1. Наталья Борисовна, что такое БОС-терапия и для чего ее применяют?
— Аббревиатура БОС расшифровывается как биологическая обратная связь. Это инновация, представляющая собой симбиоз современных аппаратных и компьютерных технологий. Если объяснить просто, то с помощью передового оборудования и новейших программ мы вместе с пациентом видим на мониторе его психологическое состояние в режиме «здесь и сейчас» и учим влиять на него самостоятельно, выполняя различные упражнения. Таким образом, можем способствовать устранению причин различных психических расстройств, обучая посетителя регулировать внутренние механизмы.
БОС-терапию можно сравнить с тренажером для мозга. Занятия на нем помогают освоить управление физиологическими процессами, связанными с работой нашей нервной системы, развивают навыки саморегуляции.
2. Для кого предназначено такое лечение и в каких случаях показано?
— Тренинги биоуправления применяются для работы с пациентами с нарушением психики и психоэмоционального состояния. Они подходят детям, подросткам, взрослым и пожилым людям. Мы применяем такую терапию в основном в лечении детей, у которых диагностирована гиперактивность, нарушение концентрации внимания, отмечаются проблемы с адаптацией в школе, неусидчивость, запоздалое развитие речи, задержки развития, проблемы с обучаемостью, моторикой и равновесием.
Применяем терапию в лечении детей, у которых диагностирована гиперактивность, проблемы с адаптацией в школе, неусидчивость.
Наши занятия часто посещают подростки. Комплекс тренингов для них предназначен для нормализации психофизиологического состояния, улучшения памяти и внимания перед сдачей экзаменов, адаптации к высоким психоэмоциальным нагрузкам во время учебы и занятий на различных секциях, при проблемах с обучаемостью и поведением и так далее.
Взрослые люди приходят на прием для профилактики воздействия стресса, поддержания высокой работоспособности, спокойствия и уверенности в своих силах, для снятия усталости беспокойства и чувства страха. БОС-терапия позволяет корректировать тревожные расстройства, устранять бессонницу, депрессию, головные боли перенапряжения, синдром утраты, офисный синдром, психоэмоциональное выгорание, повышенную агрессию или плаксивость.
Показания для пожилых людей — невнимательность и рассеянность, депрессия, эмоциональная подавленность, тревожность, проблемы с памятью и равновесием.
Мы занимаемся и с пациентами, пережившими инсульт. Болезнь вызывает нарушение функций мозга — погибает часть нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются. Однако во время наших тренировок у нас есть возможность сформировать новые нейронные сети, чтобы они взяли на себя функцию погибших нервных клеток. Однажды на семинаре для врачей, практикующих БОС-терапию, нам показали очень интересные ролики, где наглядно демонстрировалось, как во время лечения в головном мозге прорастают нейроны. На мой взгляд, это не только сложный, но и очень красивый процесс.
3. Как устроено оборудование для БОС-терапии и как проходят такие занятия?
— На голову пациента надеваем ленту-шапочку с электродами. Она работает по принципу полиграфа, или, другими словами, детектора лжи. Только в отличие от него считывает не вегетативные показания, а ритмы головного мозга (альфа-, бета-, дельта-, тета-).
Допустим, датчик на затылке улавливает альфа-ритм, отвечающий за внутренний комфорт. Если он находится в пределах нормы, то человек спокоен, не испытывает тревогу, внутреннюю напряженность, у него нет панических атак. Если происходит снижение чистоты этого ритма, то может возникнуть тревога, беспокойство, паника, нарушение сна и так далее. И так каждый ритм нашего мозга и его изменения отвечают за определенную группу реакций. Считывая их, датчики передают данные на монитор, обеспечивая связь мозга с внешним устройством, где выстраивается график психологического состояния.
На мониторе появляется картинка подводного мира. Если человек спокоен, то она отчетливо видна, если начинает волноваться — рассеивается и исчезает, а как только он смог успокоиться — появляется вновь. Фото: Алексей Сухушин
При первой встрече мы тестируем пациента и, опираясь на полученную информацию, подбираем необходимые для коррекции упражнения. Обычно требуется десять занятий, чтобы научить его сознательно изменять параметры своей нервной системы, то есть управлять ей. Каждое длится в среднем около получаса.
4. А как можно управлять своими эмоциями?
— Как вариант, используя правильные дыхательные техники и релаксацию. Все зависит от индивидуальных особенностей пациента. Допустим, визуализировать параметры нервной системы со взрослыми мы можем с помощью программы, когда на мониторе появляется картинка подводного мира, при этом играет релаксирующая музыка. Если человек спокоен, то картинка отчетливо видна, если начинает волноваться, она рассеивается и постепенно исчезает, а как только он смог успокоиться и расслабиться, появляется вновь. Вроде ничего сложного, но далеко не у всех это упражнение получается сразу. Учим правильно дышать, концентрироваться на внутренних ощущениях, релаксировать.
С детьми чаще работаем в игровой форме. Допустим, на экране появляется ежик, который стреляет из рогатки по яблокам, сбивая их с дерева. Ежик на определенном уровне — это спокойный альфа-ритм, а если начинается беспокойство, то он опускается вниз и попадает в червивое яблоко, откуда с неприятным звуком появляется червяк. Ситуация вызывает в мозге соответствующие реакции. Ребенок понимает, что это плохо, и старается себя успокоить, чтобы ежик поднялся выше. Учим его техникам расслабления, слушаем спокойную музыку.
Очень нравится детям играть в автогонки, когда машина едет только в спокойном состоянии управляющего, а при волнении останавливается. Еще одна интересная игра, когда воздушный шар при соблюдении определенных показателей психоэмоционального состояния превращается сначала в дирижабль, потом проходит еще несколько апгрейдов — и в итоге его можно трансформировать в космический корабль. Дети очень хотят добиться такого результата. Игры чередуем с занятиями, на которых читаем и считаем.
«Однажды на семинаре для врачей, практикующих БОС-терапию, нам показали очень интересные ролики, где демонстрировалось, как в головном мозге прорастают новые нейронные сети. На мой взгляд, это не только сложный, но и очень красивый процесс», — говорит клинический психолог.
Взрослым, кстати, тоже нравятся игровые тренинги. Женщинам, например, пчелка, которая при спокойствии летит и собирает сердечки, а при нервном состоянии падает и стукается о мыльные пузыри. Мужчины с энтузиазмом управляют подводной лодкой, которая при правильных параметрах нервной системы плывет, а при беспокойстве подрывается на минах.
По итогу каждого тренинга можно посчитать, сколько времени человек был в спокойствии и в нервном напряжении, а также сравнить результат с предыдущими занятиями. Смысл таких тренировок в том, чтобы наши посетители освоили и закрепили механизм влияния на свое состояние и при возникновении эмоционально схожей ситуации в жизни могли стабилизировать нервную систему. Точнее, это должен самостоятельно сделать мозг, который запоминает алгоритм действий.
5. Когда вы внедрили БОС-терапию и каковы результаты?
— Тренинги биоуправления именно по работе с мозгом мы внедрили около трех лет назад. До этого БОС-терапия заключалась в обучении контролю частоты сердечных сокращений и правильному дыханию.
На практике мы действительно видим, насколько нейропластичен человеческий мозг. Он фиксирует результаты тренировок и сам приводит состояние нервной системы в норму. Это действительно работает! Техники саморегуляции оттачиваются до автоматизма. Пациент учится сохранять состояние покоя и комфорта в тех условиях, которые раньше вызывали у него болезненные физиологические и психологические симптомы и проблемы.
На правах рекламы
ГБУЗ АО "АОПБ"
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии