Фото: Вячеслав ЛукьяновФото: Вячеслав Лукьянов

Приближены к реальным условиям

Шимановский район для тренировки сотрудников выбрали неслучайно. Местность здесь заболочена, что осложняет доступ к нефтепроводу, а оперативно действовать при устранении нештатных ситуаций нужно уметь и в таких непростых условиях. Ведь 20 процентов второй очереди магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» проходит именно по заболоченной местности.

Учения на болоте проходили в условиях максимально приближенных к реальным. В этот раз такую тренировку провели неподалеку от нефтеперекачивающей станции (НПС) № 24. Едва началась утренняя смена, оператору, отслеживающему работу участка нефтепровода ВСТО-2 и всей станции, позвонил заместитель начальника районного нефтепроводного управления «Белогорск» по эксплуатации Павел Швагрук и объявил комплексные учения. В этом случае все силы и средства направляются на устранение нештатной ситуации, пусть и условной.

Снижение давления — признак разгерметизации

По легенде, на нефтепроводе зафиксировали снижение давления ниже допустимого. Сотрудники предприятия знают — это верный признак «разгерметизации трубы» с возможным «выходом углеводородов» на поверхность земли или воды.

Схема действия в таких ситуациях четко отработана. В первую очередь на «поврежденном участке» нефтепровода автоматически останавливают транспортировку сырья. Понятно, что во время учений это действие выполняется условно, но остальные маневры происходят реально.

После поступления сигнала с НПС-24 на автомобиле повышенной проходимости выезжает патрульная группа. В 6 километрах от станции сотрудники фиксируют условный выход нефти, сообщают координаты для прибытия аварийных бригад, размеры «нефтяного пятна», что необходимо для правильного выбора техники и оборудования для устранения нештатной ситуации.

После полного комплектования к месту учений прибывают ремонтные бригады. С помощью сборно-разборного дорожного покрытия они должны обеспечить подъезд тяжелой техники. Далее происходит локализация «разлива нефти», откачка болотных масс с помощью специальной техники, выполняется вскрытие «поврежденного» участка трубы.

На помощь людям приходит техника, в том числе гусеничные вездеходы, автокраны, передвижные ремонтные мастерские, экскаваторы. Использовалось специализированное оборудование: емкости для сбора нефти, нефтесборное оборудование, шламовые насосы, боновые заграждения и другое.

Мелочей не бывает

Особенность учений на болоте — обязательное укрепление котлована с помощью шпунтов — это габаритные металлические конструкции, не позволяющие воде и грунту поступать к месту проведения ремонтных работ. Далее в котлован при помощи подъемного крана опускают ремонтно-поворотную камеру. Специалисты «откачивают» нефть из трубы и производят замену условно поврежденного участка нефтепровода при помощи сварочных работ. Действия выполняются на трубе — имитаторе, который полностью соответствует характеристикам и диаметру реального участка нефтепровода ВСТО-2.

Во время учений навыки отрабатывают не только аварийные бригады, но и сотрудники, обеспечивающие связь, мониторинг экологической обстановки, идет взаимодействие с органами власти и экстренными службами. В  учебно-тренировочных занятиях мелочей не бывает. Каждый должен профессионально и максимально эффективно отработать на своем участке.

Нефтепроводчики выполнили все работы в нормативные сроки, а после сигнала «отбой» оператор «возобновил» транспортировку нефти по магистральному нефтепроводу. Специальная комиссия дала положительную оценку действиям персонала. Отказов техники и оборудования зафиксировано не было.

Безопасность превыше всего

С января по октябрь 2022 года прошло почти 1 тыс. плановых учений различной степени сложности на объектах ВСТО-2 и нефтепроводе — отводе на нефтеперерабатывающий завод в Комсомольске на Амуре. Цель — поддержание высокого уровня безопасности при эксплуатации сооружений и  оборудования нефтепроводов.

В этом году в связи с изменением федерального законодательства, регулирующего деятельность организаций, эксплуатирующих производственные объекты I и II классов опасности, профессиональное аварийно-спасательное формирование ООО «Транснефть — Дальний Восток» успешно прошло аттестацию Минэнерго РФ, а его спасатели — обучение на право ведения газоспасательных работ, а также работ по локализации и ликвидации разливов.

В течение девяти месяцев нефтепроводчики проводили техобслуживание, ремонт оборудования, его диагностику, экспертизу промышленной безопасности технических устройств. На всех производственных объектах внедрена система управления промышленной безопасностью для обеспечения главной задачи предприятия — бесперебойной и безаварийной транспортировки нефти по ВСТО-2

Возрастная категория материалов: 18+