Как студенты АГМА изучают анатомию на интерактивном столе «Пирогов»
«Можно послойно изучить строение тела человека»
Общество«Нет неприятных запахов, зато есть возможность послойно изучить строение тела человека», — так говорят преподаватели Амурской государственной медицинской академии о новом аппаратно-программном комплексе, который недавно внедрили в программу обучения студентов. Теперь будущие медики знания по анатомии получают с помощью интерактивного анатомического стола «Пирогов» и четырех интерактивных демонстрационных жидкокристаллических панелей. О плюсах нового тренажера сотрудники Амурской медакадемии рассказали на встрече с журналистами.
Виртуальное удобство
Новый интерактивный симуляционный комплекс находится на кафедре анатомии и оперативной хирургии Амурской медакадемии. Студенты впервые соприкасаются с ним на занятиях по анатомии.
— Этот интерактивный анатомический стол — пятая усовершенствованная модель анатомического стола «Пирогов», он позволяет послойно показать строение тела человека, начиная с поверхности и заканчивая самыми мелкими внутренними органами, — рассказывает заведующий кафедрой анатомии и оперативной хирургии Амурской ГМА доцент, кандидат медицинских наук Сергей Селивёрстов. — В чем его преимущество? Во-первых, в работе нет неприятных запахов, которые бывают при изучении биоматериала (от этого некоторые студенты, бывают, в обморок падают), во‑вторых, всё можно посмотреть в 3D-объеме и в увеличенном виде. Детали изображены достоверно и легко запоминаются, а программа позволяет перекидывать изображения в сотовый телефон, поэтому студенты могут изучать их, когда готовятся к занятиям. Интерактивный стол значительно упрощает работу на занятиях: одно дело — нести труп из ванной с формалином, и совсем другое — изучать строение тела человека на виртуальном анатомическом столе. Поэтому у ребят эта модель уже пользуется большим уважением. Еще один плюс нового оборудования — возможность периодически обновлять базу данных, поэтому пределов ей практически нет.
По словам специалиста, заниматься студенты на интерактивном столе будут с первого курса — изучать кости, системы, мышцы, внутренние органы. Кроме того, с его помощью планируют готовить и врачей узкой направленности — показывать им изменившееся строение органов при различных заболеваниях, то есть патологию, изучением которой в вузе занимается кафедра патологической анатомии. Поэтому преподаватели кафедр нормальной и патанатомии очень благодарны ректорату академии за то, что подобное оборудование появилось в стенах Амурской ГМА.
Студенты довольны
Для обучения студентов предусмотрено четыре основных режима работы — просмотр, сравнение, диагностика, проверка знаний. Первый режим включает осмотр строения объектов человеческого тела. Для этого используется база из более чем 4 тысяч моделей с двенадцатью уровнями детализации, подсказками и описаниями.
Режим сравнения позволяет сопоставлять парные органы, нормы, а также патологии — в систему внесено более 100 типовых патологий. Функция диагностики дает возможность изучить КТ, МРТ и УЗИ. Благодаря режиму проверки знаний преподаватели могут самостоятельно разрабатывать тесты по собственным лекциям. При этом любой вопрос по желанию привязывается к 3D-объекту.
— Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Раньше для того чтобы сформировать процесс обучения по дисциплине морфологического профиля, требовались две вещи: биологический препарат (труп) и мел, а сейчас всё гораздо упростилось, — признается доцент кафедры анатомии и оперативной хирургии Амурской ГМА Юрий Шакало, который преподает свой предмет с помощью нового интерактивного анатомического стола и панелей. — Современные технологии позволяют не только изучать строение тела человека, но и проводить контроль и самоконтроль изученного материала. Например, можно выделить какой‑либо элемент — ту же бедренную кость — и спросить как она называется, и программа расскажет. Либо, чтобы запутать студентов, преподаватель может перевернуть эту кость и попросить, чтобы они назвали — какая она, правая или левая. Если ребята знают компоненты кости и расположение элементов, то легко угадают. С новым программным комплексом вариантов работы со студентами очень много.
Четыре интерактивных демонстрационных жидкокристаллических панели, на которых можно транслировать изображение строения человеческого тела, служат дополнением к самому анатомическому столу «Пирогов» и находятся в соседних с ним кабинетах. На этих сенсорных экранах также можно показывать и учебные видеофильмы для студентов.
Кстати, первокурсники Амурской государственной медицинской академии уже освоились с новейшим оборудованием. Говорят, что управлять им легко — как смартфоном или планшетом.
— Изучать на виртуальном анатомическом столе можно строение тела как мужчины, так и женщины. Всё это очень удобно и понятно: послойно представлены все органы, до деталей, — делится своим мнением студент 1 курса лечебного факультета Евгений Ким, который ловко манипулирует значками-иконками на электронной панели. — Вот мы открыли нормальную анатомию и видим все системы и органы, которые есть у человека. Мы можем изучать части тела — например, строение головы. Или выбрать для изучения любые органы — ту же кожу, под которой «прописываются» мышцы. Можем посмотреть скелет или каждую кость по отдельности — приблизить изображение или отдалить. Виртуальное тело имитирует реальное, оно «лежит» в таком же положении.
На покупку стола и интерактивных панелей потратили 9 миллионов рублей
— Анатомия — это основа основ, не зря анатомии учат с первого курса и целых полтора года, — комментирует образовательный процесс ректор Амурской государственной медицинской академии профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации Татьяна Заболотских. — От знаний по анатомии зависит то, как студенты будут в дальнейшем изучать клинические дисциплины, каким образом будут проводить диагностику, перкуссию, пальпацию. Потому что надо представлять, где располагаются органы, как они могут смещаться, как себя вести. Мы гордимся, что в нашей стране стали выпускать такие тренажеры, которые позволяют увидеть непосредственное расположение внутренних органов в 3D-формате, а также интерактивно общаться со студентами — посредством телефонов, компьютеров, планшетов. То есть оборудование позволяет не просто анатомически узнавать, где расположены внутренние органы, но и предвосхищать подходы для оперативных вмешательств.
«Те биологические пособия, что имеются в нашей медицинской академии, — очень ценные для обучения. Сегодня сложно получить биоматериал, поэтому мы тщательно бережем их, — отмечает ректор Амурской медакадемии Татьяна Заболотских. — Симуляционное обучение — это преддверие практики. Позанимавшись на симуляционном оборудовании, студенты смелее работают с биоматериалом, а потом и легко проходят практику в медицинских учреждениях».
Новый медицинский тренажер — интерактивный анатомический стол «Пирогов», а также четыре интерактивных демонстрационных жидкокристаллических панели — российского производства. Всего выпущено более 100 интерактивных анатомических столов «Пирогов». Покупка дорогостоящего оборудования для региона обошлась в 9 миллионов рублей. Приобретено оно за счет средств федерального бюджета — амурский вуз финансируется по линии Минздрава РФ.
Оснащение Амурской ГМА симуляционным оборудованием началось больше десяти лет назад. По нацпрограмме «Здравоохранение» вуз получал отдельные тренажеры на клинические кафедры. В 2011‑м на базе медакадемии был создан аккредитационно-симуляционный центр, где объединили оборудование высокой степени реалистичности. Манекены выглядят настолько «живыми», что их запросто можно принять за настоящих людей. Представьте, вы входите в палату, а манекен с тобой говорит или стонет, моргает.
Есть тренажеры в виде ребенка и взрослого человека, беременной женщины, в виде различных органов и частей тела — руки или ноги. С их помощью студенты учатся оказывать первую медицинскую помощь, ставить капельницы, принимать роды, фиксировать травмы и многое другое. Причем всё делается именно так, как в реальных условиях.
В прошлом году аккредитационно-симуляционный центр получил высшую степень оценки своей работы и теперь признан на уровне РФ.
Новейшее оборудование не заменит практику
Несмотря на множество очевидных плюсов, у столь совершенного комплекса всё же есть один минус. Виртуальный анатомический стол, конечно, уступает реальному телу — в плане тактильности. И преподаватели вуза, и студенты-медики считают, что при изучении анатомии обязательно нужно использовать муляжи и настоящий биоматериал, на которых учились предыдущие поколения врачей. Ведь никакое новейшее оборудование не заменит практику. Поэтому использование биоматериала при изучении анатомии все‑таки сохраняется.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 16.06.2022
Добавить комментарий
Комментарии