Фото: Российские кайтеры, Евгений Евтушенко четвертый слева. Личный архив Антона ЯковлеваФото: Российские кайтеры, Евгений Евтушенко четвертый слева. Личный архив Антона Яковлева

Мировой рекорд

Кайтбординг или кайтсёрфинг — зрелищный и популярный вид спорта (дисциплина даже включена в программу Олимпийских игр-2024) и весьма дорогостоящий. Ведь помимо доски, которая подбирается по весу и росту спортсмена, еще нужен кайт — крыло или воздушный змей, стоимость которого может доходить до 200 тысяч рублей. Дополнительно к нему приобретается трапеция — специальное устройство с веревками-стропами, которое крепится на поясе спортсмена и позволяет управлять куполом змея.

Уникальный морской переход россияне посвятили легендарному французскому кайтеру и серфингисту Арно де Роснэ. Четверо спортсменов первыми в мире преодолели на кайтах Юкатанский пролив и установили мировой рекорд. В состав команды вошли известный российский кайтер Константин Аксенов (Карлито), директор компании «Содис» Владимир Попов, опытные спортсмены Антон Яковлев и амурчанин Евгений Евтушенко.

16 февраля в 8 часов 5 минут утра с берега Марина Гавиота Кабо-Сан-Антонио на Кубе первым стартовал Владимир Попов. Сразу за ним вышли на кайтах Евгений Евтушенко и Константин Аксенов. Скорость ветра на старте составляла 20 узлов (37 км/ч), а волны достигали высоты 4—5 метров.

В середине маршрута участникам пришлось свернуть два из трех надувных крыльев. Эстафету у уставших спортсменов перехватил видеооператор команды Антон Яковлев. Уже в темноте, пройдя остров Исла-Мухерес в Карибском море, он же финишировал на входе в порт Канкун в 19 часов 24 минуты. Расстояние в 231 километр 250 метров российские кайтбордисты преодолели за 11 часов 19 минут.

— Очень сложным был наш переход. Глубина под нами была почти три тысячи метров, средняя скорость на переходе составляла 20,4 километра в час. Ощущения непередаваемые — ты идешь один по морскому проливу, а где-то плывет сопровождающая лодка, — поделился впечатлениями бывший амурчанин Евгений Евтушенко, который после трудного морского перехода, взъерошенный и обгоревший, как пират, прилетел к своей семье, отдыхающей сейчас в Дубае.

После завершения перехода кайтеры подали заявку в Книгу рекордов России на фиксацию их достижения.

Свое перемещение на доске и кайте по волнам спортсмены фиксировали на три камеры, те в непрерывном режиме осуществляли видеосъемку. Маршрут путешественников писался на семь GPS-трекеров, с собой у них были рации.

— Всю ночь в Москве я следила по GPS-трекеру за перемещениями команды, — делится супруга спортсмена Валентина Туйми-Евтушенко. — Сначала шли Женя и Костя, а потом подключился Антон. Когда у них закончились силы, судороги свели руки и ноги, видеооператор подхватил эстафету и дошел до Мексики.

Ветер, крыло и доска

Экстремальными видами спорта бывший амурчанин занимается уже 12 лет. Началось все в 2011-м с увлечения виндсёрфингом. Спустя четыре года Евгений переключился на более сложный кайтсёрфинг (другие его названия — кайтбординг и кайтинг). В этом виде спорта спортсмен движется на доске под действием силы тяги, развиваемой управляемым воздушным змеем-крылом, или кайтом.

Именно поэтому все поездки семьи на море теперь связаны поиском ветровых зон. Для отдыха супруги специально выбирают места, где есть акватория и спот — места для виндсёрферов, которые движутся с помощью силы ветра. 

— Стабильно два-три раза в год мы летаем на остров Маврикий, где Женя тренируется на кайтах. Как раз там живет Костя Аксёнов, который все это организовал и у которого за плечами несколько сложных переходов и рекордов. Конечно, тренироваться можно и в Москве, но это непросто. Придется искать подходящий водоем, сидеть на берегу и ждать ветра. Есть возможность кататься и в Питере — наши друзья там владеют школой сноубордистов. Спортсмены зимой тренируются на льду Финского залива: к сноуборду прикрепляют крыло-кайт. Но муж все-таки предпочитает море, — продолжает Валентина.  

Когда Евгений только начинал учиться кайтсёрфингу, он арендовал оборудование. А став уже опытным спортсменом, приобрел свое. Испытывать его и себя в сложных ситуациях подбивает лучший друг, ставящий собственные рекорды. В 2018 году Константин Аксёнов в составе интернациональной команды из девяти кайтеров перешел около 200 км по Индийскому океану — с острова Маврикий на остров Реюньон за 9 часов 9 минут.  А в феврале 2022-го спортсмен вместе с Владимиром Поповым совершили свою шестую регату — переход через Флоридский пролив с Багамских островов в Майами. Тогда кайтеры преодолели дистанцию в 108 км за 5 часов 55 минут.

Несмотря на увлечение Евгения непростым видом спорта, ему еще удается быть и замечательным отцом. Сегодня бывшие амурчане, а теперь уже москвичи с 16-летним стажем воспитывают пятерых детей — Сашу, Майю, Еву, Таисию и Елизавету. Познакомились ребята более двадцати лет назад студентами, учась в Амурском государственном университете. Сейчас Валентина, как модный стилист, продвигает в интернете свой бренд, а Евгений, пробующий себя в предпринимательстве, развивает бизнес.

Борьба с непреодолимой силой

Как рассказал один из организаторов экспедиции Владимир Попов нашим коллегам из «Россия сегодня», российским спортсменам, готовясь к сложному переходу, пришлось справляться и с обстоятельствами непреодолимой силы.

— Через сорок минут после вылета нашей команды из Стамбула в Гавану в Турции началось сокрушительное землетрясение. Мы улетели буквально перед началом этой катастрофы. Еще одним неприятным сюрпризом стала поломка лодки во время подготовки. Переход был запланирован на 10 февраля, но из-за плохих погодных условий и неисправности лодки сопровождения старт пришлось несколько раз переносить. Погода в месте старта была неподходящей — Куба встретила нас циклоном. Переход получился очень сложным, на пределе возможностей всех кайтеров, — признался Владимир.

Но мужчины достойно справились с испытаниями. После завершения перехода кайтеры подали заявку в Книгу рекордов России на фиксацию их достижения.

Из досье АП

Юкатанский пролив — это морской пролив между полуостровом Юкатан и Кубой. Соединяет Мексиканский залив и Карибское море в западной части последнего. Наименьшая ширина пролива 217 км, наибольшая глубина — 2 779 метров.

Возрастная категория материалов: 18+