Фото: Личный архив Ольги ЛевашовойФото: Личный архив Ольги Левашовой

На внеклассных уроках школьникам Владивостока планируют рассказывать о жизни редкого хищника и прививать бережное отношение к природе. Дети также узнают о том, как защищают амурского тигра, и почему именно он представляет такую ценность для страны и человечества в целом.

— Охрана природы должна стать основой, вложенной в сознание ребенка, чтобы в дальнейшем не пришлось исправлять ошибки экологической безграмотности, которые могут привести к непредсказуемым и, возможно, небезопасным последствиям. Поэтому работать с детьми необходимо начинать еще с детского сада, – говорит генеральный директор Центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев. – «Тигроведение» – это не просто просветительские мероприятия по сохранению популяции крупной полосатой кошки, это более масштабная работа, которая направлена на формирование у детей понимания того, насколько важна и ценна окружающая среда, в которой они растут. Учитывая опыт советской школы и следуя здравому смыслу, мы знаем, что если ребенок воспитан на вопросах, касающихся сохранения природы, то он уже будет меньше мусорить в городе, ломать в лесу деревья и поджигать траву. Это все, в конечном итоге, благоприятно отразиться на окружающей среде – доме, в котором мы все живем.

Ольга Левашова, корреспондент газеты «Пульс – Северное Приморье» уже неоднократно проводила уроки эко-просвещения об амурском тигре в школах Чугуевского района Приморского края. Идея рассказывать детям о том, как важно сохранить тигров и не навредить им, пришла журналистке после новостей об убийстве тигра Павлика.

— Меня поразила история тигра Павлика, который был убит в Амурской области. И браконьеры, лишившие хищника жизни, сказали: «А что тут такого?». Я в этом увидела, что когда они были маленькие, их никто не научил любить тигра, никто им не рассказал о ценности этого суперхищника. Он у вас вымер, люди же его и истребили. И сейчас, когда тигров потихоньку подселяют и возвращают на исконные места обитания, вам, в Амурской области, еще более важно проводить такие уроки. Так что мотивация на проведение занятий, честно говоря, пришла ко мне как раз из Приамурья, – делится Ольга Левашова.

Журналист приморской газеты уже пять лет участвует в конкурсе «Живая тайга». Два года подряд она становилась победителем номинации «Сохранение Амурского тигра», в этом году завоевала гран-при конкурса. Идею журналиста об уроках тигроведения поддержали в межрегиональном экологическом пресс-клубе «Последняя среда», Центре «Амурский тигр», Амурском филиале Всемирного фонда дикой природы и управлении образования администрации Чугуевского округа: специалисты предоставляли необходимые материалы, поддерживали информационно и консультационно. Уроки Ольги Левашовой – это не скучные лекции. В занятиях участвуют специалисты госохотнадзора, общественные инспекторы, дети сажают деревья, изучают тигриные следы, смотрят фильмы и ролики о жизни хищников.

— В начале обучения я провожу так называемую установочную лекцию. Это основа, после которой можно говорить с детьми о чем то более серьезном. Если они знают – кто такой тигр, зачем и как его охраняют и чем он важен, дальше уже можно рассказывать тигриные истории: о конфликтных, выловленных или выпущенных в тайге тиграх. У меня есть отпечаток тигра – силиконовая лапа. Мы ее изучаем, делаем следы, измеряем их. Я проводила урок и по посадке кедра. В школу приезжали специалисты из Арсеньева, которые привозили с собой саженцы деревьев. Иногда выступаю в роли аниматора – надеваю шапку тигра и рассказываю все детям. Стараюсь использовать максимально все подходы и методы, чтобы заинтересовать ребят, – признается автор методических рекомендаций «Амурский тигр. Тигроведение».

Как считает сама Ольга, к детям ее привели гены и желание спасти тигров.

— У меня мама учитель, я сама с филологическим образованием. Мало того, что я сама с детским восторгом узнавала, как охраняют природу, в какой-то момент мне захотелось донести эту важную информацию детям. Они не читают газет, но, пока они маленькие, им и правда все это интересно: как и зачем охраняют тигра, как он живет,  им, как и мне в свое время, открывается целый мир дикой природы и ее сохранения, – делится Ольга. – После занятий дети проникаются к тигру и я верю, что когда они вырастут, они не будут браконьерами и убийцами тигров.

А еще Ольга Левашова считает, что нашим школам не хватает учебников, адаптированных к природе Дальнего Востока, на страницах которых стоит уделить особое внимание амурскому тигру, дальневосточному леопарду, харзе, енотовидной собаке и другим уникальным для нашей территории диким обитателям тайги, болот, полей.

Уроки «Тигроведения» объединят несколько предметов школьного курса: биологию, окружающий мир с элементами регионоведения и истории края. Интерактивные элементы и видеоматериалы научат школьников рассуждать, нацелят их на поиск дополнительной информации о тигре и среде его обитания, сообщает Центр «Амурский тигр».

В рамках Года тигра Центр планирует также провести конкурсы рисунков с изображениями тигра и подготовке ему письма. Лучшие рисунки и тексты писем войдут в брошюру с рабочим названием «Пожелания тигру».

Возрастная категория материалов: 18+