• Николай Цискаридзе на премии «Человек года».
  • Николай Цискаридзе и балерины. Юмористический номер на юбилейном вечере «Квартета И».
  • Николай Цискаридзе стал ведущим передачи «Сегодня вечером» на Первом канале.

Дань уважения

— Николай, вы почти семь лет назад зародили традицию: делать ежегодный большой концерт для выпускников Академии балета в Кремле. Почему, на ваш взгляд, такой концерт необходим?

— В театре делают спектакль один раз, и надолго. И если меняется состав, то это два-три человека из тех, кто ушел на пенсию или пришел из новых. А эти ребята выступают в последний раз таким составом, больше они вместе не встретятся на одной сцене. И потом, это красивая история — что самое старейшее учебное заведение дает концерт. Академия подарила всему миру известных артистов. Весь балет, который существует сейчас в мире, — он сходится на улице Зодчего Росси в Санкт-Петербурге (именно там располагается Академия русского балета им. Вагановой. — Прим. автора). Мне хочется, чтобы все увидели работы и учеников, и педагогов. Величие всему придают люди.

Я всю свою творческую жизнь на этом настаиваю. Считаю, что это одна из важных составляющих воспитания: когда мы умеем ценить тех людей, которые были до нас. И в нашем учебном заведении всегда чествуются все выдающиеся выпускники. Например, в этом году мы чествуем величайшего балетмейстера Юрия Григоровича — ему 95 лет, и он в полном здравии. Так вот, важная воспитательная цель — уважительно относиться к датам и к людям, которые сформировали наше сегодняшнее настоящее.

— Я знаю, что Юрий Григорович повлиял на вашу творческую судьбу: благодаря ему в свое время вы были приняты в труппу Большого театра.

— Мне безумно повезло, что Юрий Николаевич, когда увидел меня на экзамене, принял решение взять меня в Большой театр. Он выстроил мне судьбу. Без его участия и воли не было бы ничего. Он увидел во мне артиста, который сможет исполнять роли в его постановках — хотя мне тогда казалось, что это невозможно… Причем он всегда со мной общался и общается только на «вы».

«Мы «обнуляемся»

— Вам удается отслеживать судьбы своих учеников?

— К сожалению, удается... И это бывает печальное зрелище...

— Почему «к сожалению»?

— Понимаете, трагедия нашей профессии — да и любой профессии, на самом деле: в учебном заведении получают образование, но не строят карьеру. Это касается и журналистов, и ткачих, и кого хотите. Когда мы выходим из школы, института с документами — даже с красным дипломом, — мы «обнуляемся». Вы приходите в театр и начинаете делать свою карьеру с нуля. А дальше все зависит от руководства, от того, куда ты пришел, от отдачи, от твоего умения ладить и от многих других вещей. У меня на планшете хранятся все выпуски, которые были при мне сделаны в академии. И черт меня дернул начать смотреть, как сложилась судьба каждого ученика. В общем, когда я это закончил, у меня лились слёзы. А я очень несентиментальный человек. Я увидел, какое количество людей я выпустил — и какое количество уже погублено навсегда, и они никогда не восстановятся: этот — с травмой, этот просто бросил профессию. Эти разочарования, с которыми они сталкиваются… Это горько звучит, но только опыт дает тебе возможность узнать профессию. Очень больно, когда действительно способные люди оставляют профессию по разным причинам...

«Я иногда в соцсетях у себя читаю комментарии: «Николай должен быть министром культуры!» А про себя думаю: «Ничего себе — как меня ненавидят люди!»

Тяжкое бремя руководителя

— Сложно было уйти от творчества в преподавание и в административную работу?

— Очень просто. Вы знаете, дело в том, что сложно танцевать хорошо, а все остальное очень просто. У меня к тому моменту были уже две профессии в кармане: творческая и юридическая — и я был уже действующим педагогом. Я десять лет давал классы, вёл репетиции с балеринами и так далее, и к тому моменту уже ставил спектакли. Я не пришел туда руководить — я пришел работать, и редко бываю там в кабинете. Другое дело, что тогда возник чудовищный фон на этой новости. Но меня это только смешило… Одна критикесса написала: «Цискаридзе — плохой руководитель!» И я потом после этого подошел к ней при встрече и спросил: «Объясни мне только одну вещь: откуда ты знаешь, какой я руководитель? Я до этого не руководил ни одного дня, у меня не было шансов проявить себя!» И вот уже девять лет я существую в этой должности.

Но, конечно, это колоссальная нагрузка и ответственность. Я ни одному человеку не пожелаю быть руководителем чего-либо. Вы знаете, я иногда в социальных сетях у себя читаю такие комментарии: «Николай должен быть министром культуры!» А про себя думаю: «Ничего себе — как меня ненавидят люди!» (Смеётся.) Они просто не понимают, что это самая расстрельная должность в нашей стране: этот человек виноват во всем — он еще ничего не сделал, а уже виноват. Чем выше у тебя должность — тем больше у тебя ответственность. Я прихожу на работу в десять утра и ухожу в десять вечера. Все уходят, а у меня куча дел еще: совещания, документы и так далее…

— Скажите, а когда вы строили свою карьеру артиста, вам пришлось чем-то жертвовать?

— Я ничем не жертвовал. Я один из самых счастливых людей в этой профессии. Мне все было очень легко и в кайф. У меня, к сожалению, в середине карьеры случилась травма. Потому что я сам дурак: не послушал своих педагогов, которые мне объясняли, что я не должен исполнять некоторые роли из-за некоторых особенностей строения организма. Мне было около 30 лет, и было понятно, что такая нагрузка не может пройти бесследно. А потом пришлось лечиться.

«Я берегу ноги»

— Кстати, правда, что артисты балета берегут свои ноги и внимательно следят за тем, чтобы не было никаких бытовых травм?

— Я в своей жизни люблю скорость, но я никогда не катался ни на санках, ни на коньках, ни на лыжах. Это просто опасно — да, я берегу ноги. И всегда, когда захожу в любой зал в музее, то первым делом ищу кресло, чтобы смотреть экспозицию сидя. Потому что действительно всю жизнь бережешь ноги. А артист балета еще должен и голову беречь. Правда, некоторые без нее неплохо живут! (Смеётся.)

— А еще артисты балета рано выходят на пенсию…

— Что касается ранней пенсии — то нет ничего слаще. Я был такой счастливый, когда сам себе сказал: «Всё!» Меня бы никто не остановил, если бы я не хотел на пенсию. К сожалению, все заканчивается, и это надо понимать. Я уже говорил много раз: нет ничего страшнее старого принца на сцене.

«Я не смогу вести программу, как Малахов или Галкин»

— Недавно вы стали еще и ведущим передачи «Сегодня вечером» на Первом канале. Как прошли первые съемки? Было сложно начинать новое дело?

— Эта программа живет очень много лет. Ее в разное время вели замечательные ведущие Юля Меньшова, Андрей Малахов, Максим Галкин. У всех у них я бывал гостем. Перед съемками своей передачи в качестве ведущего я ни с кем не советовался. Понимал: вести передачу так, как это делал Максим Галкин, я не смогу, так, как Андрюша Малахов, тоже не смогу. Я могу это сделать только так, как я могу, умею и понимаю. Единственное: перед самым началом первой съемки мне позвонила, так как лично не могла присутствовать, заместитель генерального директора Первого канала Наталья Никонова, она является руководителем этой программы. И сказала: «Коля, мы вам настолько доверяем, что очень просим все делать от себя, если не хотите сценария придерживаться — не придерживайтесь!»

И вот она так сказала — и у меня спало волнение. Я всегда говорю, что я — артист балета, а мы привыкли, что там много составов. И если ты можешь быть лучшим — выходи, но ты должен исполнить эту роль так, как можешь только ты. Меня мама в детстве очень хорошо научила, что никогда не надо завидовать или стесняться, давать другому выступить вместо тебя. Если ты достоин, то у тебя будет успех! Так я и живу.

Фото Вадима Тараканова и из личного архива Николая Цискаридзе

Возрастная категория материалов: 18+