• Фото: Госархив Амурской области

Такса на рекламу

 Конечно, в большей степени она была призвана рассказывать покупателям о новинках. Но уже тогда рекламодатели осознавали важность ее влияния на потребителя. Поэтому языку и оформлению объявлений уделяли большое внимание. Рекламные страницы старых полос тоже «пестрят» крупными шрифтами и всевозможными рисунками.

К 1906 году в Амурской области существовало свыше 10 периодических изданий. Удивительно, но газеты в те времена выходили по воскресеньям. Издавался даже бесплатный рекламный листок — «Амурский коммерческий посредник». И уже с самых первых шагов амурская пресса занималась саморекламой — публиковала объявления о подписке. Так, полугодовая подписка на «Амурскую газету» стоила 4,5 рубля, годовая обходилась в 8 рублей, один же номер продавали за 20 копеек.

Но это были большие деньги для амурчан. Платные объявления давали изданиям хорошую финансовую поддержку. И уже тогда их владельцы шли на всевозможные уступки рекламодателям — за повторы объявлений делали различные скидки.

Прайс на рекламу в газете в те времена именовали таксой. Например, строка петита (маленького типографского шрифта) на первой полосе «Амурской газеты» в 1896 году стоила 20 копеек, на последней странице — 10. С «лиц, ищущих службы» взималась половина стоимости.

Скидки на рекламу были и в «Амурской правде». Например, в 1920 году профсоюзам, политическим партиям и врачам «Амурка» предоставляла 50-процентную скидку. За строку петита на передовице рекламодателям приходилось платить 500 рублей.

Продвинутые купцы

Каким же было содержание рекламы в амурских газетах? Первые рекламодатели Приамурья — купцы. Они не жалели денег на объявления ради больших доходов и охотно рекламировали свой товар: одежду, продукты, парфюм, предметы быта и технику.

Чаще других на страницах местной прессы мелькают торговые дома немцев Кунста и Альберса, а также «Чурина и Ко». Кстати, номера телефонов в те времена были трехзначными, их тоже указывали в объявлениях. Коммерсанты, естественно, платили за рекламу из своего кармана, поэтому их сообщения были предельно краткими.

Забавно сегодня узнать, что в 1901 году вино в Приамурье лилось ведрами: «В погребах Лукина с 1 июля вино продается столовое пшеничное, в/с — 8 рублей ведро или 35 копеек бутылка».

Сегодня многие дамы водят машину, а в начале прошлого века они предпочитали ездить на «изящных и очень мягких» велосипедах, которые также свободно продавались. Кроме того, Благовещенское общество велосипедистов регулярно проводило гулянья с фейерверками «в 22 нумера».

Благодаря местной прессе можно было выписать через почту понравившийся товар. Активную рекламную деятельность на страницах амурских газет вел санкт-петербургский склад новых изобретений.

Чего только здесь не предлагалось покупателям: и папиросная машинка, которая набивает 10 штук сигарет за одну минуту (7 рублей); и карманные лампочки «для освещения темных лестниц и закуривания» (4,5 рубля); и складные саквояжи, способные уменьшаться втрое (3,5 рубля), и «кошельки тип-топ из лучшей тюленей кожи, открыть и закрыть которые может только знающий»(3 рубля), и т. д.

С помощью объявлений в газетах сдавалась в аренду и продавалась недвижимость, в том числе и «бойкие места с домами». Причем собственники были очень лояльными: «в случае же надобности каких-либо приспособлений и переделок внутренних и наружных, препятствий не будет».

Большим спросом в 1901 — 1905 годах пользовались «квартиры со столом» — там, где кормили постояльцев.

Царство лекарей и ресторанов

Особенно любили пиарить себя местные медики. Оно и понятно — вся медицина в то время носила частный характер. Складывается впечатление, что век назад амурчане мучились от зубной боли, из-за проблем с животом и гинекологическими заболеваниями.

Народные целители не отставали от профессионалов: «Вывожу мозоли в несколько минут совершенно с корнем, даже самые застарелые, без боли и опасности и безо всякого прикосновения стального инструмента, а посредством мази».

Рядом с рекламой врачей публиковались некрологи и объявления о панихидах: «19 июля в 10 ч. утра на военном кладбище будет отслужена панихида по воинам, на поле брани живот свой за веру, царя и Отечество положившим в минувшем году в делах против китайцев» («Амурская газета», 1901 год).

Чуть меньше рекламы о юридических и образовательных услугах: «Даю уроки по всем предметам среднеучебных заведений, кроме древних языков».

Сто лет назад продвигали себя и рестораны: «Эрмитаж» принимает заказы на балы, обеды и фриштыки, а также сдается большое зало для обедов и балов; при ресторане имеются меблированные комнаты для приезжающих» («Амурская газета», 1897 год).

Зато антирекламу общепиту делали «частники», предлагающие домашние обеды: «Если кто желает избавиться от каттара желудка, легко приобретаемого при посещении всевозможных кухмистерских, столовых и ресторанов, покорнейше прошу обратиться по вышеуказанному адресу».

Нельзя обойти стороной и ту рекламу, которую сейчас уже нигде не встретить. По той простой причине, что из нашего быта ушли те товары, которые рекламировались: американская крупчатка, локомобиль и кокоры для постройки парохода или баржи.

Немые свидетели

Рекламные объявления столетней давности сегодня служат как бы пунктирами той жизни, которой жили наши предки. А жили они очень тяжело и бедно. В каждом номере старых газет публиковались объявления о поиске работ — «желаю иметь службу». Причем некоторые люди были готовы работать даже ради одних только харчей.

Так нищенствовали амурчане, что горемычные родители готовы были отдать родное дитя в чужую семью: «По неимению средств желаю отдать меньшую из двух дочерей (4-х лет) добрым людям в дочери».

Понятно, что при такой социально-экономической ситуации процветало воровство: «Украдена шелковая китайская курма на беличьем пестром меху. В случае — кому-либо принесут продавать, просят за вознаграждение дать знать».

Через газеты в начале прошлого века местные чиновники оповещали население о вакансиях, аукционах и своих требованиях: «Городское управление приглашает лиц, желающих принять на себя поставку в текущем году дров для города в количестве 4000 сажень», а Благовещенская телефонная сеть покорнейше просила граждан, «не внесших причитающейся абонентской платы за 2-е полугодие, безотлагательно озаботиться взносом таковой».

Статистический комитет в местной печати публиковал сведения по движению пароходов, прибывающих на пристань Благовещенска. Так, в 1901 году с 24 апреля по 1 июня сюда прибыло 135 пароходов с 22895 пассажирами, из которых 10164 — русские. Водным путем было доставлено 982912 пудов груза, из них казенного — 17874 пуда, частного — 965038 пудов и 3397 пудов почты.

А справочный отдел указывал наименьшую глубину на перекатах Амура и Зеи в футах. К слову сказать, транспортное сообщение и в ту пору было отнюдь не бесперебойным: «Пароход «Заря» отправится в понедельник в 10 ч. утра в Хабаровск, если найдет 200 пассажиров 3-го класса по 15 рублей. Каютные места по 50 рублей».

Рассказывалось также о санитарно-эпидемиологической ситуации в Благовещенске: «Сведения о ходе заболеваний дифтеритом и скарлатиной за октябрь 1905 года: дифтерит — заболело 14 человек, умерло двое; скарлатиной заболело 7 человек, умерло трое» («Амурский край», 1905 год).

Но не только «насыщение желудка» и желание заработать волновали в те дни простых граждан. В начале XX века театральная жизнь в Приамурье была весьма насыщенной. Здесь выступали и местные артисты, и заезжие труппы, проводились балы: «В помещении приказчиков имеет быть маскарад. Снятие масок обязательно в 12 ч. ночи. Плата с кавалеров 2 рубля, с дам — 1 рубль, члены семейства — бесплатно» (причем «бесплатно» писалось через «з»).

Забавно, но, листая газеты столетней давности, понимаешь, что современная реклама недалеко ушла. И все же сто лет назад она была более добросовестной: покупателю столь откровенно, как сейчас, не навязывали некачественный товар. Если не считать «изящных искусственных пальмовых растений из натуральных листьев», а это такая мелочь.

Амурское «разноголосье»

Если первая газета в России начала выходить в декабре 1702 года при Петре I, то в Приамурье печатные СМИ появились только в конце XIX века. Самая старейшая газета, найденная в областном Госархиве, датирована 1896 годом — это 27-й номер «Амурской газеты». Помладше ее «Амурский край» — сохранились номера за 1900 год.

Через каких-то десять-двадцать лет периодику Приамурья захлестнет настоящий бум. Здесь уже будут выходить десятки газет, правда названия амурских изданий не оригинальны — «Амурская жизнь», «Амурское слово», «Дело народа».

Чуть позже Амурская область «запоет» во все голоса — выходили «Голос окраины», «Голос приказчика, «Голос тайги», «Голос максималиста», «Голос труда», «Голос ударника».

В эпоху коллективизации даже названия газет служили своеобразными агитками: «За зажиточный колхоз», «За ленинский совхоз», «За передовой колхоз», «За здоровый вагон», «За лучшее питание», «За уголь», «За ударную работу» и т. д. Немало было «красных» печатных СМИ — «Красный геолого-разведчик», «Красный железнодорожник», «Красный тракторист» и других.

Возрастная категория материалов: 18+