Фото: school2nartkala.ruФото: school2nartkala.ru

Подобные уроки проходят не только в амурской школе. В начале недели занятия проводились, например, в Московской области и Приморье. Подборку фотографий, видео, печатных текстов и презентаций от министерства образования Амурской области школа Ерофей Павловича получила 1 и 2 марта.

Наталья Эдуардовна говорит, что это очень помогло: идет огромный поток информации, а на основе методических файлов было проще составить план своего классного часа. Педагог выбрала для себя одно направление — историческая правда. Как ей кажется, именно ее сейчас крайне важно донести до детей. 

— Почему мы начали с исторической правды и показали обращение президента? Потому что в нем скомпанованы мысли, объясняющие, почему мы в этом конфликте. В нем дана четкая позиция и президента, и нашего государства — мы защищаем русскоязычное население Украины. Моя главная задача — объяснить цели и задачи государства в данной военной спецоперации, — рассказала «Амурской правде» Наталья Кравченко.

В понедельник классные часы прошли у учеников десятого и одиннадцатого классов, это 18 и 20 подростков. В среду — у седьмого класса. К пятнице занятия пройдут у всех, кто учится с 5-го по 11-й. Вместе с Натальей Кравченко беседы с детьми проводит ее коллега-историк, завуч школы Наталья Григорьева. 

Восемь лет Донбасса в двух минутах 

Что происходило на Украине с февраля 2014-го по февраль 2015 года, старшеклассникам объясняли с помощью двухминутного видеоролика из рекомендованных файлов минобра. В нем показаны противостояние на Майдане в Киеве, пожар в Доме профсоюзов Одессы, когда, по официальным данным, сгорело 48 человек, расстрел во время Дня Победы в Мариуполе. 

На кадрах — горящие автомобили, столкновение мирных людей, полиции и военных на улицах, поджоги зданий, массовые беспорядки. Пожар в Доме профсоюзов Одессы иллюстрируют кадры прыгающих из окон людей на фоне непрекращающейся стрельбы, и раненых парней. Самые жесткие кадры — заблюрены.

— Дети восприняли это очень проникновенно, плакали, — описала реакцию школьников учитель.

Показали старшеклассникам и современные события — сюжет телеканала «Россия 24» о возвращении украинских пограничников с острова Змеиный домой в Одессу. Один из главных фейков прошлой недели — гибель 13 военных гарнизона этого украинского острова в Черном море. 25 февраля советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко сообщил: 13 человек героически погибли после того, как экипаж российского военного корабля потребовал их сдаться. 

Как оказалось, военные — 82 человека — живы и сами решили сложить оружие. Со Змеиного на спасательном буксире их привезли в Севастополь, откуда с сухпайком отправили к семьям в Одессу. Сама украинская сторона, генштаб ВСУ, только спустя несколько дней признала, что пограничники живы.

— Гуманитарная ценность материала об арестованных пограничниках для старшей возрастной группы в том, что их отправляют домой. Они в форме, без масок, им выдают сухпаек. «А мы-то их не обижаем?» — спрашивали дети. Им очень важно, что наши военные по-доброму отнеслись к пленным, — подчеркнула Наталья Кравченко. 

«Мы своих не бросаем»

Учитель доносила до ребят идею — мы своих не бросаем, а российские солдаты защищают русскоговорящее население Украины, выступают против нацизма и геноцида — уничтожения и преследования народа по национальному признаку. 

— Разве к геноциду мы не можем отнести запрет на обучение на Украине на русском языке? Запрет СМИ на русском языке? Невозможность получить работу русскоговорящим людям? — приводит примеры Наталья Кравченко. — Нет возможности культурного общения на русском языке. Есть случаи, когда отказывали, например, в покупках в магазине, если ты говоришь на русском языке, в обслуживании в ресторане. Разве это не геноцид, когда в течение восьми лет бомбятся территории Луганска и Донецка. Вспомните события в Донецке, пожар в Одессе, это — ярчайшее проявление геноцида, то есть он есть. А вспомните Майдан, когда бандеровцы в открытую шли против полиции Украины, которую потом распустили. Полиция защищала интересы государства, а их распустили за то, что в действиях бандеровцев они видели геноцид. 

Армия несет мир 

Логичный вопрос от учеников: «Почему это все началось?» Историк ответила: после того как в апреле 2014 года жители юго-востока Украины высказали свою точку зрения об отделении от нее и пытались ее обсудить, в ответ услышали взрывы бомб. 

— Хоть мы много раз говорили об этом, дети еще раз уточняли, наш Крым или нет, и почему он — наш. Очень много вопросов касалось Харькова, Луганска и Донецка. Я говорила, что эти территории изначально принадлежали Российской империи и были переданы в состав Украинской ССР, но никто никогда не думал, что это будет навсегда. Также объясняла, почему там проживает именно русскоязычное население. Это детей очень интересовало, — говорит Наталья Эдуардовна. 

Проблема исторического знания, по ее словам, будет всегда, ведь история — такая наука, но с точки зрения исторической правды современные учебники России соответствуют реалиям, заверяет учитель. 

— Конечно, каждый учитель немного по-своему видит, но я — патриот своей страны. Наши действия на Украине обоснованы и оправданы. Нынешняя спецоперация и вообще в целом войны несут за собой мир. Украина нуждается в мире, и наша армия этот мир несет. И мои ученики, которые там сейчас, тоже несут этот мир. Сейчас я провожу уроки — всю неделю с детьми. Рыдаю я, рыдают они, — не скрывает педагог. — После начала спецоперации посмотрите, что началось: унижение нашей страны, людей, президента. Если мы это проглотим, как мы можем называться великой страной! А мы — великая страна!

Восьмиклассникам о событиях на Украине рассказывали на уроках истории и обществознания. Для их классных часов выбрана другая подача. Например, им не показывают видео с боями на Майдане и в Донбассе.

Одно занятие Наталья Кравченко в среду провела у шестых классов. Ребята, по ее словам, считают: надо детей защищать. А позиция старшеклассников: мы — за свою страну. 

— Они патриоты. Патриотизм — это не только барабанный бой. Это прежде всего беседа, объяснение ситуации, исторической правды. Это работа с документами: а почему так произошло, где-то надо карту посмотреть. Все это мы делаем, пусть и не так широкомасштабно, — поясняет педагог. 

В каком формате будут обсуждаться события на Украине на следующей неделе, учителя-историки еще не решили. Есть предложение проводить уроки политинформации, как это было в советских школах. Дети готовят небольшие сообщения о том, что их заинтересовало, и вместе с учителем и одноклассниками анализируют информацию.

«Уроки мужества» сейчас проходят почти каждый день 

Владимир Бархатов, директор школы поселка Ерофей Павлович:

— В нашей школе учатся 390 детей, плюс еще 80 дошколят ходят в детский сад. Помимо нашей, есть еще школа РЖД. Военно-патриотические мероприятия у нас проходят очень часто.

Ко Дню вывода войск из Афганистана приходили ветераны боевых действий, ко Дню защитника Отечества тоже были мероприятия. В связи с событиями на Украине «уроки мужества» проходят практически каждый день.

Поселок у нас небольшой, но традиции героического прошлого поддерживаются разными мероприятиями, нашими двумя школами. Есть свой музей боевой и трудовой славы, который работает уже более 15 лет, в обновленом виде (сначала были школьные музеи).

И в нашей, и в школе железнодорожников очень опытные учителя истории. Наталья Эдуардовна Кравченко — не просто учитель, а руководитель методической объединения всей школы и отделения Всероссийского движения «Волонтеры Победы». Патриотизм в традиционном понимании реально есть в сердцах наших людей, наших ветеранов. 

Для нас мероприятия, посвященные историческим событиям, не дежурная галочная процедура, а глубокая историческая работа. Тревожно, что дети сейчас атакованы интернет-фейками, мы не можем повлиять на это масштабно, но все, что касается школы, стараемся регулировать, даем объяснения. 

Хотелось бы, чтобы СМИ уделяли нам как можно больше внимания, и не пропадала ниточка, связывающая молодежь с историческим прошлым нашего государства. 

Возрастная категория материалов: 18+