Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

«Благовещенск — дружный город» 

— Олег Гатауллович, у нас с вами уже традиция — встречаться в нашей редакции накануне дня рождения города. Но давайте пока не о празднике: за этот год многое изменилось, началась специальная военная операция, ввели новые санкции против России, мы вынуждены жить в новых реалиях. Как это отразилось на городе, есть ли риск срыва планов? 

— Могу однозначно сказать, что на сегодняшний день самый главный эффект от санкций, который я вижу, — это сплочение людей. И это сплочение произошло в самых разных сферах: и в политике, и экономике, и социальной сфере. Я могу назвать это сплочением вокруг реализации проектов и планов. 

Давайте на примере нашего города: у нас достаточно большое количество начатых проектов, которые очень важно завершить. И здесь нужна консолидация сил иресурсов. Во-первых, конечно же, должно продолжаться финансирование. Сегодня на высшем уровне четко говорится: все начатые стройки в рамках нацпроектов должны продолжаться. Строительство не должно останавливаться, потому что это — двигатель нашей экономики. Оно дает городу мультипликативный эффект в части привлечения других ресурсов и развития производств. 

Второй момент: нужно понимать, что мы все — руководство региона, города — являемся участниками этого процесса. Поэтому нужно очень грамотно вести администрирование этих проектов, курировать, осуществлять строительный и иной контроль.

И, в-третьих, необходима та самая консолидация людей, реализующих проекты. Я ее вижу. Во время рабочих совещаний, на выездах на объекты встречаюсь со многими строителями и убедился, что они зачастую получение прибыли ставят на второе, третье, четвертые места — для них важна имиджевая история. Они понимают, что их работа необходима городу, что страна не просядет под санкциями, в том числе благодаря их труду. Это не громкие слова — на самом деле так есть. Это очень здорово и очень приятно! У нас действительно дружный город, мы объединяемся. 

А наш «Гуманитарный экспресс»! Если честно, когда мы запустили эту акцию по сбору помощи для беженцев из ДНР и ЛНР, переживали, что люди скажут: опять что-то собирать?! И как было приятно, когда горожане откликнулись! Мне пересылали восторженные голосовые сообщения от волонтеров, которые говорили, что не хватает машин — столько всего принесли люди. Мне звонилируководители религиозных, национальных, культурных объединений, общественники, просто неравнодушные горожане, все подключились к акции. Всех хочется поблагодарить и обнять. Это дорогого стоит. 

— Хорошо, когда мэр оптимист. 

— Это мои личные ощущения о положительных последствиях ситуации. Конечно, есть и сложности — мы все о них знаем. Но я не вижу глобальной просадки экономики, тем более мы видим динамику курса рубля. Сейчас в рамках стратегического планирования будем позиционировать Благовещенск как центр российско-китайских отношений. Мы все-таки форпост на границеРоссии с Китаем, у нас хороший транспортный хаб: уже есть автомобильный мост через Амур, строится канатная дорога. Считаю, что у Благовещенска большие перспективы и в плане экономического роста, и человеческого потенциала. 

Главный вопрос — реформирование ЖКХ 

— Какие главные задачи были выполнены за прошедший год, чем город может гордиться? 

— Смотрите. Не то чтобы это самое главное, но я, как руководитель, считаю, что один из главных показателей моей работы — это работа моей команды. И с гордостью говорю, что коллектив администрации выполняет огромный объем работы. И все задачи, которые нам ставятся сверху, или которые ставлю я, практически все выполняются. Мы не отошли ни от одного из намеченных планов. 

Наверное, один из самых значимых показателей — мы вошли в программу по инфраструктурному меню и привлечем немалые федеральные средства на реконструкцию и ремонт коммунально-инженерной инфраструктуры. Я давно об этом говорю: коммуналка в городе устарела. У нас постоянные аварии, перекрытия и так далее. Наверное, это ожидаемо — львиная часть сетей проложена еще в советские времена, им более 40, 50, 60 лет. Нужно это понимать. Много участков в Благовещенске, где в принципе отсутствует полноценная коммунально-инженерная инфраструктура. 

В первую очередь будем реконструировать центральный коллектор. Я в прошлом году говорил вам об этом — это очень больной вопрос. Изношенность бешеная. Туда собирается 50 процентов всех бытовых стоков. И если коллектор встанет, то это будет экологическая катастрофа. Очень рад, что мы добились финансирования: 3,2 миллиарда рублей. Заключим концессию с АКС и будем всёреализовывать.  

Второй очень важный момент — реконструкция очистных сооружений, которая у нас «благополучно» замерла с 2011 года. Сейчас мы ее возобновим, направим на это около четырех миллиардов рублей. Плюс строительство газовой котельной — в 2024 году у нас будет собственная газовая котельная, будут появляться модульные, которые позволят получать более дешевое тепло для потребителей. 

Будем работать по водозабору — правда, финансирования на реконструкцию пока нет. Город растет, поэтому если мы говорим о хорошем экономическом потенциале и строим стратегию развития до 2030 года, должны понимать, что нужно обеспечить его современной коммунальной инфраструктурой. Это такая невидимая и зачастую неблагодарная работа, но без нее никак нельзя. 

Конечно, это всё не городские заслуги. Я не хочу дифирамбы петь, но помощь, которую оказывает нашему городу губернатор Василий Александрович Орлов и правительство, беспрецедентна. И это отражается на всём.По большому счету главные городские вопросы решаются с помощью области. Это здорово! 

— А что с ливневым коллектором в микрорайоне, который должен избавить улицы от постоянных затоплений? 

— Хочу сказать, что в прошлом году впервые (я подчеркиваю — впервые) за 16 лет было выделено финансирование на ремонт и реконструкцию сетей ливневой канализации. В 2019 году, когда я пришел в администрацию первым замом мэра, мы разработали схему ливневой канализации. Это первичный документ, который показывает, как из города правильно выводить воду. Победителем конкурса была московская проектная организация — она взяла за основу город Долгопрудный, он примерно такой же плоскостной. Есть города, например, Свободный, где вода уходит самотеком. А у нас плоскостной, иногда контруклоны идут, поэтому нужнасерьезная система водоотведения. И уже на ее основе мы отрабатываем конкретные проекты. И благодаря этому город получил примерное понимание, что нужно делать и сколько это будет стоить — порядка пяти миллиардов рублей.     

И первый транш — 170 миллионов рублей — в прошлом году мы сразу же получили из областного бюджета и начали работу по ремонту ливневок в микрорайоне. Их там или вообще нет, или они полностью забиты. Мы делали Дьяченко, Василенко, Игнатьевское шоссе, Институтскую, Студенческую. И эту работу планово продолжаем. 

Дальше: вся вода, которая уходит из микрорайона, должна уходить по двум направлениям. Первое — это тот самый центральный коллектор, который идет вдоль Магистральной и уходит в реку Зею. Но это сложный проект, потому что там большой объем работы по определению земельного коридора: куча коммуникаций, перенос сетей.

Второй вариант по старой схеме: вода должна уходить из микрорайона вокруг здания вашей редакции на Калинина, 126, мимо «Самбери». Для этого нужна реконструкция и подземная очистка Бурхановки. И мы остановились на этом варианте. В этом году будем расчищать открытую часть реки и, надеюсь, что нам дадут деньги на подземную. Потому что эффект от работ по открытой очистке будет минимальным: мы там всё прочистим, но в итоге получится эффект узкого горлышка — вся вода упрется в забитую Бурхановку. Вы помните фотографию, когда мы в позапрошлом году делали ремонт подземной части на Калинина: там были горы покрышек, стиральных машин, диван... И представьте: всё русло реки так забито, вода там еле сочится — и в итоге всё стоит на улицах. Думаю, эту работу мы продолжим. 

— Многие волнуются, что из-за санкций в городе остановится масштабный ремонт дорог. Нет рисков, что средства на эти цели по нацпроекту секвестрируют? 

— Третий год реализуем программу «Безопасные и качественные дороги» по нацпроекту, также используются средства дорожного фонда области. Финансирование неплохое. И, как нас заверяют, оно будет продолжено. 

В этом году мы сделали Калининское кольцо. Было много разговоров, но мы взяли за стандарт современную систему колец, которая применяется в крупнейших городах страны. А у нас была еще советская схема. Многие говорили, что грузовой транспорт там не проедет: мы сделали с квадрокоптера съемку, сняли, как фура входит на кольцо, что будет, если случится ДТП, как объезжать. А сколько было предварительной работы! Мы сидели с картой города и, как Чапаев с картошкой, двигали: вот тут Игнатьевское начнем делать, тут — кольцо, там Мухина закрыта. Ведь все дорожные работы надо было делать. В итоге разработали схему движения и перекрытий. Контракт на реконструкцию кольца до сентября, но мы заключили его в апреле — такое было впервые! Я сам, в прошлом дорожник, знаю: в апреле-мае только проходят торги, а потом настает лето, дожди — и все работы встают. А тут в апреле начали — в конце мая всё закончили. Спасибо компании «Асфальт». 

— Какие перспективы у многострадальной улицы Мухина? 

— К сожалению, техническое задание на проект реконструкции этой улицы было сделано еще в 2016 году. Уже заканчивался срок его действия, необходимо было приступать к реализации. Но проект оказался сыроватый, поэтому, когда строители начали работать, выяснилось, что в одном месте коммуникация не перенесена, в другом месте теплотрасса выше отметок. В третьем проложены сети Ростелекома, они достаточно высоко залегают, поэтому можем раздавить асфальтом. Нужно переносить — а для этого необходим земельный участок. И мы всё это решаем. А люди говорят: всё раскопали, закрыли и ничего не делаете! Понимаю возмущенного человека, который каждый день ребенка в садик везет не 15 минут, а 40. Но, надеюсь, люди тоже понимают, что всё это делается для них. Стараемся объяснять, губернатор выезжает каждую неделю на участки, всё это на контроле. Конечно, хочется быстрее всё сделать

Мечты о пешеходной улице 


— А что не получилось за год? Есть незакрытый гештальт у мэра? 

— Конечно. Я надеялся, что в этом году уже будем работать по проекту Рёлка — заниматься созданием первой пешеходной улицы. Но пока он заморожен по несколькимобъективным причинам. Сегодня благодаря закону о комплексном развитии территорий у нас появилась возможность ускорить этот процесс. Но для этого нужны деньги — банальные деньги. 

Но в этом году мы делаем туристический мастер-план — шикарный документ, который позволит нам участвовать в программах Ростуризма и привлекать федеральное финансирование. Я очень надеюсь, что мы получим порядка 260 миллионов и вложим именно в Рёлку. Вообще, хотим создать туристический кластер, маршрут для внешнего и внутреннего туризма. 

Новая набережная, Рёлка, исторические здания. Трибуна-холл — там будет парк динозавров, музей российско-китайской дружбы. Есть еще и задумка создать в городе военно-исторический музей, посвященный Маньчжурской операции. Ведь это святые вещи для амурчан и для России. 

История сегодня переписывается, поэтому наша задача рассказать правду о том, что мы сделали для Китая. Очень немного китайцев знают сегодня, что мы освободители — советская армия разгромила миллионную квантунскую группировку. И Благовещенск был одним из центров масштабной наступательной операции. Существуют доказательства, какие зверства творили японцы — мы так к комарам и мухам не относимся, как они относились к маньчжурам. Страшные вещи, но об этом мало кто помнит. Думаю, этот музей будет пользоваться большой популярностью у китайских граждан, станет точкой притяжения. 

— Понятно, что мы больше говорим о центре города, где реализуются масштабные проекты. А что с отдаленными территориями? Жители микрорайона, Тепличного жалуются, что им не хватает общественного пространства — одного парка Дружбы мало. Плюс активно застраиваются территории между Чигирями и Тепличкой. Там что-то предусмотрено для людей? 

— Мы продолжаем работу по организации общественных пространств — это один из наших приоритетов. Считаю, что общественные пространства в Благовещенске должны быть в шаговой доступности. Но всё опять банально — финансирование. Мало организовать такие зоны, их ведь надо еще и содержать. 

По Чигиринским полям: насколько я знаю, заключено концессионное соглашение по застройке. Первый этап компания уже начала реализовывать. И в рамках застройки за счет внебюджетных средств будет оборудовано огромное общественное пространство вдоль реки Чигиринка. Ее очистят, проведут берегоукрепление и построят прогулочные зоны. 

«Благодаря Сколково мэры стали большой семьей» 

— Олег Гатауллович, в прошлом году вы и команда мэрии прошли обучение в Сколково. Что это вам дало? Изменило ли сознание, как управленца? А то город и мы все в ближайшие годы зависим от вас. 

— Это комплимент или предостережение? (Смеется). Учеба в Сколково — конечно, высший пилотаж, это стоилотого. Годовое обучение состояло из 14 модулей, во время каждого мы, 100 мэров со всей страны со своими командами, рассматривали ту или иную сторону городского хозяйства и жизнедеятельности города. Лекции нам читали ведущие практики не только России, но и мира. Нам рассказывали о трендах, которые применяются в различных областях, какие законодательные инициативы мы можем выносить на уровень Федерации. Мы все перезнакомились, у нас чат, до сих пор общаемся, поздравляем друг друга с днем рождения. 

Мы реально после учебы стали дружной семьей.Обмениваемся опытом, делимся практиками. Я ездил в Нижний Новгород,  Южно-Сахалинск, все готовы принимать, делиться своими успехами. Где-то победил кто-то — мы сразу к нему, спрашиваем, как получилось. Я докладывал, как мы привели к одному стилю торговые объекты на набережной Амура. Все: «Вау! А как вы предпринимателей уговорили?» Объяснил, что субсидии дали. Наш опыт востребован! Приятно! 

Минус в том, что у нас не всё можно реализовать в силу того, что наши проекты и идеи настолько перспективны, что не везде есть нормативная база. Как пример: очень хочу сделать сеть велодорожек, чтобы можно было по городу излюбой точки «а» доехать в точку «б». Мы вообще в идеале должны минимизировать движение автомобилей и переходить на велосипеды, общественный транспорт. Легко об этом говорить, но попробуй сделать. У нас дороги уже существуют: где делать велодорожки? Забирать пространство у дорог или оборудовать на зеленой зоне? Отдавать часть тротуара? Нас в этом консультируют, мы продолжаем работать, встречаться, общаться. 

— А сами на велосипеде катаетесь? 

— Да. 

— А на работу ездите? 

— Как мэр Лондона? Нет, мы с семьей катаемся за городом. Раньше я всегда на работу с удовольствием ходил пешком. Потому что жизнь сидячая, надо кровь разгонять. Но это тот самый случай, когда популярность стала мешать.(Улыбается.) Ладно, когда здороваются люди, а некоторые — останавливают и хотят что-то спросить. Отказать невежливо, но у меня время, график. Поэтому пришлось опять ездить на работу на машине.

«Мы должны славить наших людей» 

— Вы очень активно ведете социальные сети, очень открыты для общения. И очень здорово, что вы много встречаетесь с людьми и рассказываете о них: спортсменах, предпринимателях, просто неравнодушных горожанах. Как вы этих героев выбираете?  

— Наш принцип: мы должны славить людей, которые прославляют наш город — неважно, в какой области. Им же это приятно! Мои выезды осуществляются благодаря моей команде — многих мне коллеги подсказывают, кто-то сам мне пишет и приглашает. 

Вот наш мальчик поставил рекорд и попал в Книгу рекордов России. Ну как его не поздравить? Или наши гандболисты завоевали первые места на чемпионате — ну как к ним не прийти?! К спорту у меня особенное отношение, потому что спорт и воспитание лежат в основе многих вещей, которые потом формируют личность и отражаются на городском пространстве. Практически все спортивные соревнования в городе я стараюсь сам посещать. 

Предприниматели — это вообще отдельная тема. Я сам изних, знаю, насколько сложно и тяжело вести бизнес. И понимаю, что нужно их поддержать — особенно если внимание и поддержка идут от руководителя города. Стараюсь охватить все сферы. Хотим рассказывать о простых людях, которые внесли вклад в наш город. Если мы говорим, что наш Благовещенск — самый-самый, то руководитель должен показывать и рассказывать о таких людях и о городе.

«Беру энергию в семье и спорте»

— У вас скоро будет два года, как вы работаете мэром. За это время вы прошли паводок, пандемию, теперь вот санкции. Устали? 

— Нет. Энергию беру в семье и спортзале. Пришел домой, обнял детей своих — и забыл про все проблемы. Вчера вот умудрились с ними две грядки прополоть. Ну как прополоть: они ведро держали для травы, а полол я.(Смеется.) Но я зарядился. На обеде бегаю в спортзал, прихожу уставший физически, но голова ясная —адреналин.

— Что пожелаете себе и горожанам в день рождения любимого города? 

— Всегда себе и команде желаю достижения всех поставленных задач. А жителям — верить в себя и не бояться смело смотреть вперед. А мы всегда, как власть, будем рядом. Не стесняйтесь нас критиковать — это нормально! В здоровой критике мы можем увидеть здравое зерно! Всё будет хорошо! Всем мира, добра, здоровья. Ничего не бойтесь, гордитесь нашей страной, у нас великая страна и замечательный город. А Благовещенск у нас — самый-самый!   

Возрастная категория материалов: 18+