Несбыточные мечты
— Кто вам сказал, что они не выживут? Просто правильно посадите, и первую зиму придется укрывать, я сейчас вам всё расскажу, — продавцы непривычных для Приамурья деревьев говорят очень уверенно, и поверить им легко, особенно если очень хочется. В мае такие «гастролеры» появляются на рынках и улицах города. Они выставляют в ряд горшки с необычными и очень красивыми деревьями, кустарниками, цветами.
Гастролерами их называют потому, что эти бизнесмены исчезнут к середине лета. А следующей весной вновь закупятся саженцами в питомниках на западе страны — там посадочный материал дешевле и выбор шире. То, что такие саженцы не приживаются в Приамурье, коммерсантов не смущает. На то они и гастролеры.
Фото: Алексей Сухушин
И хотя СМИ и опытные садоводы (почти все когда-то не удержались, купили подобные растения и на опыте выяснили, почему этого делать не стоит) активно отговаривают начинающих владельцев участков от таких приобретений, покупатели у недобросовестных бизнесменов есть всегда.
Ведь им продают не просто деревья — им продают мечту о красивом саде, как в фильмах и на картинках журналов. И очень хочется верить не скептикам, а продавцам, которые обещают раскрыть все секреты посадки и приживаемости. Вот только чудес не существует. Посаженное дерево вполне может прижиться, расти и зеленеть всё лето и осень. Но пережить зиму шансов у него практически нет. Причем убивает растение не холод, а солнце.
Убийственный ультрафиолет
Фото: Алексей Сухушин
— Что такое хвоя? Это, по сути, зеленый лист. Зеленый — значит живой, внутри него есть влага. А также сахара и спирты — это помогает хвойникам пережить зиму, — объясняет заведующая лабораторией интродукции Амурского филиала Ботанического сада-института ДВО РАН Анна Воробьева. — Солнце — это не только свет, но и ультрафиолетовое излучение. В Амурской области солнечных дней больше 300, ультрафиолетовая нагрузка на растения очень высокая. При этом уровень промерзания почвы больше двух с половиной метров. У нас холодно, а снега не так много, и потому всю зиму корни деревьев не работают.
Каждый хвойник адаптируется к климату как может. Лиственница, например, научилась скидывать хвоинки к зиме, как лиственные деревья. За что, собственно, и получила свое название. Благодаря хвоепаду ей не страшно иссыхание, и она отлично приживается на участках амурчан.
Когда солнце светит на лист, из него испаряется влага. Летом это не так страшно — растение восполняет влагу за счет корней. В регионах с менее суровым климатом этот процесс идет почти весь год, потому что земля промерзает ненадолго и не так глубоко, как в Приамурье. А солнца меньше, значит, меньше и испарений.
В Амурской же области солнца очень много, и ультрафиолет буквально высасывает из хвоинок всю влагу. Восполнить же ее нечем — треть года вода в почве в виде льда. В итоге к весне мы видим высохшую рыжую хвою. Дерево погибло.
Жизнь под колпаком
Фото: Алексей Сухушин
Туя — пожалуй, самое известное из хвойных деревьев для ландшафтного дизайна. На западе России оно действительно распространено. И каждую весну появляется на рынках Благовещенска. Может ли она выжить в Приамурье? Теоретически да. Но если выполнить все рекомендации для ее выживания, то растить вам ее, скорее всего, не захочется.
350
лет – срок жизни ели. Например, елям у здания правительства области около 70 лет
Во-первых, туя любит полутень, и вариант «сюда полдня падает тень от дома» не подходит. Строить навес для дерева согласится не каждый, но и это не всё: полгода растение вообще не будет видно, так как зимой ему придется жить под колпаком.
Опять же просто обмотать дерево нетканым материалом не получится. Нужно сделать жесткий каркас (коробку, конус, пирамиду), и под ним туя будет сидеть с декабря по май. Остальное время — только в тени. Да, избежать постройки навеса можно, посадив дерево под большое взрослое хвойное растение (лиственные не подойдут: тень от их кроны уйдет вместе с листвой).
И всё равно ее будет обжигать свет, время от времени у нее будут обмерзать побеги, ее придется спасать, лечить и выхаживать. В общем, в теории туя расти в Приамурье может. На практике — тот факт, что в регионе ее нет — не совпадение.
Гости из Чехии
Фото: Алексей Сухушин
Соблазняют на садоводческих рынках неопытных садоводов и красивые сортовые ели. Шансов выжить у них зачастую еще меньше, чем у туи.
— В 2009 году один из друзей амурского ботанического сада привез нам коллекцию сортовых хвойников из Чехии, — вспоминает Анна Воробьева. — Там была даже сосна с белой хвоей. До 2015 года дожило только одно растение. И это притом что заботились обо всех саженцах профессиональные ботаники, которые соблюдали всю агротехнологию и всячески пытались эти деревья спасти.
Единственная из туй, которая имеет небольшой шанс на выживание в Приамурье, – туя корейская. Однако на прилавках почти всегда стоит западная. Этот вид самый распространенный, так как отлично черенкуется, легко и быстро растет, поэтому стоит она в питомниках гораздо дешевле, и ее всегда закупают продавцы-гастролеры.
Напоминанием о том невольном эксперименте служит одна ель — единственная выжившая из той коллекции. Невысокое, меньше человеческого роста дерево все 15 лет «ломало» себя, чтобы выжить. У него отмерзали побеги, но оно отращивало новые, его хвою обжигало солнце, а оно снова и снова боролось за жизнь. И сегодня это совсем не красивая пушистая ель, а кособокое кривоватое деревце. Хотя в ботаническом саду ее очень любят и считают символом воли к жизни.
Фото: Алексей Сухушин
— Когда человек работает над сортом, он закрепляет у растения определенный признак, — объясняет Анна Воробьева. — Это искусственно выведенное растение, соответственно, иммунная система у него ниже, приспособляемость — хуже. Растению не из нашего региона и так сложно адаптироваться, а всевозможные необычные сорта практически не имеют шанса на выживание.
Именно поэтому не стоит покупать шаровидные, колонновидные, с необычными ветвями и необычными оттенками ели. Голубая ель тоже, скорее всего, будет недолго радовать владельца. Реальную Picea pungens — голубую ель — у продавцов в Приамурье не встретишь. Это редкий и дорогой саженец. Бизнесмены продают виды елей с необычным оттенком. Но голубизну хвоинки получают за счет большого количества воска на поверхности. Таким образом ели защищают молодые веточки. И со временем, когда ветки растут, хвоинки теряют голубой окрас. И ситуации, когда «голубая» елка постепенно превращалась в зеленую, бывали неоднократно.
Голубая ель со временем может позеленеть. Фото: Алексей Сухушин
Дальневосточный, но не амурский тис
Тис остроконечный в Приамурье становится кустраником и может достигать трех метров в обхвате. Фото: Алексей Сухушин
Декоративен еще один хвойник, к концу лета покрывающийся нарядными красными ягодками, — тис. Кстати, это реликтовое растение. На Дальнем Востоке растет тис остроконечный. Однако не стоит надеяться, что его название увеличивает шансы на выживание дерева в Приамурье.
— Естественным ареалом обитания дальневосточного остроконечного тиса является Корея, Япония, на юге Приморья есть тисовые рощи, — рассказывает Анна Воробьева. — Тис есть на Сахалине, там он даже включен в городское озеленение. Но в этих регионах высокая влажность. А амурское солнце это дерево просто сжигает.
Еще один родственник тиса — кипарисовик. У него очень нежная хвоя, и шансов выжить в нашем климате у него еще меньше, чем у туй и тисов.
Да, выращивать его в нашем регионе тоже можно. Но обязательно в тени, в укромном месте, которое не продувается ветром, например рядом со стеной. В своем привычном ареале тис вырастает высотой до 30 метров. В Приамурье он, если и выживает, приобретает кустарниковую форму. Например, тису в ботаническом саду около 25 лет. Это куст высотой около трех метров и такой же в диаметре.
В общем, экзотичные деревья прекрасны своей красотой, но покупать их стоит только в том случае, если вы сможете тратить много времени на уход и при этом готовы к тому, что они погибнут. Несмотря на все усилия.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии