Лучшие 50 из 5 тысяч
Всероссийская «Лига лекторов» — конкурс молодой, проводится только второй год, но уже снискал интерес у тех, кто в силу своей профессии или увлечения выступает перед большой аудиторией. Первый его сезон завершился в декабре, а победителей второго чествовали в начале июня в Москве. В их числе оказалась и преподаватель геофака Благовещенского педуниверситета Елена Щипцова.
— Поучаствовать в конкурсе мне предложил ректорат, возможно, поверив в мой потенциал, — говорит Елена Алексеевна. — Конкурс был многоэтапным. На первом участникам следовало представить визитную карточку и выложить видеоролик своей лекции. Далее нужно было провести онлайн-лекцию на всю Россию. Полуфинал проходил в городах нескольких федеральных округов. Свою вторую лекцию уже в очном формате я читала во Владивостоке. Итоги конкурса подводили в Москве, куда пригласили всех финалистов. Из 5 тысяч участников в финале остались только 50. С Дальнего Востока победителей было всего двое — я и педагог из Петропавловска-Камчатского.
В полуфинале и финале участникам приходилось выступать с лекциями перед живой аудиторией и отвечать на вопросы слушателей. Перед каждым стояла задача заинтересовать и завлечь через название лекции, ее содержание и форму подачи. Темы занятий нельзя было повторять, но следовало придерживаться одного направления. Амурский педагог остановилась на «Науках о земле».
Кстати, из Благовещенского педуниверситета и Амурского госуниверситета участие в «Лиге лекторов» принимали еще несколько преподавателей, но в финал они не вышли. Поэтому увидеть себя в списке 50-ти счастливчиков было для Елены Алексеевны большой неожиданностью.
— В конкурсе участвовали не только преподаватели вузов, но и руководители частных школ, обучающих студий, спикер-клубов, то есть лекторы самых разных направлений. Благодаря огромному количеству видеолекций от достаточно сильных специалистов, думаю, в России собирается замечательная коллекция лекций, которыми могут воспользоваться педагоги, учащиеся и просто интересующиеся люди. Нас сразу сориентировали, что наша целевая аудитория — это старшеклассники, первокурсники и просто непосвященные в тематику люди. Чтобы мы не через научные термины, а в неком разговорном и доступном варианте объяснили им заявленную тему. Наверное, в этом и есть настоящее просвещение, — признается преподаватель географии БГПУ Елена Щипцова.
Сложные темы для студентов
— Я выбрала для лекций свой любимый предмет — почвоведение, который преподаю больше десяти лет, и достаточно сложные темы, которые трудно даются студентам нашего естественно-географического факультета. Решила: либо пан, либо пропал, — смеется географ. — Например, одна из тем называлась: «Что общего у тортика и почвы?» Там мы сравнивали слои, их толщину, цвет, говорили о том, что гумус — это как крем для торта. Во Владивостоке я читала лекцию по теме «Гранулометрический состав почв» и, чтобы вызвать интерес аудитории, назвала ее: «Размер имеет значение». Речь идет о почве, частицы которой бывают разного размера. Озвучив тему, видела, как зашевелился зал, особенно его мужская половина. Но мне и нужно было как-то выделиться, привлечь внимание зрителей — после десятка выступлений и нескольких часов лекций коллег.
К слову сказать, когда Елена Алексеевна летела в Приморье, интерес вызвал и ее багаж, но уже у сотрудников аэропорта. Зачем она везет 5 килограммов земли (точнее почв) и кучу химической посуды с реактивами? В зоне досмотра у нее так и поинтересовались: «Что это? Для чего это?» — но пропустили. А московское жюри в финале конкурса амурчанка просто обескуражила своим творческим подходом.
— В финале конкурса у меня была лекция с практикой, для ее проведения я специально взяла в аренду хомяка, — поясняет педагог. — Точнее, мне пришлось купить его в зоомагазине вместе с клеткой, переноской, игрушками и кормом. Я бы с радостью забрала питомца в Благовещенск, но в самолет с мелкими грызунами нельзя, поэтому пришлось договариваться с продавцами, чтобы через пару дней вернуть им купленное животное. Так вот, во время лекции все задавались вопросом: «Выживет ли хомяк, если в опытах задействована серная кислота?» Но, конечно же, он и кислота не пересекались — хомяк был моим ассистентом, просто лопал огурец. А рассказывала я о «Поглотительных способностях почв и коллоидах». Суть: растительность поглощает микроэлементы, ее в свою очередь поглощают животные (хомяк), которые в конце своего жизненного цикла возвращают эти микроэлементы в почву. На этом и была построена часть лекции.
«Я выбрала для лекций достаточно сложные темы, которые трудно даются студентам».
Преподаватель Благовещенского педуниверситета признается: хомяку постаралась создать прекраснейшие условия, обеспечила ему шикарное питание и надеется, что тому понравилось в гостях у нее. Витаминной морковки с огурцами он уж точно наелся!
Лето проходит в полях
Необычный подход к преподаванию географии Елены Алексеевны отмечают и ее студенты. Ребят этой дисциплине она обучает 11 лет: читает лекции, проводит практические занятия. Кандидат географических наук сама, кстати, тоже окончила БГПУ, причем с красным дипломом.
Летом у педагога и студентов — полевой сезон. Они выезжают за город, где теорию отрабатывают на практике: выкапывают шурфы (это вертикальная выработка в грунте), изучают почвы, измеряют гидрологические показатели и глубины на озерах. На встречу с журналистом «Амурской правды» географ приехала прямо с урочища Мухинское, где с ребятами изучали эрозию почв и как образуются родниковые воды, как вода фильтруется, проходя через разные слои почв, и тем самым освобождается от взвесей. Смотрели почвенные горизонты, исследовали, где находится пойма и надпойменная терраса, то есть геоморфологические элементы рек. Географ без выездов на природу не географ.
Как добывала шунгит
Нынешняя весна для амурского педагога выдалась очень насыщенной — Елена Щипцова вновь расширяла свои познания в географии: Москва, Владивосток, Карелия, снова Москва. В апреле студенты Елены Алексеевны — ребята 3, 4 и 5 курсов — победили во Всероссийской олимпиаде по географии — в личном и командном зачете. И тоже были приглашены на чествование в столицу. В майские праздники педагогу вместе с супругом удалось увидеть красоты северной Карелии, где они давно мечтали побывать. Именно там участница «Лиги лекторов» и узнала, что оказалась в числе победителей.
Вместе с Еленой географом поневоле пришлось стать и ее мужу Илье. Правда, он сам тоже связан с землей — по профессии землеустроитель, окончил Дальневосточный ГАУ. Каждый свой отпуск пара проводит в поездках, уже побывали во многих городах России, на Байкале, взбирались на горы Кавказа и Крыма, видели мир с высоты птичьего полета.
Как победителя конкурса «Лига лекторов» Елену Щипцову ждет очередное путешествие — от организатора конкурса, Российского общества «Знание». Финалисты сами выберут точку из предложенных мест. Географ надеется, что в этом перечне будет Петропавловск-Камчатский.
— Самое интересное, когда мы с мужем ездили в Карелию, то там в продаже видела камень шунгит — небольшая галька за 150—300 рублей. По идее он не стоит столько — пойти на карьер да собрать его. Поэтому не стала покупать, а сказала мужу, что хочу сама добыть его. И когда нам в Москве объявляли итоги конкурса, то сообщили, что каждый победитель получит 2,5-килограммовый куб из шунгита — за наш тяжелый труд. Так интересно совпало. Я потом мужу хвасталась: «Говорила, что добуду шунгит, и вот добыла!» На камне была надпись: «Победитель «Лиги лекторов».
Чернозёма в Приамурье нет
В доме у преподавателя геофака БГПУ собрана целая коллекция разных почв. Горстки земли педагог везет из всех мест, где бывает. Все они помещены в специальные колбочки. Образцы амурских и приморских почв Елена Щипцова показывала на своих лекциях во Владивостоке и Москве.
— Хочу, чтобы люди отметили и запомнили, что у нас в Амурской области нет чернозёма. У нас есть чернозёмовидные почвы! — замечает Елена Алексеевна. — Эти плодородные почвы находятся на юге области, в наших аграрных районах. Да, они тоже чёрненькие, тоже плодородные, тоже формируются на травянистой степной растительности, но это не чернозём. Переселенцам когда-то они показались похожими на него, но по-почвоведчески так сказать — неправильно.
Условия формирования любых почв складывают из огромного количества факторов: почвообразующие породы, климат, водные условия, рельеф, животный и растительный мир. В Приамурье не так много плодородных почв, где можно что-то выращивать. Поэтому их нужно беречь, удобрять, поддерживать — для продовольственной безопасности России и области в целом.
— Приведу нерадостный пример, — рассказывает ученый. — Когда в Париже в 1889 году проходила всемирная выставка (тогда миру показали Эйфелеву башню), Россия доставила туда куб воронежского чернозёма — монолит, вырезанный из ковыльной степи, где каждая грань равнялась одной сажени, или 2,16 метра. Говорят, что присутствующие на выставке подходили к нашему павильону и удивлялись, какое богатство у нас есть. По окончании выставки «Куб» был передан на хранение в Сорбонну — главный университет Франции, где хранился до 1968 года, пока не был разбит во время студенческих волнений. Спустя десятилетия, по просьбе французской стороны, наши ученые вновь хотели привезти новый куб чернозёма, но не смогли найти такой же. О чем это говорит? О том, что мы теряем наше богатство — плодородные почвы. Нам кажется, что они всегда были и есть, но почвы меняются, становятся хуже, если ничего не предпринимать.
По словам преподаватели, один из первых вопросов, которые она задает студентам по предмету «Почвоведение»: «Откуда и как образовалась почва?» И, оказывается, что многие никогда не задумались об этом. «Я предлагаю вспомнить свое детство, когда жевали землю и как она хрустела на зубах. Тогда им становится понятно, что почва — это маленькие камни, частички горной породы, которая под воздействием разных факторов постепенно разрушалась. На 80—95 процентов почва состоит из минеральных составляющих. С этого и начинается знакомство студентов геофака БГПУ с почвоведением», — делится преподаватель.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии