Комплексный подход: новые дороги, сети и фасады
— Виталий Александрович, на реставрацию памятников архитектуры Благовещенска выделяется беспрецедентный объем средств. С чем это связано?
— Действительно, последние годы у нас существенный рост расходов бюджетов всех уровней на ремонт и реставрацию памятников архитектуры Благовещенска. В 2017 году было чуть более 90 миллионов рублей, в 2022‑м освоено почти 400 миллионов. Рост более чем в четыре раза! Это связано в первую очередь с существенным увеличением областного бюджета. Из потраченных в прошлом году средств почти 311 миллионов — это деньги региона. В этом году на ремонт и реставрацию запланировано 383 миллиона рублей. И скорее всего, эта цифра еще вырастет.
Мы все видим, что в городе ведется масштабный ремонт: на магистральных улицах — Ленина, Горького, Калинина — заменяют сети, ремонтируют дороги, одновременно будут ремонтировать и фасады зданий. Не только памятников архитектуры — и жилой застройки, и офисных. Еще в 2021 году определили перечень объектов, расположенных на магистральных улицах, и губернатор поставил задачу: их ремонтировать в первую очередь.
— Рациональный подход: если обновляем все, что под землей, надо привести в порядок и все, что сверху.
— Безусловно. Всё решается в комплексе: освещение, озеленение, благоустройство и фасады. Конечно, на это требуется существенный объем средств. И вряд ли бы нам многое удалось сделать, если бы не губернаторские гранты. Впервые в истории нашего региона гранты бюджета области стали предоставлять для реставрации объектов, находящихся в федеральной собственности. Так, Благовещенский педуниверситет получил грант в 51 миллион рублей из областного бюджета.
«Впервые в истории региона гранты бюджета области стали предоставлять для реставрации объектов, находящихся в федеральной собственности», — говорит Виталий Ребизант.
К сожалению, не все федеральные ведомства выделяют достаточно средств на поддержание в надлежащем состоянии своих зданий. Хотя мы и переписку с ними ведем, и штрафные санкции применяем — работаем по всем направлениям. В прошлом году наконец завершили работы по реставрации здания Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания на Калинина, 28, которое принадлежит Российской академии наук. Переписка с учредителем продолжалась не один год. И по суду понуждение было, и штрафы…
Реставрационные перспективы
— Люди идут мимо похорошевшего здания и не догадываются, сколько сил на это затрачено…
— Для ускорения процесса глава региона и принял решение об оказании помощи из областного бюджета по некоторым объектам федеральной собственности. И сегодня мы видим отреставрированное величественное здание педуниверситета с красивой подсветкой фасадов. Уже завершается ремонт крыши западного крыла на здании вуза по улице Шимановского, и до конца года капитально отремонтируют крышу главного корпуса на Ленина, 104.
Когда‑то здание таможни первым встречало гостей из Поднебесной — сейчас здесь располагается погранзастава. Здание реставрируют за счет губернаторского гранта. Фронт работ большой: ремонтируют крышу, реставрируют фасад, восстанавливают балконы. До конца лета объекту вернут исторический облик и подсветят.
Благодаря губернаторскому гранту реставрируют здание бывшей таможни на Краснофлотской, сейчас это погранзастава. На очереди — историческое здание областного военного комиссариата на углу Амурской и 50‑летия Октября.
Фото: Владимир Воропаев
Есть готовые проекты также на здание Амурского областного суда (бывшая гостиница «Амур») и еще одного корпуса педуниверситета на Горького, 231, где раньше находилась школа памяти Отечественной войны 1812 года.
Фото: Владимир Воропаев
То есть все эти объекты — в реставрационной перспективе.
— Какие еще здания отреставрируют за счет бюджета региона?
— Уже разработаны проекты капитального ремонта здания бывшего Дома Котельникова — это филиал Амурского областного краеведческого музея на набережной. Рассчитываем, что в следующем году он будет выполнен. В самом областном краеведческом музее будут капитально ремонтировать крышу и реставрировать фасад — проект рассчитываем получить в ближайшее время.
В отреставрированном здании бывшей типографии УВД на Амурской — Политехнической откроют музей пожарной охраны с экспозицией спецтехники. Проект воплотят в жизнь совместно с Главным управлением МЧС России по Амурской области. Фото: Владимир Воропаев
Завершаются конкурсные процедуры на выборы проектной организации по реставрации здания бывшей типографии регионального УМВД — это район Амурской — Политехнической. Там планируют открыть музей пожарной охраны: восстановят исторические ворота, появится экспозиция пожарной техники. Проект будет реализовываться совместно с Главным управлением МЧС России по Амурской области.
Фото: Владимир Воропаев
— А что с кардиоцентром АГМА, пострадавшим после пожара?
— Здесь тоже есть подвижки. Исторически это здание известно как бывший молитвенный дом духовных христиан-молокан, хотя многим амурчанам оно больше знакомо как кардиоцентр. Разработку проектно-сметной документации должны завершить до конца года. Таким образом с учетом поручения губернатора и ранее уже имеющихся объектов, которые на сегодняшний день обеспечены проектно-сметной документацией (или ее подготовка завершается), на ремонт и реставрацию будет затрачено около двух миллиардов рублей! При наличии дополнительных доходов бюджета объемы работ могут еще увеличиться.
На сегодняшний день из бюджета области выделено уже порядка 300 миллионов. Реставрационный сезон только начался. Я думаю, что по итогам этого года мы превысим объем средств даже по сравнению с 2022‑м. И с учетом планируемых работ перешагнем сумму 400 миллионов.
Кто у памятника архитектуры хозяин
Чуть ли не каждый второй памятник архитектуры в Амурской области, а если быть точными, то 40 процентов, находится в частной собственности. Процесс приватизации по указу президента РФ был разрешен еще в декабре 1994 года. И, как показывает опыт, зачастую это единственный вариант спасти историческое здание.
Из «сарая» — в украшение
— В муниципальной или государственной собственности сегодня остаются только те исторические строения, которые заняты организациями, осуществляющими государственные или муниципальные функции. Все остальные объекты выставляем на торги — конечно, с условием сохранения объекта культурного наследия, — говорит Виталий Ребизант. — Собственник приобретает здание, чтобы осуществлять хозяйственную деятельность и получать какой‑то доход. Поэтому даже здания, которые находятся в очень плохом техническим состоянии, все равно бизнес покупает и вкладывает в их восстановление средства. В результате мы из «сарая» получаем очередное украшение города. Это я отвечаю тем горожанам, кто обвиняет нас: «На учет разные сараи ставите!»
Многих интересует, почему приостановили реставрацию Дома Саяпина на Амурской, 216. «Потому что при демонтаже выявили дополнительные работы, не учтенные в проекте. Это филиал краеведческого музея. И сейчас музей ведет претензионную работу с проектной организацией, чтобы внесли правки в документы», — пояснил Виталий Ребизант. Фото: Архив АП
Фото: Владимир Воропаев
Неповторимое лицо города
Сегодня власти и региона, и амурской столицы делают ставку на туризм, называя его одним из драйверов экономики. И кто поспорит с утверждением Виталия Ребизанта, что именно памятники архитектуры создают «лицо» города — собственное, неповторимое, не похожее на других.
— Глава региона Василий Орлов инициировал масштабную программу ремонта исторических зданий Благовещенска, которую ведем уже несколько лет. Это все делается для развития туризма. Вы видели когда‑нибудь экскурсионные автобусы в спальных районах? В любом городе туристы стремятся в исторический центр, где сохранились памятники старины. Каждый такой объект — это архитектурная изюминка, которую не хочется терять, — уверен начальник госинспекции по охране объектов культурного наследия области.
Две старинные печи
Один из примеров — старинное здание на перекрестке Калинина — Горького, которое выкупила компания «Хоум мастер». Сейчас там возобновились ремонтно-реставрационные работы, в том числе восстанавливают две печи.
— Их ценность в том, что это подлинные элементы интерьера, — объяснил Виталий Александрович. — Исторических зданий, где сохранились лестница или лепнина, очень мало — чуть более десятка. А здесь сохранились две печи — они интересные, с изразцами. После реставрации будут отличным украшением помещения. При желании их можно даже топить. Если, конечно, собственник захочет. Собственники бывают разные. Вот владелец «Товаров для дома» влюбился в здание — он и деньги вкладывает, и различные изюминки исторические отыскивает. А другому лишь бы этаж новый надстроить да все переделать. С такими не соглашаемся. Отстаиваем сохранность памятников архитектуры в суде. Сегодня это делать стало сложнее.
Готов проект на здание третьей горбольницы
Фото: Владимир Воропаев
«Амурская правда» поинтересовалась: почему много лет не реставрируют здание бывшей третьей городской больницы, расположенное на набережной с видом на Китай?
— Бизнес реагирует на любые изменения экономической ситуации. Взять последние двадцать лет: все кризисы видны по нашей статистике: 2008 год — резкий провал, по сравнению с 2007‑м; потом 2014 год, санкции — тоже резкое снижение инвестирования. Только последние годы благодаря четкой линии, обозначенной губернатором, пошел рост финансирования. И если бы не сложная геополитическая ситуация в стране, объем мог быть еще больше. По зданию бывшей третьей городской больницы процесс пошел, — обнадежил Виталий Ребизант. — Проект уже утвержден. На данный момент собственники ведут переговоры с потенциальными подрядчиками, имеющими лицензию Минкультуры России на реставрационные работы.
Самому старинному зданию города 138 лет
Фото: Владимир Воропаев
— Виталий Александрович, сколько лет самому старому зданию в Приамурье?
— Из того, что стоит на госохране, самое старое здание — это бывшая духовная семинария, а сегодня корпус ДальГАУ на Политехнической, 86, построенный в 1885 году. Это одно из первых кирпичных зданий Благовещенска — первым был собор на улице Комсомольской, но его давно снесли. Но мы же понимаем: город начинали возводить деревянным. Из деревянных самое старинное сохранившееся здание — так называемая Левашовская дача. Как выяснилось, на самом деле это дача не Левашова, а Бабинцева. В любом случае это деревянное здание моложе духовной семинарии.
Возрастная категория материалов: 18+
Сегодня власти и региона, и амурской столицы делают ставку на туризм, называя его одним из драйверов экономики.
А если «сделать ставку» на ПРОИЗВОДСТВО? На РЕАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ? А с ТУРИЗМОМ — как получится... Так, вишенка на «экономическом» торте.
— Nifashev Sergey