Между нами тает лед: как прошло международное авторалли на Амуре
Репортаж с первых международных гонок на Амуре
ОбществоЛед пограничной реки Амур в эти выходные таял на глазах — к теплым дням февраля добавил огня большой международный турнир России и Китая. Сначала спортивные страсти кипели в хоккейных матчах на коробке, установленной посередине реки, а во второй день здесь прошло уникальное событие — первое международное ралли. Оно состоялось с отсрочкой в три года — пандемия коронавируса не дала провести гонки в 2020 году. Тогда состоялись только хоккейные матчи. Спортсмены двух стран устроили настоящее шоу: ревущие моторы, дрифты, спортивный азарт и битва до последнего коленного вала. Атмосферу большого праздника «Амурская правда» собрала в этом репортаже.
Фото: Алексей Сухушин
Два ряда автомобилей — со стороны Благовещенска и со стороны Хэйхэ, а между ними ледовая трасса. Ее оборудовали двумя кругами — малым и большим, в общей сложности это около 3,7 километра. Кажется, расстояние небольшое, но трасса со специально продуманными виражами на скользком льду — испытание для сильных духом.
Фото: Алексей Сухушин
— Трассу прокладывали с учетом того, какие именно автомобили будут участвовать и на какой резине, если бы это были профессиональные машины, то и трасса была бы другая, другие повороты и прямые участки, так как такими автомобилями на льду управлять проще, — поясняет главный судья соревнований Алексей Шматок.
Для всех участников соревнований трасса стала сюрпризом. Перед началом заездов — проба льда. Как выяснилось, некоторые российские гонщики впервые соревновались по льду, тем более — на международном.
Фото: Алексей Сухушин
Супруги Муравецкие выходят на трассу вдвоем. За рулем Владислав, а его жена Наталья впервые стала штурманом экипажа.
— Как правило, штурман в ралли прописывает трассу и говорит пилоту, где какие повороты, в этом случае просто сидит и боится, — шутит глава семьи, который увлекается гонками с 2016 года. — Наша машина больше подготовлена под грязевые летние гонки, но ради опыта можно и в ледовых гонках поучаствовать. Соперники очень сильные — китайцы умеют хорошо ездить, и машины у них подготовленные. На трассе очень слепило солнце, ехал практически наугад, — признался молодой человек уже после заезда.
Кстати, Владислав прошел отбор и попал в финальные заезды, но не сумел обойти китайского пилота, уступив ему 4 секунды.
Фото: Алексей Сухушин
Экипаж на мощном джипе готовится к старту — внутри штурман Михаил Заикин и пилот Артур Федин.
— Стараемся постоянно участвовать. В основном наша машина подготовлена для трофи, сами мы состоим в клубе «Шатун». Ледовая трасса труднее, ко льду нужно специально готовиться, — говорят гонщики. — Мы только зимнюю резину переодели. По регламенту соревнований шипы нельзя. Машину, конечно, заносит. Главное тут даже не скорость, а умение управлять машиной, суметь удержать ее на трассе и зайти в повороты. С китайскими гонщиками в 2017 году встречались, а потом пандемия — и все планы рухнули. Надеемся, что в дальнейшем будут такие соревнования. Хотелось бы и в Китай покататься.
КамАЗ показал класс на Амуре
— Черноземье после дождей еще хуже, чем лед, — улыбается победитель ралли «Шелковый путь», призер ралли «Дакар» Антон Шибалов. Он стал специальным гостем в Благовещенске. — Делали тестовый выезд, чтобы понять трассу: все нормально. Это событие потрясающее, и эта история должна быть постоянной. Также это пример и для других регионов. Хотя ваш по-настоящему уникален: я приехал ночью, под утро меня вывели на набережную и показали Китай. Честно, не ожидал, что это настолько рядом. Для команды «КАМАЗ-мастер» теперь это самая дальняя локация.
Фото: Алексей Сухушин
«Штучное производство», — так говорил пилот о своем железном коне. Под бортами КамАЗа и в кабине — уникальная «начинка». Например, объем топливного бака — 900 литров, а также внутри специальная система охлаждения. Компьютерное управление контролирует работу всех систем. В экипаже три человека: кроме пилота, это штурман и механик. Как шутит Антон, остальные ему нужны, чтобы менять колеса. Вес одного достигает 150 килограммов, а весь автомобиль со снаряжением весит 9 тонн. Доставляли автомобиль на прицепе 8 дней. «Зато всю страну увидели!» — улыбаются механики.
Фото: Алексей Сухушин
Внутренности автомобиля Антон Шибалов продемонстрировал губернатору Василию Орлову, который пришел на гонки вместе с супругой и дочкой Катей. Известный своим высоким ростом глава Приамурья с трудом вместился в кабину.
— Надо подумать, чтобы этап «Шелкового пути» проходил у нас — даже по мосту между Благовещенском и Хэйхэ, — отметил в разговоре с пилотом Василий Орлов, и его поддержал Генеральный консул КНР в Хабаровске Цзян Сяоян.
— Это будет очень интересная гонка, — согласился пилот Антон Шибалов.
Фото: Алексей Сухушин
Для всех зрителей Антон провел показательные выступления — дрифты тяжелого КамаАЗа на льду вызвали восторг зрителей, особенно китайских. Кажется, сфотографироваться с машиной легендарной российской команды хотел каждый. Атмосфера на гонках была действительно дружеская — гонщики обеих стран подбадривали друг друга, и даже пограничные ленты не мешали общению собравшихся на льду общей реки.
— Мы надеемся в будущем продолжать такие соревнования, — признался тренер китайской команды.
Заезды на адреналине
Соревнования поделены на два класса, в каждом по 10 машин с каждой стороны. В серийном классе выступали машины с объемом двигателя до 3 литров, в открытом — более мощные, с движком 3—5 литра. В отборочных заездах на старт выходила пара — русский экипаж против китайского. Причем специальной жеребьевки не было, каждым соперник достался случайно — по присвоенному номеру.
Международный фестиваль зимних видов спорта проходил два дня. 25 февраля на пограничной реке прошли товарищеские матчи по хоккею. 26 февраля, на льду Амура встретились автомобильные экипажи. Соревнования проходят в рамках Годов российско-китайского сотрудничества в области физической культуры и спорта.
Исполнительный директор Ассоциации развития технических видов спорта в области Алексей Шматок в автоспорте десять лет. В этот раз он не просто возглавил сборную Амурской области, но и стал судьей гонок и по случайности — основным комментатором состязаний. Очень эмоциональным и профессиональным. Он волновался за каждого участника и заряжал зрителей призывами «Вперед!»
Фото: Алексей Сухушин
— Изначально не предполагалось, что я буду комментировать все заезды, но так вышло, — не скрывает эмоций Алексей после награждения. — Адреналин шкалил, особенно в финальных заездах. Для нас ребята не новички, участвуют во всех соревнованиях. Я болел за каждого, например, Юрий Игнатенко мог взять золото. Да, получилось серебро, но я знал, что он приедет к подиуму. Многие спрашивали, почему мы приехали на маленьких машинах, а китайцы на таких больших? Но результат налицо: мы можем составить конкуренцию на любом автомобиле. Основа — это мастерство.
Фото: Алексей Сухушин
После отбора остались по 4 машины в каждом классе. Это те, кто показал лучший результат по времени. Причем судейство тоже двойное — и российское, и китайское. Четыре пары участвовали в финальных заездах каждого класса. Гонки дальше шли «на выбывание».
Тысячи зрителей собрались на набережной Амура
Особая атмосфера царила на набережной реки Амур — на ледовое ралли собрались тысячи людей. К экрану, на котором шла прямая трансляция всего дня соревнований, стекались семьями, а вдоль ограждения выстраивались подготовленные зрители с биноклями. Благодаря обзору с высоты смотреть гонки лучше было именно отсюда.
Фото: Алексей Сухушин
Российский гонщик на автомобиле «Лада-Гранта» показал класс и обошел в отборочном заезде китайского гонщика на джипе, вызвав бурю эмоций среди болельщиков. «Да «Гранта» гоняет прилично, она меня на скорости 170 километров в час делала», — признается один из зрителей, наблюдающий за гонками с набережной через бинокль.
— Когда заезд начинается, делаем ставки, кто выиграет. Вот сейчас «Форд» однозначно будет первым, — говорит Александр.
В первом классе «малышей» из 4 российских гонщиков прошел после первого заезда только один. Опытный Юрий Игнатенко остался биться с китайскими соперниками в одиночестве, но в финале все-таки уступил Лю Ян Гану всего три секунды и взял серебро.
Фото: Мария Мурашко
— «Джимник» этот боевой — чемпион Амурской области по трофи-рейдам, — показывает свой компактный джип Юрий Игнатенко. — Машина строилась для грязи. Но меня пригласили поучаствовать — в северном городе Китая Мохе проходили подобные соревнования. Там было более 200 участников. После этих соревнований я «заболел» льдом. В прошлом году стал чемпионом Благовещенска, Белогорска, в этом году тоже два первых места. Китайские соперники сильные, но у меня возникла техническая проблема — заблокировался задний мост, и пришлось так завершать гонку. Это сказалось — не так заходил в повороты, как мог бы. Но в целом классно! У меня очень много друзей в соседней стране, смотрите, даже номер клуба из Китая на моей машине.
Итоги соревновний: Золото и два серебра: российская сборная подвела итоги авторалли на Амуре
В классе «Открытый» все сложилось наоборот — борьбу китайским соперникам навязали российские пилоты. Из четырех финальных заездов два экипажа Амурской области пробились в финал и бились за золото турнира. С отрывом в две секунды вырвали победу Сергей Анищенко и Виталий Затворницкий. Серебро взял экипаж в составе пилота Александра Логинова и штурмана Романа Алиева.
Фото: Алексей Сухушин
Награждение провели губернатор Амурской области Василий Орлов и заместитель руководителя Секретариата Народного Правительства провинции Хэйлунцзян господин Ма Ли. Медали получили абсолютно все участники соревнований. Надписи на них нанесены на двух языках — русском и китайском. Также кубки вручили капитанам сборных двух стран. Медали и кубок получили тройки победителей в двух группах соревнований.
— Считаю, что все задуманное удалось. Авторалли мы проводили впервые по инициативе китайской стороны, победили сильнейшие, — отметил губернатор Василий Орлов. — Думаю, в следующем году будет больше и стран-участниц, и пилотов. Благодарю за поддержку фестиваля министра спорта России Олега Васильевича Матыцина, компанию «Русский уголь» и группу компаний «Регион», команду «КАМАЗ-мастер», которая провела блестящие показательные выступления. Спасибо пилоту Антон Шибалову, мне кажется, это зрелище порадовало всех благовещенцев и наших китайских друзей.
Гонка за предложением
Единственный пилот-девушка на этих соревнованиях Марина Караблина из Благовещенска три года гоняет на ралли и трофи, но на льду — ни разу.
—Лед вижу первый раз. Это очень сложно, но желание огромное! — призналась «Амурской правде» девушка, еще не зная, какой сюрприз, кроме удачного заезда, ждет ее в этот день.
Ее штурман Дмитрий Шифманович попросил слова после награждения — прямо на льду перед всеми участниками соревнований.
Фото: Алексей Сухушин
— Сегодня были классные соревнования, спасибо организаторам. Но я хочу пригласить любимую – Марину, она пилот. Ты выйдешь за меня? — спросил молодой человек.
Бурные аплодисменты, большой букет алых роз и робкое: «Да, выйду за тебя!» — приятным сюрпризом для единственной девушки-пилота закончился этот турнир. Уже после Марина призналась, что не ожидала такого, а Дмитрий и вовсе переживал, что неполадки с машиной накануне гонок лишат его возможности сделать эффектное предложение.
Фото: Алексей Сухушин
— Отказал автомат, отказала задняя передача и была только одна. До двух ночи ремонтировали, — рассказывает Дмитрий.
— А я только фамилию свою нанесла на машину, теперь придется менять! — смеется счастливая невеста. — Это первые наши ледовые гонки, но уже затянуло! Соревноваться было сложно, у них (китайцев) были объемы побольше. Но я считаю, пробиться в финальные заезды — это уже большое достижение. Тем более я здесь одна девушка.
Пара пока не знает дату будущего торжества, но уверена: в следующем году обязательно снова примет участие в международном ледовом ралли, которое планируют сделать традиционным на пограничном Амуре.
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Алексей Сухушин
Амурская правда
от 26.02.2023
Добавить комментарий
Комментарии