эти тексты и хранит в отдельной папке, — улыбается  Татьяна Бова.

Когда сельский фельдшер хочет отдохнуть и перезагрузиться, она уезжает на время в город. В Благовещенске у нее живут сын и дочь, оба уже взрослые и самостоятельные. Дочь, к слову, тоже связала свою жизнь с медициной — стала врачом. «Уезжаю, потому что дома отдохнуть все равно не получится, всегда появляются какие-то дела. У фельдшера не бывает выходных и отпуска, жители постоянно обращаются за помощью», — смеется медик.

Боль, которую не забудешь

За более чем тридцать лет медицинского стажа кому только не помогала фельдшер Соснового Бора. Но бывали случаи, когда и она оказывалась бессильна. Никогда не сотрется из ее памяти вызов к одному односельчанину.

— Лет пятнадцать назад поступил вызов: мужчина чинил холодильник, и ему стало плохо. Мне тоже стало нехорошо, когда увидела, как у него давление скачет: сейчас 180, а через пять минут уже 60, а потом снова 180. Что делать — то ли снижать, то ли повышать? Вызвала скорую. Мы проводили все возможные реанимационные мероприятия, но помочь человеку так и не смогли. Оторвался тромб, мужчину не спасли. Столько лет прошло, а я порой возвращаюсь мыслями в тот день и заново переживаю все те чувства, — признается Татьяна Бова.

Возрастная категория материалов: 18+