• Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП

Санкции не помешают Амурской области и вовремя провести посевную кампанию этой весной. «На сегодня мы не испытываем проблем в подготовке к посевной, аграрная отрасль готова», — заверил зампред правительства. По словам главы ведомства, 90 % сельхозмашин, работающих в регионе, производится на территории России. Поэтому катастрофических сложностей с запчастями возникнуть не должно. Нет в Приамурье и проблем с удобрениями.

О том, что ждет амурский агропромышленный комплекс в условиях введенных ограничений, как будет проводиться импортозамещение, в какую упаковку предстоит разливать местное молоко, почему новые правила игры вряд ли испортят посевную, но могут сказаться на семенном фонде и что будет с ценами на овощи и яйца, министр рассказал на площадке проекта «Объясняем. Амурская область». Эфир транслировался в социальной сети «Одноклассники». Подробнее о том, есть ли жизнь после санкций, читайте в материале АП.

«Молочники» решают проблему с упаковкой 

Из-за санкций у российских производителей возникли проблемы с импортной упаковкой, что затронуло и амурские предприятия. 

— Проблемы есть, это действительно так. Не только у сельхозпроизводителей в Амурской области, на территории всей России, — констатировал Олег Турков. — Сегодня все наши перерабатывающие предприятия, а у нас, если говорить про молоко, в регионе три крупных производителя — Благовещенский молочный комбинат, «Хладокомбинат» и молочный завод «Серышевский» — имеют очень хорошее импортное оборудование. Под это оборудование делается соответствующая упаковка, компании тетрапак. Производится она в РФ, но — с использованием и технологий, и определенных материалов, которые завозятся из-за пределов Российской Федерации. Пока, на сегодня, такой горящей проблемы с этим нет. Конечно же, наши предприятия продвинутые и они делали определенные запасы. Их хватит на 2-3 месяца. И в настоящий момент рассматриваются все варианты, чтобы не изменить технологию. Мы все-таки надеемся, как и руководители предприятий, что они найдут возможность в нарушенной логистике поставить для этого оборудования упаковку. В том числе рассматривается наш сосед – Китай.

При этом параллельно прорабатываются другие варианты — в том числе переход на упаковку, которая использовалась раньше, необходимое оборудование на предприятиях сохранилось, рассказал глава минсельхоза. «Проблема есть, мы к ней готовы и, будем надеяться, что и предприятия, и мы, зная об этом, ее не допустим», — отметил Олег Турков.

Так как вся переработка в Приамурье завязана на высокотехнологическое импортное оборудование, могут возникать проблемы с запчастями: их необходимо завозить по определенному графику. «Но опять же могу сказать: на сегодня, реально, нет острой проблемы, которая, не дай бог, привела бы к остановке производства, — акцентировал внимание министр. — Суть проблемы мы знаем. Соответственно, предприятия отрабатывают различные варианты».

Импортозамещение началось восемь лет назад

В условиях западных санкций Россия живет уже восемь лет, с 2014 года. За это время Амурская область приобрела определенный опыт в импортозамещении — в частности, в аграрной сфере.

— Опыт у нас действительно есть: и на уровне страны, и на уровне регионального министерства сельского хозяйства, и на уровне предприятий, которые работают в агропромышленном комплексе. Задачи по импортозамещению ставились, и предприятия их решали, — объяснил Олег Турков. Он попросил не питать иллюзий, что вообще все можно полностью производить на территории одной страны. — Даже при том, что она такая большая, мощная, серьезная... Есть кооперативные связи. Есть страны, которые специализируются на производстве того или иного оборудования, и они преуспели в этом, это нормальная практика. Но, конечно же, есть факты, когда наше импортозамещение сработало. Ну, в частности, я могу сказать, что в 2014 году, например, фактически не было качественных кормовых добавок различного рода, которые используются в производстве кормов для животных и птицы. Вот за этот период на территории нашей страны появились такие заводы, которые незаменимые аминокислоты производят, их на сегодня не хватает, но эти заводы уже есть! 

Кроме того, если раньше, в 2013-2014 годах, вся упаковка полностью завозилась из-за пределов России, то сейчас в стране уже появились заводы, которые ее производят. «Но они все равно, и это объективно, завязаны на своих коллег в других странах и что-то там все равно покупают», — заметил министр.

Посевная обещает пройти по плану

Большой шаг вперед региону удалось сделать за восемь лет в импортозамещении сельхозмашин. На полях продолжает работать и импортная техника, но ее доля стала меньше.

— В Амурской области 90 процентов сельхозтехники либо полностью произведено на территории РФ, либо собрано из определенных блоков и комплектующих, завезенных из других стран. Много белорусской техники. Поэтому на сегодня мы не испытываем проблем в подготовке к посевной компании, – подчеркнул министр сельского хозяйства. — Я уверен, и все остальные работы будут также проведены.

На амурских полях работает отечественная техника

На ситуацию с импортозамещением аграрной техники в регионе повлияла целенаправленная политика амурского минсельхоза. Ежегодно сельхозтоваропроизводители получают финансовую поддержку при приобретении техники российского производства — так, по итогам 2021 года регион потратил на компенсации аграриям 800 миллионов рублей. Техники они закупили на 5 миллиардов рублей: рекордное количество комбайнов, тракторов и не только.

— Одним из наших правил было давать помощь только тем, кто покупает технику российского производства. Было очень много дискуссий, много критики. Потому что действительно есть очень хорошая, качественная техника, которая не производится в России. Но мы выстояли, губернатор нас в этом максимально поддержал. И, как показывает сегодняшний день, мы оказались правы, — говорит Олег Турков. — Те предприятия, которые купили без нашей поддержки очень дорогую импортную технику, сейчас могут столкнуться с проблемами поставки запчастей, программного обеспечения. Конечно же, это не критично, техника ведь хорошая, она работает качественно. Но сейчас все равно приходится искать различные варианты. А вот те, кто покупал российскую технику – сегодня заводы готовы их обеспечить, все есть.

По последним данным, в стране доля сельскохозяйственной техники, приобретенной у так называемых недружественных стран, составляет порядка 30 процентов. В Амурской области — всего 9 процентов (около 8 % импортных тракторов и 10 % — комбайнов). «Мы в этом плане на очень хорошем счету в Минсельхозе РФ. Если взять другие субъекты, то же Приморье, там до 50 % доходит уровень импортной техники», — рассказал министр.

Удобрений хватит

Хороший урожай не вырастить без удобрений. В этом смысле Россия в выигрыше: практически весь их набор, необходимый на полях, производится в нашей стране.

— Это наше огромное преимущество, также как и огромные залежи газа и нефти. Поэтому мы удобрения в больших количествах экспортируем. Еще полгода назад, когда после уборки урожая началась активная подготовка к весенне-полевым работам, аграрии начали закупать удобрения, готовить технику, приобретать семена. Так вот, в ноябре 2021 года было принято решение — пока российские аграрии не обеспечат себя полностью удобрениями, производители не имеют права это количество удобрений экспортировать в другие страны. Поэтому на сегодня с этим проблем нет. Все удобрения нашего, отечественного производства: и фосфорные, и азотные — есть все, что нам необходимо. Мы планомерно увеличиваем объемы внесения удобрений. В этом году поставлена задача увеличить фактически на 30 %, и мы к этой цели идем. По области аграрии уже на 50 % завезли удобрения, оставшееся довезем в ближайшее время. К весенне-полевым работам проблем с удобрениями у нас нет и не будет, — успокоил Олег Александрович.  

Санкции ударят по семенам

Санкции, несмотря на успешно ведущуюся работу по импортозамещению, не могут не затронуть агропромышленный комплекс Приамурья. Глава минсельхоза перечислил негативные моменты, которые видны на сегодняшний день.

— Идет удорожание средств защиты растений, а они, в отличие от удобрений, не все производятся и не в том объеме, который нужен, на территории России. В этом направлении есть мировые лидеры, обеспечивающие весь мир, например, немецкая компания «Байер». Есть серьезные фирмы, которые поставляют по всему миру средства защиты растений, и мы с ними работаем. В этом случае не стоит вопрос о том, что средств защиты растений не будет. Они будут, но вопрос в цене, она может меняться, логистика может быть сложной из-за ограничений, — пояснил глава аграрного ведомства.

Сказаться санкции могут также на семенном материале, обозначил еще одно слабое место министр. Это касается и сои, и зерновых, и овощей. «Невзирая на то, что у нас создана очень мощная база по производству самых лучших семян в нашем ВНИИ сои, все же есть импортные сорта селекции, которые также нашими аграриями используются. И в один момент заменить это невозможно. Но потенциал есть, я думаю, тоже этот вопрос будет решен, – рассчитывает Олег Александрович. — По зерновым есть вопросы, потому что мы не имеем материальной селекционной базы для производства зерновых культур семенного материала. Достаточно много завозится – здесь тоже встает вопрос с импортом».

Сильнее всего санкции отразятся на наличии семян овощей закрытого грунта.

— Традиционно сильнейшие производители в Голландии. Весь мир — и Китай, и Россия, и Америка — покупает голландские семена, которые выращиваются в теплицах. Поэтому мы также работали на этих сортах и семенах. Сегодня наши предприятия изучают различные варианты импортозамещения. И решения будут найдены, поверьте, — ничуть не сомневается Олег Турков.

Соя поедет в Китай

Соя сегодня — главная сельхозкультура Амурской области. Зампред высказал мнение, насколько серьезно повлияют ограничения на экспорт царицы амурских полей. В свете того, что санкции в отношении России ввели и Япония, и Южная Корея.

— Больше 90 процентов сои, которая шла на экспорт, поставлялась в Китай. Сою покупали и такие страны, как Южная Корея, и Северная Корея, и Япония в небольших количествах. Но КНР — основной потребитель, который сотрудничает с нами на протяжении многих лет, он нам понятен и известен, — говорит Олег Турков. — Кроме того, у нас единственная в своем роде область на территории ДФО, где соя не только производится, она еще и перерабатывается. Наши мощности составляют порядка 500 тысяч тонн переработки сои (при том, что производим этой важной стратегической культуры больше в два раза). И мы стараемся максимально обеспечить заводы, чтобы они произвели продукт более глубокой переработки: не только соевой шрот и масло, еще и пищевой шрот, и соевый изолят, и концентраты различного уровня. Чтобы уже потом этот продукт продать, в виде продуктов с более высокой добавленной стоимостью, а не просто соевых бобов. В том числе и в Китай. Есть пошлина, нацеленная на то, чтобы определенный для переработки в Амурской области и в РФ объем сои оставался на территории страны. А все остальное – пожалуйста, вывозите. В принципе, в рамках этого баланса все работает, и, я думаю, проблем не будет.

«Аграрная отрасль готова»

— Надо всегда пользу во всем находить, – уверен министр сельского хозяйства Приамурья. — Вот также, как в 2014 году — тогда тоже была встряска. И был запущен процесс по импортозамещению. Понятно, что быстро такое не делается, но все же. Сейчас, с новыми санкциями, вскрылись еще более узкие места. И эти проблемы, по нашему мнению, будут решаться более быстрыми темпами. На уровне федерального центра им уделят внимание. Резюмируя, могу сказать, что аграрная отрасль в настоящий момент готова. Самое главное — готова к проведению посевной компании, а это очень важно. Нам необходимо отсеяться, провести все летние работы, собрать урожай. Ну, и предприятия, которые производят животноводческую продукцию, у нас тоже работают, хотя там тоже очень много импортных ветеринарных препаратов и кормовых добавок. Но пути решения есть по любому направлению, и я думаю, что предприятия — справятся.

Чего ждать от ценников на овощи

Учитывая то, что в Амурской области выращиваются собственные овощи, не все понимают, почему сегодня цены на овощи в регионе высокие. Но санкции не при чем, по крайней мере пока. Сейчас на ценник влияют другие причины. 

— Их две. Основная связана с тем, что в 2021 году у нас было два уровня чрезвычайной ситуации. Обе связаны с затоплениями в том числе сельскохозяйственных угодий. Вследствие этого 40 % картофеля и овощей погибло. Тот урожай, который планировался, уменьшился почти в два раза. Это первое. И второе — дело в нашей проблеме, никак не связанной с чрезвычайными ситуациями: в области не хватает современных овоще- и картофелехранилищ, — объяснил министр. — Они есть, но все были построены еще в советское время, по тем правилам и нормам. И не позволяют хранить ни овощи, ни картофель не то что до нового урожая, а даже до апреля-мая года, следующего за годом уборки урожая.

Поэтому многие амурские аграрии, обеспечив потребности амурских бюджетных учреждений, практически полностью «сидящих» на местных овощах и картошке, не откладывая продают урожай в соседние регионы — Якутию, Хабаровский край, Приморье, Забайкалье. «И только небольшая часть фермеров, порядка трех-четырех из ста человек, имеют хранилища, которые позволяют держать в них около 5-6 тысяч тонн овощей и картофеля. А всего в области могли бы храниться 40 тысяч тонн», — уточнил Турков.

Что касается овощной продукции, которую производит комбинат Тепличный в Благовещенске — во-первых, она попадает в список товаров, на которую в течение второго квартала цены повышаться не будут, пообещал глава минсельхоза.

Во-вторых, работа комбината сейчас напрямую влияет на стоимость помидоров. Сейчас томатов от Тепличного нет в продаже — в этот период предприятие ежегодно делает двухмесячный технологический перерыв в их производстве. На этом фоне цены на помидоры в магазинах поползли вверх. Но уже в начале апреля на прилавки должна поступить томатная продукция Тепличного и ценник перестанет так кусаться. «Когда комбинат снова зайдет на рынок полноценно, поверьте, цена упадет сразу и будет колебаться в районе чуть выше 300 рублей вместо 500, которая сейчас, — заверил министр. — Поэтому я думаю, что в ближайшие месяцы с огурцами и помидорами вообще не будет никаких проблем. Более того, я думаю, что они даже будут дешеветь, потому что там конкуренция большая».

Яйца подорожают по привычке

Еще один больной вопрос — цены на яйца, особенно в преддверии Пасхи. Ежегодно перед православным праздником их стоимость растет, без каких-либо текущих кризисов.

— Не знаю про мировой опыт, но общероссийское правило есть — перед Пасхой цены на яйца повышаются по всей стране. И потом резко в цене падают. Это связано с повышенным спросом. Сейчас, конечно же, наложилось и то, что птицеводческие предприятия, любые, испытывают проблемы с увеличением затрат на свое производство, — пояснил Олег Александрович. — Идет удорожание себестоимости, и еще спрос повышенный. Если не регулировать это, в том числе ценами, будут проблемы. Все, что стоит дешевле, чем оно стоит, просто всё сметут, скупят и еще и перепродавать где-то будут, если возникнет дефицит. Но яйцо есть разное: отборное, первой категории, второй. Думаю, вторая категория дорожать не будет. Она отличается от двух других только размерами.

В Приамурье, кстати, производится меньше яйца, чем потребляется: более 50 % этой продукции — привозная.

Цены придержат  

С сельхозтоваропроизводителями, которые производят в регионе яйцо, мясо, молочную продукцию, хлеб, ведет работу минсельхоз. Договаривается о том, чтобы цены повышались только обоснованно. 

— У нас есть предприятия, которые производят продукцию, входящую в перечень социально значимых продуктов. Это наши молочные комбинаты, птицефабрики, предприятия по производству хлебобулочных изделий, кондитерская фабрика, Октябрьский элеватор, производящий крупы; ряд предприятий, которые производят соевое масло. Мы с ними проработали вопрос, — рассказал Олег Турков. — Самое главное, что сделано — принято решение выделить из большого ассортимента некий сегмент самых важных первоочередных продуктов — таких как молоко, сметана, мясо птицы (например, тушку первой категории), виды колбасной продукции. Так вот цены на эту продукцию в течение второго квартала подниматься вообще не будут.

Провели работу и с торговыми сетями — на социально значимые продукты первой необходимости торговая надбавка должна быть минимальной, в районе 5-7 %. Меморандум об этом заключен с торговыми сетями как на федеральном уровне, так и на областном, отметил министр.

Возрастная категория материалов: 18+