Фото: amurobl.ruФото: amurobl.ru

— Эпизоотия бешенства в Амурской области началась после заноса на территорию варианта вируса Acrtic-like-2, распространенного на востоке Азии. Как ранее и предполагалось, наиболее вероятно, что бешенство «принесли» дикие животные с сопредельных территорий России и Китая, расположенных ниже по течению реки Амур. Скорее всего, это произошло во время ледостава. При этом, если раньше, до 1972 года, вирус бешенства в регионе переносили в основном собаки, в том числе енотовидные, в этот раз больше всего заболевших животных было выявлено среди лисиц, — рассказал начальник амурского управления ветеринарии Сергей Самохвалов.

За четыре года, с 2018-го по 2021-й, специалисты проверили на бешенство 1 416 животных. Заболевание было подтверждено у 47, из которых 66 % — дикие животные. Первые случаи были зафиксированы на расстоянии до 30 километров от границы с Китаем.

Сбор проб проводили в разных районах Приамурья от разных животных, включая представителей семейств куньих, медвежьих, оленевых и грызунов, но положительные на бешенство результаты были получены только у диких животных семейства псовых. Больше всего заболевших — 19 — оказалось среди лисиц, по 8 больных выявили среди волков и собак, 5 — енотовидных собак. Кроме этого, бешенством болели 7 коров и 1 лошадь.

Как установили позже при молекулярных исследованиях изолятов вируса бешенства, они принадлежат к генетической линии Acrtic-like-2. Генетически наиболее близкие к ним изоляты вируса находили у козы и енотовидной собаки в провинции Хэйлунцзян в 2011 и 2018 годах, а также в Еврейской автономной области в 1980 году. При этом в Китае вспышки бешенства фиксируются регулярно, до сих пор ежегодно регистрируются случаи заболевания людей после укусов больных собак.

Результаты филогенетического анализа подтверждают версию о распространении вируса бешенства по пойме Амура из расположенных ниже по течению территорий Китая и России.

В Амурской области первый за многие годы случай бешенства был лабораторно подтвержден 10 ноября 2018 года. Заболевание было выявлено у коровы в селе Шурино Михайловского района, расположенном в 30 километрах от государственной границы. Заражение произошло после «посещения» населенного пункта дикой лисицей. Почти одновременно, 15 ноября, в селе Поярково видеосъемка зафиксировала явные клинические признаки бешенства у лисицы, бросавшейся на собаку и автомобиль. Лиса убежала, но диагноз у специалистов сомнений не вызывал. На территории района оперативно организовали отстрел диких животных, в результате выявлено 9 случаев бешенства у лисиц и енотовидных собак. До конца ноября бешенство нашли у лошади и еще одной коровы в том же районе. Уже в декабре 2018 года в ходе мониторинга случаи бешенства выявили у лисиц и енотовидной собаки в 3 соседних районах — Октябрьском, Константиновском и Завитинском.

— Помимо близости к границам неблагополучных по бешенству территорий, еще одной причиной возвращения в регион опасного заболевания стало изменения численности и миграционной активности лисицы, волка и енотовидной собаки на юге Дальнего Востока. Перед заносом в регион бешенства количество лисиц и волков в Приамурье резко выросло, поскольку охотники потеряли интерес к этим видам, а других естественных врагов у них практически нет, — отметил Сергей Самохвалов.

После начала эпизоотии в Амурской области резко возросли объемы вакцинации собак, кошек и сельскохозяйственных животных. Если в 2018 году прививки получили около 30 тысяч животных, то в 2019—2020 годах — 155 тысяч. Кроме того, с 2019 года в регионе проводится вакцинация диких зверей вакциной «Рабистав».

Возрастная категория материалов: 18+